ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сахель: конкуренция Запада и борьба с терроризмом

11:17 07.07.2017 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Берлин и Париж намерены усилить военное присутствие в регионе Сахель. Его называют «африканской границей» Европы. Эта «граница» протянулась почти на 4 тыс. км. от Атлантического океана до Красного моря через Сенегал, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Чад, Нигер, Нигерия, Судан и Эритрею.

В феврале 2014 г. была учреждена Сахельская пятерка (G5 Sachel) – Мали, Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер и Чад (1). Лидеры пятерки намерены, с опорой на Францию и Германию, совместно бороться с исламским терроризмом и социально-экономической отсталостью. В феврале 2017 г. Сахельская пятёрка создала совместное антитеррористическое подразделение.

По замыслу Брюсселя, европейские страны совместно со странами Сахельской пятерки должны поставить заслон на пути миграционных потоков из Африки по направлению к Средиземному морю, перекрыть контрабандные тропы и предотвратить разрастание террористической угрозы.

Полицейскими силами справиться с этими проблемами Брюсселю не удалось. Полицейская миссия в Нигере (EUCAP Sahel Niger) была дополнена полицейской миссией в Мали (EUCAP Sahel Mali). Военнослужащие миссии служат инструкторами в местных подразделениях полиции и жандармерии, но до победы над терроризмом далеко. Обширные территории Сахеля позволяют исламистам затеряться на их просторах. В этой связи Париж расширил зону оперативного контроля своих подразделений от Мавритании до Чада, вплоть до границы с Ливией, т.е. чуть ли не на половину всей протяженности Сахеля.

Для Парижа контроль над Сахелем – вопрос не только явных геополитических выгод, но и политического престижа. В прошлом регион был колонией Франции, и сегодня Париж также считает необходимым присутствие здесь своих солдат. Первый зарубежный визит новоизбранного президента Франции Эммануэля Макрона был как раз в этот регион, в Мали, где расположена крупнейшая французская военная база за пределами Франции – 1600 военнослужащих (2).

Лидеры Сахельской пятерки и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающем ряд шагов по улучшению социально-экономической ситуации в странах пятерки, но на первое место были поставлены, все же, вопросы безопасности.

ЕС готов оказать региону помощь в размере €50 млн., в то время как  необходимый для эффективного решения проблемы объём финансирования – не ниже €423 млн.(3). Попытки Парижа добиться финансирования в объёме $800 млн. из бюджета ООН встретили сопротивление Великобритании, и оказались безуспешными.

Париж стремится к доминированию в Северной Африке, но ввиду дороговизны такого предприятия, учитывая его военную и социально-экономическую составляющую, вынужденно пытается привлечь к сотрудничеству другие страны ЕС, например, Германию.

Берлин в январе 2017 г. принял решение увеличить численность контингента бундесвера в Мали с 650 до 1000 человек. Париж приветствовал это решение, хотя очевидно, что своим присутствием Берлин надеется минимизировать французское влияние.

Сотрудничество стран Запада вокруг Сахеля – это многослойный пирог с переплетающимися взаимными и конкурирующими интересами. Германия, поддерживая военную составляющую проекта, не спешит брать на себя бремя решения не менее важных социально-экономических вопросов. Африка находится в фокусе внимания германской внешней политики, и мощные конкуренты Берлину здесь не нужны.

США, в свою очередь, следят за тем, чтобы сотрудничество Берлина и Парижа осталось на теперешнем уровне, и не развилось в более тесную форму. Вашингтон стремится сохранить за собой контроль над минеральными ресурсами Чёрного континента. От импорта африканского кобальта, марганца, хрома зависят многие отрасли американской экономики. Присутствие в Северной Африке Франции и Германии Вашингтон хотел бы превратить в заслон на пути китайской экспансии в регионе. Китай тоже присматривается к африканским недрам.

Некоторые эксперты полагают необходимым выделить из череды североафриканских стран признанных лидеров, и через них переложить часть ответственности за происходящее в регионе на местные правительства. В качестве таких лидеров предлагаются Нигерия и Алжир (4). Нигерия, как самая динамично развивающаяся экономика Африки; Алжир, как государство, входящее в первую пятерку поставщиков газа в ЕС, обладающее экипированной и тренированной армией (4).

Практически осуществить такое намерение будет непросто. С Нигерией переговорных трудностей быть не должно. Но Алжир настороженно воспринимает политику Франции в Северной Африке, видя в ней рецидивы колониального прошлого. Парижу придётся приложить дипломатические усилия, чтобы убедить алжирских партнеров в целесообразности такого шага.

 

1)    http://www.g5sahel.org

2)    http://www.aljazeera.com/news/2017/05/emmanuel-macron-visits-french-troops-northern-mali-170519112433707.html

3)    http://www.german-foreign-policy.com/de/fulltext/59633

4)    http://carnegie-mec.org/diwan/71420?lang=en&mkt_tok=eyJpIjoiWkRVeE5UVXlPVGt5TWpReiIsInQiOiIrVTJcL0xiaGJxSnh2R0NyMHNzVnlDQ0luTWRnNGdkVDhcLzdpZEp2R01jQlA0V1NyWTE2OXNDRlBLZ2loZXQyYlk2TDFxbVEwV1pTRTBKUEVtNjJoa2Iwdk1KRjlyRm1NVHdzOTBWQ2dKZERoMlpncHhhODlYUzhVNFFpNmtORUYwIn0%3D

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати