ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Трамп vs Иран

13:47 24.04.2017 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Администрация президента США Дональда Трампа активизирует свою антииранскую политику. Об этом свидетельствуют недавние заявления самого Трампа, госсекретаря Рекса Тиллерсона и других высокопоставленных чиновников. В каких «грехах» обвиняет Вашингтон Тегеран? Насколько эти обвинения справедливы? До каких пределов может дойти Белый дом в своем противостоянии Исламской Республике Иран (ИРИ)? И какова возможная реакция Тегерана на это?

 

Ядерная программа

Первая и главная претензия новой администрации, причем не к Ирану, а к предыдущей администрации Барака Обамы – заключение «ядерной сделки». Президент Трамп, весьма враждебно относящийся к Обаме, не мог признать заслуги своего предшественника. В том числе и в достижении исторического соглашения по иранской ядерной программе – согласование пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией с Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Еще во время своей предвыборной кампании Трамп неоднократно называл СВПД «самой ужасной сделкой, которую он только видел». Того же мнения Трамп придерживается и сейчас, став президентом.

Поддерживая своего шефа, госсекретарь США Рекс Тиллерсон на днях заявил, что ядерная сделка с Ираном потерпела неудачу в достижении своей цели. «Соглашение лишь отсрочило превращение Ирана в ядерное государство», - отметил глава Госдепа. В этом вопросе администрация Трампа, в отличие от команды Обамы, полностью солидаризировалась с Израилем. Недавно израильский премьер Нетаньяху подчеркнул: «Нет сомнений, что соглашение по атому создает почву для получения Ираном основных элементов для ядерных бомб и ядерного арсенала».По словам премьер-министра, администрация США разделяет общую точку зрения с Израилем по поводу общих угроз со стороны Ирана.

Для прояснения ситуации с СВПД сомневающийся президент Трамп поручил Совету национальной безопасности в течение 90 дней провести межведомственный всесторонний обзор Плана с целью выяснения и оценки важности для интересов национальной безопасности США приостановки связанных с Ираном санкций в соответствии с условиями СВПД. Напомним, Соединенные Штаты, следуя СВПД, освободили от санкций 59 физических лиц, 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов, включая иранские нефтяные танкеры. Однако, отменив «ядерные санкции», власти США сохранили те, которые были наложены на Иран за поддержку терроризма и нарушения прав человека.

Возникает вопрос, может ли Вашингтон выйти из ядерных договоренностей, если отчет будет отрицательный? Сомнительно.

Казем Саджапур - президент иранского Института политических и международных исследований, в прошлом постпред Ирана в ООН заявил на днях: «СВДП — международная сделка, заключенная в рамках международного права с участием Совета Безопасности ООН. Согласованные в многостороннем порядке рамки этой сделки не так легко пересмотреть, а изменить суть соглашения невозможно».

Действительно, СВПД – это не двусторонний договор между США и Ираном, который может быть аннулирован любой из сторон. СВПД – это международный документ, который был юридически закреплён Резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН, единогласно принятой его членами 20 июля 2015 г. меньше чем через неделю после согласования Плана. Также важна позиция такой солидной и авторитетной международной организации, как МАГАТЭ, сделавшей много положительного для прихода сторон к соглашению и для того, чтобы план осуществлялся. Одно из последних заявлений МАГАТЭ говорит о том, что стороны выполняют требования этого соглашения. Причем Госдеп США 19 апреля официально подтвердил, что ИРИ соблюдает «ядерное соглашение». Хотя его глава г-н Тиллерсон не преминул сообщить, что, несмотря на выполнение условий ядерной сделки, Иран потенциально может угрожать безопасности всего мира из-за того, что сохраняет ядерные амбиции. Похоже, в отношении СВПД администрация Трампа находится пока в состоянии неопределенности.

Так что же в этих условиях может сделать Трамп против соглашения? Разорвать его он не в состоянии, это международный договор. Выйти в одностороннем порядке было бы слишком авантюрно даже для такого президента, как Трамп, потому что авторитет и имидж США резко упали бы во всем мире, в том числе и в глазах союзников США в Европе: все принимавшие участие в переговорах и в заключении этого ядерного соглашения (Великобритания, Франция, Германия) поддержали и поддерживают СВПД. Более того, практически весь Европейский Союз также заинтересован в этой международной сделке и в развитии торгово-экономических отношений с Ираном.

Поэтому Трамп вряд ли готов вывести США из СВПД. Однако вполне вероятно, что в процессе его имплементации администрация Трампа может тормозить практическую деятельность сторон по выполнению требований документа. Пожалуй, не более того.

 

Ракетная программа

Конечно, при этом антииранская пропагандистская риторика из Белого дома, Конгресса и поддерживающих их СМИ ослабевать не будет. Тем более, что у Вашингтона есть и другие поводы для обвинений Тегерана. Например, иранская ракетная программа. В первую очередь программа по развитию и совершенствованию баллистических ракет средней дальности (от 1 до 5,5 тыс. км). Испытания подобных ракет проводятся в ИРИ с завидной постоянностью уже не одно десятилетие, что вызывает недовольство не только в США и в Израиле, но и практически во всех арабских государствах региона.

После заключения «ядерного соглашении» и принятия СБ ООН Резолюции 2231 иранские ракетные тесты стали причиной обвинений со стороны американцев в нарушении этих документов.

Однако объективно говоря, нарушений со стороны Ирана не было. Как всем известно, СВПД вообще не содержит упоминаний о запрете на ракетные испытания, а в Резолюции 2231 говорится: «К Ирану обращается призыв не осуществлять любую деятельность, связанную с разработкой и созданием баллистических ракет, спроектированных таким образом, чтобы они были способны доставлять ядерное оружие, включая запуски с использованием технологии баллистических ракет, до даты, наступающей через восемь лет после даты принятия СВПД, или до даты, когда МАГАТЭ представит доклад, подтверждающий расширенное заключение, в зависимости от того, что произойдет раньше».

Поэтому всё же прямых обвинений Ирана в связи с его ракетной программой нет – говорится лишь о «нарушении духа соглашения», как неоднократно заявляли в Белом доме. Хотя это «нарушение духа» вылилось во вполне материальное наказание – в феврале Белый дом расширил список санкций в отношении ИРИ, в который вошли 13 физических лиц и 12 компаний, связанных или с иранской ракетной программой, или с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), который курирует эту программу.

Всё же справедливости ради следует заметить, несмотря на то, что иранская ракетная программа не нарушает международных юридических норм, наращивание ракетного потенциала в таком взрывоопасном регионе как Ближний Восток, не способствует региональной, да и глобальной стабильности.

Тем более баллистические ракеты средней дальности – это, прежде всего, носители оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического). Боевое применение подобных ракет в обычном снаряжении неэффективно с военной точки зрения и нерентабельно с финансовой, учитывая огромную стоимость подобного оружия.

В этом плане, конечно, ракетная программа Ирана способна вызывать опасения особенно лет через 10 – 15, когда закончится действие СВПД. Ведь ракеты большой дальности и ядерное оружие – это две стороны медали: они невозможны друг без друга. Однако вопрос о ракетной программе ИРИ подлежит обсуждению и решению только в формате международных переговоров (конечно, с участием Ирана) и с одобрения ООН.

 

Иран и международный терроризм

Еще одним обвинением Ирана со стороны США является, как считают в Вашингтоне, поддержка Тегераном международного терроризма. «Иран остается ведущим государством-спонсором терроризма, использующим для этого различные методы» - заявил Рекс Тиллерсон. Речь идет в первую очередь об идеологической, материальной и финансовой поддержке шиитской группировки «Хезболла», которой ИРИ поставляет оружие и боевую технику. А также периодическое (в зависимости от состояния отношений между Тегераном и сектором Газа) спонсирование суннитской палестинской группировки ХАМАС. Следует отметить, что во многих странах, в том числе и США, и «Хезболла», и ХАМАС признаны террористическими организациями.

Глава Госдепа также напомнил, что Иран виновен в разжигании международных конфликтов и подрыве интересов США в таких странах, как Сирия, Йемен, Ирак и Ливан. Там, используя местные шиитские общины, активно действуют спецслужбы ИРИ, в первую очередь, Силы специального назначения «Кодс» - разведывательно-диверсионное формирование КСИР.

Однако в Тегеране отвергают все обвинения в поддержке терроризма. В ИРИ с момента появления этого государства в 1979 году поддерживали и поддерживают все силы (тем более шиитские), которые, во-первых, борются против «сионистского режима» (Израиля) и, во-вторых, действуют по всему ближневосточному региону в интересах шиитского Ирана. Это в Тегеране называют справедливой борьбой угнетенных против угнетателей, или национально-освободительной борьбой.

В беседе с журналистами 20 апреля министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф расценил обвинения Ирана со стороны США в поддержке терроризма на Ближнем Востоке как «пустые и ложные», а вину за выход из-под контроля ситуации с распространением экстремизма в регионе возложил на Вашингтон. По мнению главы МИД ИРИ, это стало результатом просчётов и неосмотрительности США, а также подстрекательства ими своих региональных союзников.

 

Иран и права человека

Еще одной картой в антииранской игре Вашингтона являются вопросы прав человека в ИРИ. Естественно, понимание прав человека отличается в Европе и Америке от их интерпретирования в мусульманском мире. Однако примечательно, что из 15 международных документов ООН по правам человека Иран ратифицировал только шесть, причем два из них ратифицированы еще шахским Ираном. Остальные или не подписаны, или не ратифицированы.

Наибольшую критику со стороны международных правозащитных организаций вызывают вопросы, связанные со смертной казнью в ИРИ. Иран занимает второе место в мире после Китая по количеству смертных приговоров. В КНР - 1 случай на 446 000 человек населения страны, в ИРИ - 1 случай на 110 000 человек. В 2015 году, по данным Amnesty International в Иране было казнено 977 человек, в том числе 16 женщин и 4 несовершеннолетних (иранские законы допускают применение высшей меры наказания для людей, достигших половой зрелости — 9 лет для девочек и 15 лет для мальчиков).

Смертная казнь в ИРИ может быть назначена за следующие преступления: убийство, изнасилование, вооружённое ограбление, ересь, богохульство, торговля наркотиками, содомия, проституция, супружеская измена, предательство и шпионаж, распространение порнографии. Некоторые деяния, за которые в Иране предусмотрена смертная казнь, в большинстве стран мира вообще не наказывается в уголовном порядке. Так, в ИРИ в 2015 году были казнены семь человек за следующие «преступления» – один за «моральное разложение» (он создал свою духовную группу), другие -  за «вражду с богом» («мохаребе»).

Всё это дает повод борцам за права человека в самом Иране поднимать свой голос в защиту гуманитарных прав, а зарубежным критикам использовать ситуацию с правами человека в этой стране для введения санкций. Причем, объективно говоря, свободы и права человека в Иране (хоть и в рамках шиитских законов) несравненно шире, чем в той же Саудовской Аравии и других монархиях и не только монархиях, но и в «народно-демократических республиках» типа Северной Кореи.

Возникает вопрос, до каких пределов может дойти Белый дом в своем противостоянии Ирану?

 

Иранская политика США

Становится ясно, что администрация Трампа меняет политику Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Вашингтон, как и в прошлые времена (до президента Обамы), вновь делает ставку на своих традиционных союзников – Израиль и Саудовскую Аравию, в определенной степени и Турцию, с которыми не сложились отношения у прежней администрации. Союзническое сближение Америки с этими странами автоматически предполагает ухудшение отношений с Ираном – их главным противником. Надежды даже на ограниченные связи США с ИРИ, которые порождала иранская политика Обамы, рухнули. Иран вновь объявлен основной угрозой интересам США.

Что из этого следует?  Пока говорить рано. Но, пожалуй, уже сегодня ясно, что США вряд ли выйдут из ядерного соглашения с Ираном, так как должны соблюдать международные обязательства, однако тормозить выполнение СВПД они могут.

Несмотря на заметный поворот в сторону от Тегерана, по всей вероятности, в Белом доме ещё окончательно и четко не сформировали концепцию политики в отношении ИРИ. Но то, что это будет жесткая антииранская политика, не вызывает сомнений. Скорей всего, эта политика не выйдет за рамки антииранской риторики, пропаганды, возможно, дипломатического и экономического давления, включая односторонние санкции в связи с ракетной программой ИРИ, поддержкой ею международного терроризма и нарушением прав человека. При этом сомнительно, что эти санкции будут носить международный и «зубодробительный» характер подобно санкциям 2012 – 2016 годов. А силовое решение «иранской проблемы» даже при резком обострении американо-иранских отношений на сегодняшний день, при нынешнем «раскладе карт» в сложнейшей ближневосточной игре невозможно.

 

Реакция Ирана

В это время в Тегеране сохраняют спокойствие. Посол Ирана в России доктор Мехди Санаи назвал действия Трампа очередной демонстрацией решимости новой администрации. «Вашингтон не собирается разрушать ядерную сделку, он лишь использует ситуацию, чтобы усилить давление на Тегеран. Отменив одни санкции, он вводит другие. В этой политике США нет ничего нового, под таким давлением со стороны Америки наша страна живет уже почти четыре десятилетия. Однако венские договоренности нужны не только Белому дому, и вряд ли европейские участники сделки позволят ему так просто разрушить ее», — заявил иранский посол.

В свою очередь министр иностранных дел ИРИ г-н Зариф охарактеризовал последние заявления американских государственных деятелей по адресу Тегерана даже не «повторяющейся и бесполезной риторикой», а продуманной антииранской политикой, основанной на иранофобии и непонимании настоящего положения дел в регионе. Добавим – и в самом Иране. Поскольку одним из последствий такой политики Белого дома может стать рост антиамериканских настроений в ИРИ и усиление позиций иранских консерваторов в преддверии президентских выборов в Иране, которые состоятся 19 мая. Интересный факт: радикально настроенные члены администрации Трампа и иранские консерваторы практически в унисон критикуют СВПД. То есть Трамп и его команда играют в интересах оппонентов либерального в масштабах ИРИ президента Хасана Роухани, что может повлиять на результаты выборов и отбросить Иран во времена жесткого противостояния с Западом и большей частью остального мира, от чего с таким трудом удалось отойти после заключения «ядерной сделки». Более того, эта антииранская политика и приход к президентской власти радикала-консерватора может инициировать выход самого Ирана из СВПД, с одновременным возобновлением и интенсификацией ядерной программы в полном объеме, без контроля МАГАТЭ, что чревато непредсказуемыми, катастрофическими последствиями.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати