ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и страны Центральной Азии: 25-летие дипломатических отношений

14:46 21.06.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото А. Толстухиной

В 2017 году исполнилось 25 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и государствами Центральной Азии. Центрально-азиатский регион представляет для России огромную стратегическую важность. На это указывает количество контактов лидеров государств за последнее время. В частности, в феврале–начале марта 2017 года Президент России Владимир Путин посетил три страны региона (Казахстан, Киргизию и Таджикистан), а в апреле состоялся государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву, который завершился существенными договоренностями. По словам ректора МГИМО Анатолия Торкунова, то, что связывает Россию с Центрально-азиатским регионом, имеет непреходящее значение: «В эпоху конкуренции глобальных игроков с гигантскими ресурсами мы можем отстоять наши национальные интересы только при развитии регионального взаимодействия. Наш долг перед молодым поколением не только сохранить, но и укрепить существующие связи и сотрудничество».

В МГИМО состоялась Международная конференция «Россия и Центральная Азия: новые перспективы», приуроченная к 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и государствами Центральной Азии. В конференции приняли участие: дипломаты, политики, ученые из России и государств Центральной Азии, а также представители таких организаций, как ОДКБ, ЕЭК, Минпромторг РФ, «Россотрудничество», Фонд «Русский мир» и др. Конференцию подготовили МГИМО МИД России и Фонд «Русский мир».

Участники конференции поговорили об успехах двустороннего взаимодействия России и стран Центральной Азии за последние 25 лет, о проблемах региона, а также о новом этапе развития огромного постсоветского пространства и находящихся в его рамках государств, которые после распада СССР обрели свою государственность и идентичность.

«В эпоху конкуренции глобальных игроков с гигантскими ресурсами мы можем отстоять наши национальные интересы только при развитии регионального взаимодействия» (А. Торкунов)

Анатолий Торкунов в своем приветственном слове напомнил, чтоЦентрально-азиатский регион всегда имел огромное значение как для России, так и для судеб человечества в целом: «В XIX веке западным акторам и России важность региона виделась через призму геостратегии, прежде всего, в контексте борьбы между Британской и Российской империями. В начале XXI века стратегические подходы сместились к геоэкономике. Пространство Центральной Азии сегодня воспринимается как территория, богатая интеллектуальными и природными ресурсами, которая также относится к зоне прохождения энергонесущих артерий».

Сегодня на огромном евразийском пространстве, включающем в себя регион Центральной Азии, развивается несколько новых проектов, в том числе китайская инициатива «Один пояс, один путь». Предполагается, что государства Центральной Азии и Россия будут активно вовлечены в этот проект. Оценивая перспективу развития интеграционных процессов в регионе, Анатолий Торкунов отметил:  «Важно использовать те наработки, которые у нас имеются в области регионального сотрудничества. Прежде всего, я имею в виду ЕАЭС. Очень важно, чтобы мы не чувствовали себя пасынками китайского проекта».

Вопросы безопасности

Центрально-азиатский регион расположен в достаточно сложной зоне и непосредственно сталкивается с такими проблемами, как терроризм, наркотранзит и организованная преступность. По словам Анатолия Торкунова, проблемы настолько комплексные и тяжелые, что с ними возможно справиться только общими усилиями.

Директор Третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник сообщил, что в настоящее времяРоссия оказывает значительное содействие укреплению безопасности стран региона. Российский ядерный зонтик, по мнению дипломата, остается наиболее весомой гарантией безопасности наших союзников. Это особенно актуально в условиях сложной обстановки на Дальнем Востоке и в Южной Азии. В целях улучшения контроля за обстановкой на афганской границе оптимизирована 201 российская военная база в Таджикистане, а также усилена авиабаза в Киргизии. Для повышения уровня квалификации кадрового состава, на данный момент в заведениях Министерства обороны обучается прядка 2500 слушателей из государств Центральной Азии. Наряду с сотрудничеством силовых ведомств Россия стала больше уделять внимание просветительской работе среди молодежи, которая находится в зоне риска с точки зрения вербовки в различные международные террористические структуры[1]. «Россия усиливает безопасность региона не только в собственных интересах, но и в интересах своих союзников. В этом также заинтересованы страны ЕС, США и Китай. Мы делимся с нашими партнерами опытом, приобретенным в ходе сирийской кампании. Мы в одной лодке, когда речь идет об угрозе религиозного экстремизма», – отметил Стерник.

«Мы в одной лодке, когда речь идет об угрозе религиозного экстремизма» А. Стерник

В рамах мероприятия заместитель Генерального Секретаря ОДКБ Аманжола Жанкулиев зачитал приветственную речь Генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова, обращенную к участникам конференции, в которой, в частности, было отмечено следующее: «За минувшие 25 лет Россия и государства Центральной Азии существенно продвинулись и достигли значительных результатов в развитии отношений, основанных на принципах равноправия и взаимоуважения. Динамично развивается военно-политический диалог. Трудно переоценить значение российского военного присутствия в регионе с целью купирования угроз безопасности и поддержания стабильности. Совершенствуется деятельность ОДКБ по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и другим вызовам и угрозам. Принята стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года. Утверждены меры по борьбе с терроризмом, а также достигнута договоренность формирования единого списка террористических организаций. Сегодня, в динамично меняющемся мире, который, к сожалению, не становится более безопасным, перед ОДКБ стоит задача дальнейшего упрочения международного авторитета организации, которая способна влиять на эволюцию современной системы безопасности Евразии».    

Двусторонние торгово-экономические отношения

По словам Александра Стерника,  масштабы российских инвестиционных и торгово-транзитных интересов в Центральной Азии несопоставимы с европейскими, американскими и арабскими вместе взятыми: «По большому счету американский капитал так и не пришел в Центральную Азию, так как американские инвесторы указывают на невысокую покупательную способность населения. Брюссель же не торопится с вложением капитала даже в политизированный Транскаспийский газопровод. Таким образом, в регион не спешат передовые западные технологии.  У России же картина иная, поскольку близкие рынки делают рентабельными товары и грузооборот. География помогает устойчивости связей между предприятиями, развитию совместных промышленных цепочек». Россия заключила почти 900 договоров со странами региона, 70% которых имеют торгово-экономический характер. Россиянами образовано порядка 7,500 совместных предприятий. Товарооборот на докризисном этапе (до 2014 года) составлял около 30 млрд долларов США. Сегодня торговля снова выходит на траекторию роста, хотя Стерник признает, что ее объем сузился практически вдвое. Накопленные российские инвестиции в Центральной Азии превышают сегодня 15 млрд долларов США, причем не только в области ТЭК (на ТЭК приходится чуть более 40 %),  но и цветной металлургии, а также телеком-отрасли.  Александр Стерник подчеркнул, что телеком – одна из наиболее прибыльных отраслей, где задействован российский  капитал. В ответ в Россию экспортируются трудовые услуги из государств Центральной Азии (на сегодняшний день в нашей стране трудоустроено около 4 млн человек из стран региона).

«Масштабы российских инвестиционных и торгово-транзитных интересов в Центральной Азии несопоставимы с европейскими, американскими и арабскими вместе взятыми» (А. Стерник)

Стерник считает Евразийский Экономический Союз  настоящим «якорем стабильности» региона, который обеспечивает относительно  безбарьерную  торговлю между его членами. «ЕАЭС позволил нам практически безболезненно компенсировать падение внешнего спроса на наши основные экспортные товары», – подчеркнул дипломат.

В рамках круглого стола представители центрально-азиатских республик также уделили внимание развитию двусторонних торгово-экономических связей с Россией. Так, по словам заместителя директора Казахстанского института  стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан  Саната Кушкумбаева, Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана, на долю которого в рамках ЕАЭС приходится почти 95 % импорта и 90 % экспорта страны. Также Россия остается важнейшим торговым партнером Узбекистана.   По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан  в РФ Бахрома Ашрафханова,на долю России сегодня приходится 29 % внешней торговли республики. Посол напомнил, что в апреле текущего года состоялся масштабный государственный визит президента Узбекистана, в ходе которого было подписано свыше 50 соглашений на сумму 16 млрд долларов. Узбекистан и Россия имеют огромный потенциал в топливно-энергетической сфере. Российские компании «Лукойл» и «Газпром» активно участвуют в освоении углеводородных месторождений Узбекистана.

Евразийский Экономический Союз настоящим «якорем стабильности» региона, который обеспечивает относительно безбарьерную торговлю между его членами (А. Стерник)

Ректор Дипломатической академии Кыргызской Республики им. К. Дикамбаева Чинара Адамкулова, в свою очередь, отметила, чтоРоссия для Киргизстана остается ключевым экономическим партнером. Статистические данные свидетельствуют о том, что порядка 1/3 торговли Кыргызской Республики приходится на РФ. В 2016 году товарооборот между странами составил около 1 млрд долларов. Россия входит в круг крупнейших инвесторов республики. В Кыргызстане зарегистрировано около 4 тысяч компаний с участием российского капитала.

Связи в культурной и гуманитарных сферах

По мнению Анатолия Торкунова, очень важно в перспективе сохранить те глубочайшие связи в гуманитарной и духовной сферах, которые традиционно существовали между Россией и странами Центральной Азии. Ректор МГИМО особенно подчеркнул важность развития научных связей между государствами: «Сфера науки становится глобальной и надо думать о «mega-science» проектах (больших научных проектах). Научный потенциал в странах Центральной Азии существенный и целесообразно задействовать в максимальной степени всевозможные формы научного сотрудничества. Мне кажется, что в этом вопросе мы сильно недорабатываем». Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ГД ФС РФ Иван Белеков считает, что без культурного диалога и духовного потенциала даже ЕАЭС будет терять свою подлинную силу. «По моему глубокому убеждению, без укрепления духовной, исторической, гуманитарной составляющей Экономический союз – это ничто. Мы должны объединить гуманитарную сферу, образование и культуру», –  подчеркнул депутат.   

Также в рамках круглого стола был поднят вопрос о переводе казахского алфавита с кириллицы на латиницу. Иван Белеков  считает, чтоперевод на латиницу породит множество проблем, поскольку кириллица является общим достоянием для тюрков и славян. В свою очередь Санат Кушкумбаев отметил: «Уже на протяжении двух десятилетий в Казахстане шла дискуссия по проблеме оптимизации алфавита. На правительственном уровне было принято решение осуществить  плавный переход к 2025 году. Этот вопрос не политизируется. Переход на новый алфавит – это, прежде всего, вопрос инструментария.  Латинская транскрипция оптимально передает звуки казахского языка. Более того, из 6 тюркских стран 4 уже используют латиницу».

***

Подводя итоги круглого стола, участники конференции пришли к выводу, что отношения между Россией и странами Центральной Азии во многих областях развиваются в позитивном ключе. Однако руководитель Центра исследований стран ближнего зарубежья Оксана Петровская отметила, что надо больше внимания уделять межгосударственным связям в рамках Центрально-азиатского региона, а не только отношениям на двусторонней основе с Россией. «Наша задача смотреть шире и без хороших отношений между государствами Центральной Азии объединить постсоветское пространство в рамках различных организаций вряд ли удастся», – подчеркнула эксперт.



[1] По словам директора Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцева, на территории РФ международными террористическими структурами завербовано порядка 2500 тыс. человек. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати