ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Декларация Бальфура и русская революция: последствия для Ближнего Востока

13:04 29.06.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Портрет Артура  Бальфура и оригинал Декларации. Фото: Ahtribune.com.

В 2017 году исполняется столетие одного из наиболее известных в мировой истории документов, предопределивших историю Ближнего Востока в ХХ веке. 2 ноября 1917 года министр иностранных дел Великобритании Артур Джеймс Бальфур направил в адрес члена Палаты лордов, известного банкира и ученого, лидера британских сионистов Лайонела Уолтера Ротшильда, официальное письмо о доброжелательном отношении Лондона к идее создания национального еврейского очага в Палестине. Есть ли связь  между Декларацией Бальфура и политикой  великих держав по разграничению сфер влияния на Ближнем Востоке в ходе и после окончания Первой мировой войны?

Ответы на этот вопрос попытались дать участники круглого стола, состоявшегося    в Москве и  организованного усилиями  Исследовательского  центра Еврейского музея  и центра толерантности при активном участии Отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

Причины появления Декларации

По словам заведующей  Отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Татьяны Карасовой,  одной из основных причин Одной из основных причин появления этого документа стало стремление  Лондона к укреплению собственных позиций на Ближнем Востоке в эпоху заката ведущих колониальных держав. Эту цель с предельной ясностью выразил Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джорж, заявив, что декларация Бальфура отнюдь не представляла собой  обычный  акт милосердия, а представляла собой сделкув обмен на поддержку евреями всего мира дела союзников (Антанты).   

Ведущий научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Татьяна Носенко напомнила, что  принципы тайной дипломатии, активно проводившейся великими державами в годы Первой мировой войны, предполагали различные проекты раздела  Османской империи. Подобная «тайная аннексия» имела место и ранее, но в годы Первой мировой войны была активизирована.  

Круглый стол, приуроченный к 100-летию Декларации Бальфура, был посвящен ближайшим и отдаленным последствиям обнародования этого документа.

Англо-франко-русское соглашение от 10 апреля 1915 года предусматривало установление контроля над Босфором и Дарданеллами. Еще дальше шло соглашение Сайкса-Пико от 16 мая 1916 года, согласно которому были разграничены сферы влияния на Ближнем Востоке между Великобританией, Францией, Россией и позднее присоединившейся к ним Италией.

Однако в своем стремлении к разделу Ближнего Востока, ведущие европейские державы, и тем более Лондон, вынуждены были считаться с позицией малых стран и национальных меньшинств. Значительной проблемой для Лондона был арабский национализм, неофициальным лидером которого был шериф  Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими, активно выступавший за независимость Хиджаза и всего арабского Востока. Весной 1915 года сын шерифа, эмир Фейсал ибн Хусейн, посетил Дамаск, считавшийся в то время признанным центром арабского национализма, и установил неофициальные контакты с его лидерами. В мае 1915 года был подписан Дамасский протокол, согласно которому Лондон должен был стать гарантом создания на Ближнем Востоке арабского государства «в его естественных границах», включающих в свой состав Палестину, Сирию, Месопотамию и Аравийский полуостров за исключением Адена. В обмен будущее арабское государство должно было заключало  с ней оборонительный союзный договор и получало экономические привилегии сроком на 15 лет.  

24 октября   1915 года между шерифом Мекки Хусейном ибн Али  и британским верховным комиссаром Египта Артуром Макмагоном  было достигнуто соглашение, согласно которому Великобритания признавала Дамасский протокол и выражала готовность к признанию  независимости будущего арабского государства, за исключением протекторатов на Аравийском полуострове, а также Западной Сирии,  Ливана и Киликии. Опираясь на эти обещания, арабы в июне 1916 года подняли восстание против Османской империи.  

К 1917 году  между Францией и Великобританией возникли значительные трения из-за статуса Палестины. С целью защиты своих позиций Лондон обратил  внимание на сионистское движение. Новый Кабинет министров во главе с Дэвидом Ллойд-Джорджем установил тесные контакты с лидером сионистского движения Хаимом Вейцманом. Необходимо учитывать и то, что в культурной традиции Европы было  живо представление о Палестине как «библейской стране».

Неприятным сюрпризом для стран Антанты стал выход России из войны в конце 1917 года  и предпринятая  новым большевистским правительством публикация договоров тайной дипломатии, среди которых было и соглашение Сайкса-Пико. Это подтолкнуло Лондон к  попыткам пересмотреть прежние соглашения, данные арабам и евреям, и усилило позиции тех, кто выступал против включения Палестины в единое арабское государство.

В результате дипломатического компромисса  возникла идея установления  опеки над территориями Ближнего Востока как . переходного этапа к получению ими дальнейшей независимости.  Мандатная система фактически  стала  смягченной формой  колониализма,  включив  в свой состав и элементы международного права, и принципы демократии. По мнению Т.Носенко, декларация Бальфура не привела к формированию еврейского государства, но способствовала институциализации сионистского движения как влиятельной международной силы.

После Второй мировой войны правопреемником упраздненной Лиги Наций в вопросе о подопечных территориях выступила Организация Объединенных Наций. 14 февраля 1947 года Великобритания заявила о своем отказе от прав на мандат, мотивируя это тем, что не способна найти взаимоприемлемое решение для арабов и евреев. . 29 ноября 1947 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 о разделе Палестины на два государства по этническому принципу с предоставлением особого статуса Иерусалиму. Тем самым декларация Бальфура была окончательно дезавуирована. 

Профессор Института по исследованию прикладной дипломатии Тель-Авивского университета Евгений Клаубер считает, что декларация Бальфура носила аморфный характер. Однако,  в конечном итоге этот документ положил начало массовому переселению евреев  в Палестину и поставил вопрос о политической и культурной идентичности переселенцев. «Не только этническое происхождение, но прежде всего ощущение себя евреем вне зависимости от места рождения, имело важное значение,  - отметил эксперт. – В конечном счете, именно еврейское большинство, сформировавшееся в Палестине, обеспечило создание Государства Израиль».

Соглашение  от 3 января 1919 года, подписанное на Парижской мирной конференции руководителями арабской и еврейской делегации – Фейсалом ибн Хусейном (первым королем Ирака, а также первым и последним королем Сирии) и Хаимом Вейцманом. Оно определило границы арабского королевства и будущего государства евреев. Тем самым  арабы дали принципиальное согласие на образование сионистами своего государства. Как известно, британцы не выполнили обещания, данного арабам.

Арабский национализм и еврейская миграция

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Екатерина Усова посвятила свое выступление  влиянию декларации Бальфура на взаимоотношения евреев и арабов. Считается, что отношения между арабскими  националистами  и сторонниками сионизма  носят экзистенциально непримиримый характер. Между тем арабы и евреи неоднократно предпринимали попытки договориться. Накануне Первой мировой войны был запланирован созыв с этой целью конференции под Бейрутом, однако начало военных действий заставило отказаться от этой идеи. К сожалению, установление на Ближнем Востоке мандатной системы постепенно привело к трансформации арабо-еврейских отношений к формату «война всех против всех». 

В свою очередь,  решения, предпринимавшиеся британским Кабинетом министров,  предпринимались из геополитических соображений:  Британская империя нуждалась в установлении прочной связи между двумя опорами ее господства на Востоке – Суэцким каналом и Индией.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Масюкова посвятила свой доклад влиянию декларации Бальфура и ее влияние на миграцию в подмандатной Палестине. 25 апреля 1920 года на международной конференции в  Сан-Ремо было  принято окончательное решение о передаче Палестины под британскую опеку. К тому времени, согласно различным источникам, 91-93% населения этого региона составляли арабы и лишь  8% - евреи, большинство из которых не было уроженцами этой страны.

«Белая книга» 1922 года ввела ограничения на въезд евреев в Палестину. Согласно позиции британских политиков, новые иммигранты не должны создавать излишнюю конкуренцию в местах проживания иных народов. Тем не менее, еврейские переселенцы внесли существенный вклад в развитие экономики региона. Лидером по количеству еврейских иммигрантов к тому времени были США. После введенных в 1924 году ограничений на въезд часть евреев Европы, которые собирались пересечь Атлантику, выбрали конечным пунктом своего переселения именно Палестину. Параллельно с разрешенной существовала и нелегальная миграция, участники которой нередко гибли, так и не добравшись до конечной цели своего путешествия.

В начале 1920-х годов в Палестине возникла одна из первых рабочих  организаций – федерация профсоюзов Гистадрут.

«Государство в пути»

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис рассказал о значительном вкладе еврейских переселенцев в  экономическое развитие Палестины в период  британского мандата. По словам эксперта, особенно интенсивно шло строительство инфраструктуры.  Еврейские иммигранты активно сотрудничали с британской администрацией в вопросе создания квот и определения наиболее приоритетных профессий.

Именно в период британского мандата в Палестине еврейскими поселенцами были  созданы  важнейшие  учреждения, ставшие основой развития будущего Государства Израиль. Назовем лишь некоторые из них. С 1912  года начинает свою биографию знаменитый  Технион (Израильский технологический институт) в Хайфе. В 1921 году основана сельскохозяйственная опытная станция в Тель-Авиве. В 1934 году  в Иерусалиме создан  медицинский центр «Хадасса». 1941 год  ознаменовался  открытием Центра изучения и координации молодежного движения в Палестине им. Генриетты Сольд. В межвоенный период были основаны Израильское общество микробиологов и Ассоциация изобретателей Израиля. Так формировались важнейшие центры научной, экономической и культурной деятельности в Палестине, заложившие фундамент нынешнего Государства Израиль.

Сионизм и русская революция

Однако в России отношение к Декларации Бальфура было крайне неоднозначным. Об этом рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Локшин. 

Отмена национальных, политических  и религиозных ограничений в России после Февраля 1917 года имела большое значение для сионистского движения, многие деятели которого были избраны по спискам своих партий в состав Учредительного собрания.

Однако реакция консерваторов в России на издание декларации Бальфура была прямо противоположной. Показательна позиция Российского Палестинскогообщества, собравшегося на свое заседание 16 декабря 1917 года.   Выступавшие с тревогой говорили о политической опасности, связанной с перспективой основания «Еврейского царства» в Палестине. Известный богослов и историк Церкви Н.Глубоковский даже назвал происходящие на Ближнем Востоке события «великим переворотом в Святой Земле». По его мнению, евреи не будут довольствоваться территорией в «исторических границах», но пожелают овладеть всем пространством от Средиземного моря до Евфрата и от Ливана до «потока Египетского». На заседании развернулась активная дискуссия, участники которой говорили, что евреи не имеют права на Палестину. Их предки пришли не на пустое место, а на государственно-организованные территории и поэтому не имеют права даже первых обладателей.  Что же касается древнего  Израильского царства, то оно  было внутренне слабым и погибло еще до Рождества Христова. Сама декларация была названа «английской комбинацией», призванной подорвать позиции христиан, и прежде всего православных,  на Ближнем Востоке. Тем не менее, никакого обращения с протестом  в адрес международных  организаций  так и не последовало.

Попытки воспрепятствовать осуществлению сионистского проекта в Палестине предпринимали и представители «белой» дипломатии. В качестве примера можно привести пример переписки Представителя  Патриарха Московского и всея Руси митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) на имя начальника управления иностранных дел  Особого совещания при главкоме Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) Антоне Деникине, известного дипломата Анатолия  Нератова. Однако все эти люди были  абсолютно бессильны, зависимы от помощи извне  и, по существу, никого не представляли. Можно лишь предполагать, что   если бы  Россия не вышла из войны в 1917-1918 годах, то официальный Петербург,  несмотря на союзнические отношения с Лондоном, мог стать  решительным противником образования еврейского государства в Палестине.

Декларация Бальфура и сионизм в СССР

Старший научный сотрудник Центра публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН Ирина Бережанская коснулась в своем выступлении деятельности сионистских организаций после 1917 года. Большинство из них  осудили приход к власти большевиков. Однако по мере роста антисемитских настроений среди  противников большевизма в годы Гражданской войны, ситуация отчасти поменялась.. Так, например, произошло с социал-демократической партией «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»), от которой в 1919 году откололась левая фракция, образовавшая Еврейскую коммунистическую партию под тем же названием. В 1920 году на ее базе был создан Всемирный еврейский Коммунистический союз (Вельтфарбанд), активно пропагандировавший сионистские идеи. В 1919-1922 годах после длительного противостояния с РКП(б) ЕКП «Поалей Цион» объявила о своем самороспуске, а часть членов партии перешла на большевистские позиции.

Часть важных документов, прежде всего из Центрального архива ФСБ,  касающихся социалистических и сионистских движений, была введена в научный оборот  при издании  масштабного 10-томного издания «Совершенно секретно: Лубянка - Сталину о положении в стране. 1922-1934 годы»[1]. Они наглядно свидетельствуют, что уже к концу 1920-х годов деятельность сионистов в Советском Союзе была пресечена. Некоторые движения (например, сионистская международная организация «Гехалуц») пытались вести подпольную деятельность, однако успехов она почти не имела. Большинство активистов сионистского движения либо были  арестованы, либо бежали из страны.

Проблемы остаются

Последствия обнародования декларации Бальфура дают о себе знать до сих пор. Так, в 2016 году Палестинская администрация запросила поддержки Лиги арабских государств в подаче иска против Великобритании в связи с обнародованием этого документа. Как заявил министр иностранных дел частично признанного Государства Палестина Риад аль-Малики, в результате принятия этого документа палестинский народ пережил депортацию и физическое уничтожение («накба»), потеряв собственную родину. Разумеется, Лондон отказался приносить какие-либо изменения. Однако палестинцы не отказались от своего намерения, и собираются дойти до Международного уголовного суда.

В научной среде нет однозначной оценки того, можно ли считать появление Декларации Бальфура точкой бифуркации, предопределившей будущий затяжной  конфликт между арабами и евреями. Но одно очевидно:  раскол между двумя общинами, обозначившийся в первой четверти ХХ века, продолжает углубляться на наших глазах и дополнительно осложнять ситуацию в Ближневосточном регионе.

Ссылка на англоязычный оригинал Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года http://www.jewishvirtuallibrary.org/text-of-the-balfour-declaration



[1] «Совершенно секретно»: Лубянка –Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): в 10 тт. /ИРИ РАН; Центр.архив ФСБ РФ. – М.: ИРИ РАН, 2001-2008.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати