ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Дипломатический скандал в Персидском заливе

22:16 08.06.2017 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Слева направо: Ирина Федорова, Шамиль Султанов, Василий Кузнецов, Леонид Исаев. Фото: Е. Педанов

Дипломатический кризис, в результате которого 10 стран, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, разорвали дипотношения с Катаром, эксперты считают переоцененным. Согласно их утверждениям, этот конфликт в ближайшее время будет урегулирован, а его последствия не окажут значительного влияния на систему международных отношений.

В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол, на котором обсуждались причины и последствия дипломатического кризиса в арабском мире. В качестве экспертов выступили: старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Леонид Исаев, руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, президент Центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Федорова.

Дипломатический кризис, в ходе которого Катар оказался в транспортной и воздушной блокаде со стороны соседей по Аравийскому полуострову, разразился 5 июня. Шамиль Султанов напомнил, что первые провокационные утечки в прессе произошли 15 мая во время подготовки к визиту Дональда Трампа в Саудовскую Аравию. Тогда были опубликованы записи разговоров отца нынешнего эмира Катара с Муаммаром Каддафи и Али Абдаллой Салехом (экс-президент Йемена). Затем 23 мая появилось сообщение канала «Аль-Джазира», в котором министр иностранных дел Катара якобы заявил о поддержке политики Ирана и о выдворении послов Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ, Бахрейна и Кувейта. На следующий день катарское руководство назвало случившееся результатом кибератаки на сайт агентства. Несмотря на официальное опровержение, количество обвинений в прессе упомянутых стран в адрес Катара росло как снежный ком. В результате после очередной публикации «Аль-Джазиры», изобличающей тайные связи Саудовской Аравии и ОАЭ с Израилем и скоординированную кампанию против Катара, информационное противостояние переросло в дипломатическое. О разрыве отношений с Катаром первыми объявили Саудовская Аравия и Бахрейн, за ними последовали Египет, ОАЭ, Йемен, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мальдивские и Коморские острова. Кроме того, эти страны намерены блокировать наземное и воздушное сообщение с Катаром, а также ограничить вещание канала «Аль-Джазира». Все они обвиняют Катар в поддержке терроризма («Братья-мусульмане», «ХАМАС» и других) и во вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Катарские власти все обвинения отвергают, называя их необоснованными.

Ирано-катарские отношения сильно контрастируют с ирано-саудовскими, так как Катар и Иран совместно разрабатывают крупнейшее газовое месторождение на границе их территорий и сотрудничают в рамках Форума стран – экспортеров газа, поэтому, как считает Ирина Федорова, их связи не могут не развиваться. При этом, по ее словам, обе страны заинтересованы в стабильности в регионе, чтобы не ставить под удар экспорт энергоносителей и тем самым собственную экономику. Эксперт считает, что Иран будет придерживаться выжидательной позиции и постарается смягчить напряженность, так как любая эскалация приведет к усилению позиций консервативных кругов иранской оппозиции.

Шамиль Султанов обратил внимание на то, что не только Иран, но и другие крупные международный игроки занимают сдержанную позицию по отношению к дипломатическому кризису. В том числе Россия, которая, как следует из заявления Сергея Лаврова, не будет занимать ни одну из сторон в конфликте. США, по словам эксперта, тоже не заинтересованы в обострении напряженности. Так как, с одной стороны, администрация Дональда Трампа ставит диалог с Саудовской Аравией и ОАЭ в центре своей ближневосточной политики, а с другой – в Катаре расположены две американские военные базы. Кроме того, расстановку сил в регионе, по словам Шамиля Султанова, уравновешивает поддержка Катара со стороны Турции и Пакистана. Турецкий парламент уже принял закон об увеличении численности контингента на своей базе в Катаре.

Василий Кузнецов заметил, что похожий случай разрыва дипотношений уже происходил между Катаром и Саудовской Аравией три года назад: «Соперничество между странами Персидского залива появилась не сейчас, оно существует давно. Катар и Саудовская Аравия выступали по разные стороны баррикад в целом ряде конфликтов». Он обратил внимание на «кризис доверия», который всегда существовал в арабском мире. Теперь же он затронул и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который прежде, по наблюдениям эксперта, предпочитал демонстрировать сплоченность и решать внутренние проблемы, не вынося сор из избы. Более того, Василий Кузнецов отметил, что и обвинения в поддержке терроризма среди участников ССАГПЗ звучат впервые, хотя на Ближнем Востоке в целом, по его мнению, это обычная практика.

Все эксперты сошлись на том, что этот дипломатический кризис продлится недолго и не повлияет на систему международных отношений. В частности, как считает Шамиль Султанов, позиция по Сирии в ССАГПЗ останется прежней, так как это один из объединяющих факторов. Леонид Исаев увидел предпосылки для мирного разрешения кризиса в том, что Катар не предпринимает ответных мер, по его мнению, не усугубляет конфликт и «Аль-Джазира», исключив из своих публикаций нападки на саудовское руководство: «Катарские власти понимают, что вскоре придется договариваться с Саудовской Аравией, и избегают обострения». «У Катара нет будущего вне ССАГПЗ, да и Саудовская Аравия не стремится оттолкнуть его в объятия Ирана, а скорее притягивает к себе», – полагает эксперт. Кроме того, Леонид Исаев считает, что и сам дипломатический кризис должен разрешиться только при посредничестве стран Персидского залива без участия других сил. Так руководство Кувейта уже выступило в качестве посредника,  отправившись на переговоры с эмиром Катара.

«Международная жизнь»: Саудовская Аравия выдвинула Катару ряд условий для восстановления отношений:

  1. разорвать дипломатические отношения с Ираном;

  2. выслать со своей территории участников группировок «Братья-мусульмане» и «ХАМАС»;

  3. сменить политику вещания «Аль-Джазиры».

 Как Вы оцениваете эти требования?

Леонид Исаев: Вряд ли Катар пойдет на разрыв дипломатических отношений с Ираном. Что касается Аль-Джазиры, то здесь уступки возможны. Безусловно, «Аль-Джазира» – это высокопрофессиональный медиа-холдинг, аналогов которому в арабском мире нет. Его популярность не вызывает сомнений, поэтому Саудовскую Аравию может раздражать то, что Катар использует самый популярный арабский канал в качестве мягкой силы. У саудовского руководства нет такого инструмента, чтобы распространять свое влияние в регионе.

Шамиль Султанов: Главным, кто настаивал на выдворении членов «ХАМАС», был Израиль. «Аль-Джазира» подняла интересный вопрос о связях ОАЭ с израильскими спецслужбами. Израильский след во всем этом дипломатическом скандале прослеживается. К тому же есть три страны, у которых лучшая электронная разведка на Ближнем Востоке: США, Великобритания и Израиль. У российских спецслужб, к сожалению, таких возможностей нет. Либо британцы, либо израильтяне могли спровоцировать кризис, потому что американцам в данном случае это невыгодно. Скорее всего, Израиль дал такую информацию соответствующим службам ОАЭ и Саудовской Аравии. Раз он предоставил сведения, то он и потребовал выслать членов «ХАМАС».

«Международная жизнь»: Спасибо за Ваши ответы!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати