ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Киберугрозы расшатывают стратегическую стабильность

16:43 27.06.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: LarryDowning/Files / Reuters

Некоторые ученые полагают, что в настоящее время уровень стратегической стабильности в мире близок к тому показателю, который существовал в период Карибского кризиса 1962 года. Такая ситуация сложилась во многом благодаря бурному развитию информационно-телекоммуникационных технологий, которые могут служить не только во благо, но и во вред человечеству.

Насколько сильное влияние оказывают киберугрозы и угрозы информационной безопасности на уровень стратегической стабильности в мире? На этот и другие вопросы постарались ответить ведущие российские эксперты по международной и информационной безопасности в рамках круглого стола «Актуальные проблемы безопасности в информационном пространстве». Мероприятие состоялось в Национальном исследовательском институте мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН.

Киберугрозы в военной сфере

Руководитель группы проблем информационной безопасности ЦМБ НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Наталья Ромашкина, поднимая тему киберугроз в военной сфере, подчеркнула, что они носят самый разный характер – от нанесения физического вреда до психологического воздействия. В результате кибернападения на объекты военной и гражданской инфраструктуры может быть нарушена работа программно-аппаратных средств, линий связи и сетей. «Блок киберугроз в сфере ядерного оружия – самый опасный», – считает Ромашкина. В настоящее время существуют разные точки зрения по вопросу кибервоздействия на системы контроля, командования и управления ядерным оружием: от полного неприятия такой возможности до мнения о том, что такая вероятность существенна. Н. Ромашкина полагает, что когда речь идет о ядерной державе, необходимо исходить из худшего сценария. Эксперт перечислила несколько возможных угроз – от выведение из строя системы командования и контроля над ядерным оружием до несанкционированного запуска баллистических ракет.

«На современном этапе информационное противоборство между различными акторами больше ориентировано не на военные объекты, а на экономику, социальную и духовную сферу общества» (А. Стрельцов)

Заместитель директора Института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор, доктор технических наук, доктор юридических наук Анатолий Стрельцов более оптимистично смотрит на проблему кибернападений на ядерный потенциал. Эксперт сообщил, что нарушить систему управления ракетными войсками очень сложно. Также он отметил, что на современном этапе информационное противоборство между различными акторами больше ориентировано не на военные объекты, а на экономику, социальную и духовную сферу общества. В качестве примера Стрельцов привел враждебное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) террористическими организациями, посредством которых они занимаются распространением идеологии экстремизма.

Новые угрозы в информационном пространстве

Генеральный директор Консорциума Инфорус Андрей Масалович рассказал о новых угрозах в киберпространстве. В последнее время, по его словам, появилось два новых явления, которые изменили интернет:

Во-первых, было создано семейство умных ботов, с помощью которых можно осуществлять массированные атаки на технические системы (взламывать банковские карты и аккаунты в социальных сетях, получать доступ к электронной почте и т.д.)

Во-вторых, благодаря появлению кнопки «репост» (repost) открылась возможность манипулирования массовым сознанием в информационном пространстве. При правильном выборе «точек впрыскивания» информации кнопка «репост» может поражать огромные пространства без особых энергетических и финансовых затрат. В качестве примера Андрей Масалович привел последние выборы в США. Так, в предвыборной гонке Трампа информационное воздействие на аудиторию осуществлялось в несколько этапов. Первый шаг – определение психотипа человека в интернет-среде. Это стало возможным благодаря изобретению Майклом Казински специальной программы, которая по 68 лайкам с вероятностью в 95 % определяет цвет кожи, сексуальные и политические предпочтения испытуемого. Шаг второй – таргетирование аудитории, т.е. выбор тех людей, которые подхватывают нужную новость. Шаг третий – речь Трампа изначально делилась на фразы, для каждой из которых подбиралась целевая аудитория. Далее, когда Трамп произносил речь, стартовали примерно 1000 ботов, которые в нужные целевые группы разносили ударный контент. К концу речи, казалось, что весь интернет бурлит и все обсуждают Трампа. По словам Андрей Масаловича, сегодня, к сожалению, такими технологиями владеют не только политические, но и деструктивные силы. Например, те, которые управляют «группами смерти» в социальных сетях.

По 68 лайкам с вероятностью в 95 % можно определить цвет кожи, сексуальные и политические предпочтения человека

***

Заместитель директора по вопросам обучения компании «СёрчИнформ» Виктор Морозов отметил: «Понимание стратегической стабильности, как это было в XX веке, переросло свои рамки, так как сейчас оно несводимо к обеспечению некоего баланса или паритета в области ядерного оружия. Сегодня все, что касается ИКТ-среды обладает, возможно, не меньшим, а в чем-то даже большим весом». С этим трудно не согласиться. Информационная безопасность играет существенную роль в процессе обеспечения стратегической стабильности. Кибератакам подвергаются критически важные объекты инфраструктуры, а информационные атаки ежедневно оказывают пагубное воздействие на массовое сознание различных социальных групп. Большинство экспертов сходятся во мнении, что для поддержания стратегической стабильности в мире необходимо вовлекать в переговорный процесс не только государства, но и представителей частного сектора, крупных корпораций, а также политические группы. Только совместными усилиями можно сделать киберпространство более регулируемым, понятным и безопасным.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати