ГЛАВНАЯ > Рецензии

«Эффект Трампа», Россия и Латинская Америка

15:31 05.07.2017 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Новая книга, изданная доктором экономических наук, профессором Петром Яковлевым при содействии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, чрезвычайно актуальна («Эффект Трампа» или конец глобализации? : монография / П.П. Яковлев – Москва : РУСАЙНС, 2017. – 144 с.).

В этой работе автор предлагает читателям свой анализ ключевых новейших тенденций, развивающихся в мировой экономике и торговле. А в центре внимания ученого – кризис существующей модели глобализации и попытки нынешней вашингтонской администрации изменить сложившиеся правила игры и переформатировать глобальный порядок. «Эффект Трампа» стал важным фактором процесса трансформации системы мирохозяйственных связей. Меняющийся глобальный ландшафт бросает новые вызовы России и другим странам мира, в том числе и в Западном полушарии, и в Латиноамериканском регионе.

Словосочетание «Эффект Трампа» прочно входит в международный социально-политический и финансово-экономический лексикон, отмечает автор. Политика нынешнего президента США (особенно его внешнеполитическая составляющая) уже оказала заметное воздействие на тренды, развивающиеся в недрах мировой экономики и торговли. Эта политика сделала заявку на решающую роль в назревшем переформатировании процесса глобализации.

Дональд Трамп провозгласил политику протекционизма, решительно отверг политико-экономическое наследие своего предшественников Барака Обамы и взял курс на ревизию международной стратегии США и «перезагрузку» глобализации, скроенной по лекалам Вашингтонского консенсуса.

Но, по мнению Петра Яковлева, вряд ли было бы верным утверждать, что все началось с Дональда Трампа, что политика его администрации стояла у истоков тех тектонических и разнонаправленных сдвигов, которые сегодня наблюдаются практически повсюду. Процесс глобализации, в последние десятилетия властно определявший основной вектор развития мировой экономики и торговли, начал пробуксовывать. И впервые признаки торможения дали о себе знать в период глобального финансово-экономического и воспроизводственного кризиса 2008-2009 годов. Десятки государств тогда прибегли к протекционистским мерам, чтобы защитить своих производителей от внешней конкуренции. Практика протекционизма вошла в клинч с политикой многосторонней либерализации торговых отношений…

Далее автор на примерах показывает, каким образом планировалось придать дополнительный импульс угасающей глобализации, дать жизнь новому глобализму. Однако, во многом благодаря внешнеэкономическим шагам именно Дональда Трампа глобальная экономика вошла в зону турбулентности, стоит на пороге глубокой трансформации, утверждает Петр Яковлев.

И это обстоятельство формирует новую повестку дня для всех стран мира – развитых и развивающихся. Разумеется, поясняет ученый, конкретные задачи, стоящие перед отдельными государствами, могут различаться, но общим знаменателем  является нестабильность и непредсказуемость развития, масштаб вызовов, острота возникших проблем. И все это требует переосмысления, поиска новых оригинальных теоретических и практических подходов  к широкому кругу вопросов дальнейшей эволюции мировой экономики и торговли. Международному сообществу предстоит сформулировать новую модель глобального регулирования, наполнить ее содержанием, отвечающим требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

В книге автор предлагает нам восемь глав, в которых и пытается дать ответ на ключевые геоэкономические вопросы.

Он исследует новый облик глобализационных процессов в главе «Глобальная экономика на переломе трендов». А в следующей главе анализирует ситуацию в нашей стране – «Экономические развилки России». Исследуя различные программы дальнейшего развития страны, Петр Яковлев, в частности, отмечает, что чрезвычайная сложность ситуации в российской экономике определяется тем принципиальным обстоятельством, что ее проблемы носят застарелый, хронический характер, а потому не поддаются «простым» макроэкономическим и бюджетно-финансовым решениям. И сформированная в начале 2000-х «модель импортированного экономического роста» не принесла ожидаемых результатов. То есть, в условиях обвала мировых цен на углеводороды и другие товары российского экспорта эта модель провалилась. На повестку дня выдвинулась задача проведения структурных преобразований и формирования новой парадигмы экономического развития страны. Ее главным содержанием, указывает автор, должны стать опережающая динамика отраслей, связанных с индустрией 4.0, и мотивация к постоянному повышению эффективности всего народнохозяйственного комплекса, а не отдельных его секторов. Только таким путем, отмечает в своей работе Петр Яковлев, можно достичь поставленную президентом В.В Путиным цель - выйти на темпы прироста российского ВВП, превышающие среднемировой уровень. Разумеется, новая «модель опережающего роста», как автор ее обозначил, способная максимально полно раскрыть колоссальный потенциал отечественной экономики, не может не опираться на радикально модернизированную институциональную базу. Институты должны заработать в полную силу и заменить собой ручное управление народнохозяйственным комплексом. Такова, подчеркивает автор, ключевая задача современной России.

Интересны и другие главы книги – «В эпицентре «идеального шторма», «Простые» рецепты «трампономики», «Западное полушарие: возможности и риски», «Тихоокеанский фасад глобального хозяйства», «США-ЕС: кризис трансатлантического партнерства» и «Экономическая многополярность или «новая глобализация?».

В этих главах Петр Яковлев довольно убедительно показывает, как болезненно «эффект Трампа» влияет на различные регионы мира и их государства-лидеров, включая страны Евросоюза, Азиатско-тихоокеанского региона. В поле зрения автора торгово-экономические отношения США с Китаем, Японией, Индией, Японией и другими. Значительное место автор, разумеется, как известный ибероамериканист, уделяет влиянию политики нынешнего хозяина Белого дома на Латинскую Америку.

«Латиноамериканские страны, - отмечает автор, - (наряду с Россией) понесли максимальные потери от очередных глобальных потрясений. У них выросли геоэкономические риски, практически не осталось «хороших» и «легких» решений возникших экономических и социальных проблем». В латиноамериканских странах отклонение экономики от сравнительно равновесного состояния в сторону торможения и рецессии произошло именно в результате сопряжения внешних и внутренних негативных эффектов. Сейчас возможности динамичного роста в логике прежней модели (последовательное расширение внутреннего рынка в связке с благоприятной международной конъюнктурной) практически исчерпаны. Необходимо привести в действие новые механизмы социально-экономического развития.

По мнению автора, Латинская Америка находится в точке бифуркации – критическом состоянии, при котором социально-экономическая и политическая система находится становится неустойчивой и возникает проблема: когда и при каких обстоятельствах данная система, двигаясь к новому аттрактору (устойчивому режиму функционирования) перейдет на более высокий уровень стабильности. Поскольку, как правило, пребывание в точке бифуркации носит сравнительно кратковременный характер, то логично предположить, что переходное состояние латиноамериканского региона на продлится слишком долго.

Россия, пишет Петр Яковлев, в последние годы выстраивает с рядом государств Латиноамерики отношения стратегического партнерства и она заинтересована в том, чтобы страны региона как можно скорее преодолели трудности и расширили свои возможности в интересах взаимовыгодного российско-латиноамериканского торгово-экономического сотрудничества.

…Что же нас ждет в будущем? Как считает Петр Яковлев, речь идет о трех весьма различных альтернативных сценариях будущего: либо продолжение глобализации в ее «классических» форматах (сохранение статус-кво), либо эволюция глобальной экономики в направлении формирования многополярного мироустройства, либо конец изначальной версии глобализации.

Как бы то ни было, заключает автор, но «эффект Трампа» и формирующиеся ключевые макротенденции свидетельствуют, что ближайшие годы явятся переломными в развитии процесса глобализации, в значительной степени изменят базовые условия функционирования мировой экономики и торговли. Начавшийся процесс глубоких трансформаций, судя по всему, будет тяжелым и даже болезненным для немалого количества стран, хотя каждая страна «будет несчастной по-своему»…

Пересказывать всю работу Петра Яковлева, даже его же словами, вряд ли стоит. Предпочел встретиться с ним. Задаю автору книги три дополнительных вопросы.

 

- Петр Павлович, почему для исследования вами была избрана именно эта тема? Почему вдруг «Эффект Трампа»?

- Тема кризиса или, как считают некоторые наблюдатели, конца глобализации сейчас привлекает широкое внимание и активно комментируется в экспертном сообществе. С моей точки зрения, без глубокого понимания того, что происходит в недрах глобализационных процессов, невозможно ни адекватно оценить современное состояние мировой экономики, ни (что еще важнее) прогнозировать ее дальнейшую эволюцию. И это касается практически всех регионов и отдельных стран. Дело в том, за период с начала 1980-х годов глобализация превратилась в главный вектор развития международных торгово-экономических и финансовых связей, стала оказывать огромное воздействие на внешние и внутренние условия существования большинства государств. Казалось, что такое положение утвердилось навсегда. Но в последние три-четыре года процесс глобализации стал явно пробуксовывать. Резко возросло недовольство его результатами и последствиями. Причем, если раньше в оппозиции находились так называемые антиглобалисты (как правило, представители левого политического спектра), то теперь с критикой глобализации выступил Дональд Трамп – президент той страны, которая и была инициатором данного процесса. В этом – один из парадоксов нынешнего положения.

- Каковы же, на ваш взгляд, основные черты политики Дональда Трампа в Латинской Америке?

- Как и в других районах мира, политико-экономический курс США в Латинской Америке при Трампе характеризуется существенными подвижками. Их суть состоит в стремлении добиться односторонних выгод для американского бизнеса и максимально ослабить позиции неугодных Вашингтону режимов, прежде всего, в Венесуэле. С этой целью Белый дом может использовать внушительный арсенал средств: от ограничения связей с Кубой и пересмотра условий интеграционного соглашения с Мексикой до прекращения импорта венесуэльской нефти и введения миграционных запретов. В такой обстановке у государств Латинской Америки не остается других способов защитить свои интересы, кроме интенсификации внутрирегионального взаимодействия и диверсификации внерегиональных торгово-экономических отношений.

- Презентация этой книги недавно прошла в Париже. Почему именно в столице Франции?

- Да, презентация книги состоялась 21 июня в Париже в актовом зале Института демократии и сотрудничества (ИДС) и была приурочена к проведению международного коллоквиума, посвященного проблемам глобальной экономики. На этом мероприятии мне довелось выступить с магистральным докладом «Глобализация в лабиринте контрастов и парадоксов», а с французской стороны основным докладчиком-оппонентом являлся известный экономист и международный инвестор Шарль Гав (Charles Gave). В острой дискуссии, продолжавшейся около трех часов, приняли участие президент ИДС доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая, британский политолог Джон Локленд, представители ряда ведущих исследовательских центров и высших учебных заведений Франции.

 

…Что ж, надеюсь, книга Петра Яковлева «Эффект Трампа» или конец глобализации?» поможет и российским, и зарубежным  читателям разобраться в процессах, которые сегодня переживает наш сложный мир. Во всяком случае, пищи для размышлений в книге на эту тему предостаточно.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати