ГЛАВНАЯ > Обзоры

Япония подхватила китайскую идею «Один пояс, один путь»?

19:09 14.07.2017 • Уэйд Шепард, Forbes

Фото: forbes.com

Ссылка: https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2017/07/11/has-japan-just-jumped-on-chinas-belt-and-road-bandwagon/#5f4dee057ccb

В Гамбурге 8 июля состоялась встреча председателя КНР Си Цзиньпина с  премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В ходе обмена мнениями по улучшению двусторонних отношений и текущему политическому климату в мире, Абэ выступил с заявлением, которое было истолковано японскими СМИ как потенциальное участие Японии в инициативе Китая «Один пояс, один путь».

«У этого проекта есть потенциал, – отметил президент Японии. – Мы надеемся, что эта инициатива будет способствовать достижению мира и процветания на региональном и глобальном уровнях благодаря реализации идей, поддерживаемых всем мировым сообществом. Мы хотим сотрудничать в этой сфере».

Японские СМИ  интерпретировали это заявление как намерение японского премьер-министра участвовать во внешнеполитических проектах своего китайского коллеги, рассказывая об этом в прессе под следующим заголовком: «Абэ готов вовлечься в инициативу« Один пояс, один путь». Однако подобное мнение может отчасти  ввести в заблуждение.

Инициатива «Один пояс, один путь» нацелена на достижение регионального и глобального мира и процветания посредством инвестиций в инфраструктуру, улучшения связей между акторами, а также инвестиций в развивающиеся рынки азиатских стран. Однако Япония уже десятилетиями занимается тем же самым, хотя и никогда не сосредотачивает все свои усилия только на какой-то одной инициативе и не штампует свои проекты на любой вкус под брендом «мягкая сила». 

Как ранее сообщал Forbes:

«В то время как Китай – крупный международный инвестор в области инфраструктуры -  переживает трудности, Япония десятилетиями работала в этой области, предоставляя через Азиатский банк развития (АБР) и Японское агентство международного сотрудничества огромные финансовые средства на развитие дорог, железнодорожных линий, систем метрополитена и портов в Азии».

Похоже, что Абэ решил помочь г-ну Си с затратами на «Один пояс, один путь», когда недавно пообещал направить дополнительные 200 млрд американских долларов на развитие инфраструктуры в развивающиеся страны Азии и Африки.

К недавним японским проектам по развитию инфраструктуры относятся: строительство предприятия по очистке природного газа и химических заводов в Туркменистане, крупной фабрики удобрений в Узбекистане, дизельного завода на острове Южный Андаман, высокоскоростной железной дороги между Мумбаи и Ахмедабадом, двух дополнительных систем метро в Индии, трех больших железнодорожных объектов на Филиппинах, глубоководного порта в Бангладеш, а также формирование особых экономических зон в Камбодже и партнерство с Индией по созданию Промышленного коридора «Дели-Мумбаи».

По своему типу эти проекты схожи с китайскими аналогами в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а также российскими в странах постсоветского пространства и индийскими в Южной и Юго-Восточной Азии и Иране.

Если рассмотреть проекты, которые конкурируют с инициативой «Один пояс, один путь», то можно заметить большое количество совпадений: проекты, инициированные тем или иным глобальным лидером, часто реализуются параллельно с инициативами других великих держав. В конечном счете все они объединяются в единую, расширенную торговую сеть энергетики и транспорта.

Например, хотя сухой порт «Khorgos Gateway» в Казахстане на 49 % принадлежит китайской корпорации «COSCO Shipping»и Порту Ляньюнган и поддерживается  постоянно растущим объемом китайско-европейских  железнодорожных перевозок, данный порт не является эксклюзивным для инвесторов или поставщиков грузов из Китая. То же самое касается и нового Порта Баку в Азербайджане, терминала Малашевиче в Польше или даже таких развивающихся морских портов, как Бендер-Аббас в Иране.

Энергией, вырабатываемой электростанциями, дорогами и мостами, как правило, пользуются все, вне зависимости от национальности. Сухопутные и морские порты имеют множество терминалов, которыми владеют и управляют компании разных стран. Таким образом, китайская инициатива, подразумевающая создание новой инфраструктурной и экономической сети, проходящей через всю Евразию, будут выгодна не только для самого Китая, но и для Японии. В этом смысле эти два государства работают над одним и тем же проектом под названием «Новый Шелковый путь», и именно в этом ключе нужно понимать заявление премьер-министра Японии Абэ в Гамбурге.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати