ГЛАВНАЯ > Парламентская дипломатия

Совет Федерации зондирует возможности информационного поля

18:59 28.04.2017 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Сенаторы Совета Федерации Алексей Пушков, Андрей Клишас и Александр Тотоонов на встрече с журналистами иностранных корпунктов в Москве. Фото Е.Студневой.

В Совете Федерации 27 апреля состоялась первая встреча сенаторов - членов Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ, на которую были приглашены журналисты иностранных корпунктов, аккредитованных в Москве. 

Разговор, на который в палату регионов были приглашены руководители иностранных корпунктов, аккредитованных в Москве, затрагивал одновременно несколько тем, давно требующих своего обсуждения и реальных действий. Речь идет о российской информационной политике, ее роли и сегменте в международном информационном пространстве, а также  о медиаполитике международных СМИ, многие из которых, в том числе и ведущие, запятнали себя недобросовестностью в подаче информации, а проще говоря - ложной информацией. Именно поэтому Совет Федерации принял решение о создании Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ. Первая встреча сенаторов с иностранными журналистами в стенах верхней палаты парламента выявила многие проблемы, которые прозвучали от аккредитованных в Москве руководителей иносми.

Во встрече приняли участие – член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Пушков, который и возглавил данную комиссию; председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас; заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Александр Тотоонов. Журналистский корпус представляли корреспонденты из Египта, Ирака, Кипра, Китая, Румынии, Сербии, Ливана и российского международного информационного телеканала RT. Но прежде чем начать разговор, Андрей Клишас напомнил открытую информацию о том, чем структура и задачи верхней палаты Российского парламента отличаются от Государственной Думы и каким образом Совет Федерации может влиять на политические процессы в стране. В частности, Совет Федерации – такой орган государственной власти, который ни на один день не прекращает свою деятельность, в отличие от ГД и других государственных органов. У Совета Федерации есть право «вето» и право «отклонительного вето», последнее из которых реализуется через Согласительную комиссию. Принципиально Совет Федерации отличается от Государственной Думы еще и тем, что у него нет фракций, - такова конституционная модель палаты регионов. При этом в Совете Федерации 170 сенаторов от 85 субъектов Российской Федерации, а в Госдуме 450 депутатов.  

Временная комиссия СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ открыла свою работу очень грамотно и своевременно -  в тот же день, 27 апреля – в Москве проходил второй день работы VI Московской конференции по международной безопасности, на которой шла речь, в том числе и об информационной безопасности. Кроме того – за два дня до этого, 25 апреля в Нью-Йорке на 39-ой сессии Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по информации выступила директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. Выступление Специального представителя МИД России касалось и проблем, «с которыми сталкивается современная международная информационная среда». К этому выступлению мы еще вернемся. А пока интересно, как построил общение с журналистами Алексей Пушков. Сенатор повел речь о дисбалансе в общем объеме международного информационного потока откровенно и заведомо ложной информации, за которую никто не несет ответственности.

Алексей Пушков говорил, в качестве примера, о негативной заданности, которая стала характерной чертой всей предвыборной кампании Д.Трампа. Практически все американские СМИ, за исключением Fox news, использовали ложную информацию против данного кандидата в президенты США. Сенатор привел вопиющий пример тому, когда в американских СМИ, в частности, в «The Wall Street Journal» был опубликован доклад о связях Трампа в Москве и его поездке в Россию, автором которого выступил бывший сотрудник британских спецслужб Кристофер Стил. Потом он по непонятным обстоятельствам куда-то исчез, а теперь появился и сообщил, что его доклад был основан на непроверенных источниках. Это - классический пример фейковой новости, которой «The New York Times» посвятила половину полосы, а CNN –десяток своих информационных выпусков, - и это превратилось в часть информационной картины. Как известно негативная информация имеет особенность «застревать» в памяти, а опровержение потом уже «не считается».

Иностранные журналисты – все они руководители своих корпунктов в Москве – высказали сенаторам обеспокоенность распространением искаженной, зачастую ложной  информации о России, а также тем, что достоверную информацию о нашей стране, порой, неоткуда взять иностранным слушателям в разных странах. Поэтому принимается та информация о России, которая поступает из таких ангажированных СМИ. Кроме того, журналисты отмечали тот факт, что на ложные обвинения России, российского руководства или российских граждан  в чем-либо наши отечественные ведущие телепередач не отвечают должным образом. В беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» эту мысль высказал Бранко Влахович - постоянный корреспондент в России от белградских «Вечерних новостей».

«Я первый раз на такой встрече, и приветствую многосторонний и полезный диалог с иностранными журналистами, - сказал Б.Влахович. - Те, кто воюет с Россией в информационной войне, их здесь нет, к сожалению. Я хотел бы сказать о том, что, что такое информационная война, которую  мы испытали на «своей шкуре». Западники сначала победили Югославию в информационной войне, а потом начали бомбить.

Что касается того, насколько можно поменять сегодняшнюю ситуацию в информационной среде, я искренне говорю – сомневаюсь, что это возможно. Я один из самых старших корреспондентов, работаю в Москве с 1985 года. Большинство журналистов здесь работают по системе «гобелена». Что это означает? -  Существует некий рисунок, который отражает представление о стране, и они, журналисты, стараются информационно вписаться, попасть в этот рисунок, в его контуры, т.е. быть более лояльными в соответствии с политикой своего государства. Приведу пример, во время войны в Югославии я часто разговаривал со своими коллегами из разных стран, они высказывали свое мнение, свое отношение к происходящим событиям, которые совпадали с моими, и что же я читал наутро в их корреспонденциях в газетах?! - Совсем другое мнение того же самого корреспондента.

Есть такой вопрос – ложная информация – это специально создано или это потому, что журналисты не знают настоящую правду? - Я утверждаю, что это специально, и наивно верить в то, что мы или вы дадите им достоверную информацию и назавтра увидите ее изложение в СМИ. России надо давать как можно больше информации о своей стране, особенно телевизионной, потому что это самый мощный способ информационного влияния. Считаю, что у вас слишком много - дословно - неумных телевизионных шоу. Одни и те же люди ходят на них, это чистый садомазохизм. Квази патриоты с обеих сторон «баррикад». Ваши телевизионщики не выдерживают словесной атаки на них. Но ведь у вас много хороших образованных журналистов, которые умеют убеждать. И надо говорить об ошибках, которые допускаются со стороны российских журналистов, несмотря на то, что к России и к ее людям у меня большие, очень большие симпатии».

Независимо от Бранко Влаховича высказал свое мнение обозревателю журнала «Международная жизнь» Софоклис Софокли - постоянный корреспондент кипрской политической газеты «Харавги», одной из самых крупных на Кипре. - «Думаю, такую встречу в Совете Федерации надо было организовать еще раньше и по возможности – проводить чаще, поскольку информационная война против России набирает силу и становится все более жесткой. Правда и со стороны России не всегда и не все достойно отвечают оппонентам и представляют официальную позицию руководства страны.

Возьмем вопрос об Украине. По-моему, на теледебатах чаще выигрывают украинские журналисты, с которыми я, естественно не согласен, но они более боевее и иногда более подготовлены. Мне кажется, надо усилить базовую подготовку ведущих телешоу, корреспондентов, оппонентов с российской стороны. Такие мероприятия, как сегодняшняя встреча, надо проводить чаще и приглашать на них побольше наших коллег, особенно из тех СМИ, которые грешат фейковыми новостями. Ведь недостаточно того понимания и утверждения, что Россия права, - это надо отстаивать и доказывать планомерно, убеждать последовательно, иногда жестко, иногда мягко, чтобы влиять на слушателей и читателей. Подавляющее большинство граждан в ЕС и США понятия не имеют о позиции России, о ее намерениях, о ее жизни. Хорошо, что есть телеканал RT, который очень хорошо представляет Россию. Но этого мало».

Два мнения, но были еще и другие, которые практически повторяли приведенные высказывания кипрского и сербского корреспондентов. Так что и журналистам, и сенаторам будет над чем крепко подумать, вступая в информационную борьбу на своем поле. Как отметил глава Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ сенатор Алексей Пушков, такие встречи будут теперь регулярными. И значительным подспорьем в формировании правил игры на международном информационном поле должно стать предложение, поступившее от российской делегации на заседании 39-ой сессии Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по информации. А именно: «включить в текст резолюций, которые будут готовиться Комитетом по информации ГА ООН, рекомендации Департаменту общественной информации ООН начать работу по выработке базовых параметров стратегии борьбы с фейковыми новостями и дезинформацией». 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати