ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Колосс» покачнулся. «Westinghouse» – банкрот

21:43 03.04.2017 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото atomic-energy

Вы помните, с чего начался первый виток мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году? Он начался с краха одного из столпов американского и международного финансового рынка – банка «Leman Brothers». Это сейчас говорят, что, мол, банк сей с его полуторавековой историей и цепким до денег менеджментом был, оказывается, «слабым звеном» в «пищевой цепочке» крупных финансовых «акул». Поэтому его и бросили на съедение более удачливым конкурентам: «Мне жаль, Боб, что твоя гнедая сломала ногу, но Боливар не вынесет двоих» (с). Это сегодня историю падения братьев Leman обсуждают, как один из эпизодов тех эпических событий. А, в 2008-м – на первых порах – их крах был воспринят Уолл-Стрит и его прессой, как «знак беды». С годами отдышались, сбросили испуг, и начали искать умные объяснения произошедшему.

И, ведь, когда тень кризиса 1929 года реально нависла над Уолл-Стрит, её развеяли свеженапечатанные и затем «разбросанные с вертолета» триллионы долларов имени главы Федеральной Резервной Системы (ФРС) Бена Бернанке, которые спасли банковскую систему.

Зато сегодня, когда тучи опять стали сгущаться – но уже не над банкирами, а над реальным производственным бизнесом, вряд ли можно ждать нового подарка от Федрезерва. Уровень его долгов таков, что попадающим в круговорот нового витка кризиса рассчитывать на то, что кто-то «подбросит» триллион-другой не приходится. Прошли времена, когда банкиры поймали в мутной воде «золотую рыбку», которая исполнила их желание открыть необеспеченную эмиссию долларов ФРС, затем и евро Европейского Центробанка. «Рыбка» сплыла, и сегодня под удар попали две гигантских компании, каждая из которых буквально позавчера по праву считалась в своем сегменте столпом мировой экономики.

«Под нож» кризиса могут быть отправлены «боги бизнеса» - «Westinghouse Electric» и «Toshiba Corp». Первая – всемирно известна, как создатель атомных электростанций с многодесятилетней историей, а вторая, как всемирно признанный производитель высокотехнологичной и качественной электронной продукции.

Значение надвигающегося краха этих двух структур столь велико, что из Вашингтона сообщают об «озабоченности в администрации Трампа», и о том, что банкротство компании «Westinghouse Electric» может превратиться «в проблему в сфере национальной безопасности». «Мы собираемся без излишней огласки, на рабочем уровне подчеркнуть озабоченность по поводу того, что если несколько факторов в сложившейся ситуации окажут негативное влияние, то может возникнуть проблема в сфере национальной безопасности», - приводит ТАСС слова представителя американской администрации.[1]

11 апреля истекает очередной срок, который был дан – возможно, в последний раз – японской «Toshiba», чтобы опубликовать свой финансовый отчет, в котором ожидают признания в «несостоятельности» её «дочки» «Westinghouse». И мир станем свидетелем «гибели богов». Да, эти два гиганта – каждый в своей отрасли, однажды приняли решение объединиться ради увеличения прибыли и роста бизнеса, но кризис оказался сильнее… И теперь «Боливар не вынесет двоих» - похоже, что японские товарищи сбросят «атомного партнера», как балласт, спасая собственное будущее. Но, не факт, что отделавшись от проблемного «Westinghouse», они все-таки выскочат из ловушки кризиса. В отличие от банкиров у них нет ни «золотой рыбки», ни волшебной машинки для печатания денег – поэтому производственный бизнес по всему миру и несет невосполнимые потери уже который год, а финансисты пока ещё держатся.

Причем, под удар сейчас попала столь передовая и высокотехнологичная отрасль, как гражданский атом. Да, она в свое время была просто «локомотивом развития»! А что теперь? А теперь, если сделать беглый обзор того, что происходило с дуэтом «Toshiba» - «Westinghouse» в последе время, и как они дошли до жизни такой, то канва событий выглядит примерно так.

В 2006 году за 5,4 миллиардов долларов японская «Toshiba Corp» купила «Westinghouse Electric», сделав её свой дочерней компанией – «Не было у бабы хлопот, так купила порося…»

Полупроводниковый бизнес «Toshiba» до недавнего времени был огромен! По данным аналитического агентства IHS за II квартал 2016 г., «Toshiba» получала до 20,5% мирового доходов рынка в секторе «flash-память NAND»![2]

В декабре 2015 г. стало ясно, что убытки «Toshiba», связанные с деятельностью «Westinghouse Electric, достигли почти 7 млрд долларов. Более того, проблемы с «Westinghouse» могут потянуть на дно и всю корпорацию «Toshiba», включая и те сегменты, которые ранее чувствовали себя хорошо.

Также – беда никогда не приходит одна – «Toshiba» объявила об убытках в 2016 г. в объеме 4,78 млрд долларов из-за обесценивания активов. Другими словами, компания начала «худеть» в связи с падением её стоимости не в материальном эквиваленте, а её акций на бирже!

Ну, дыма без огня не бывает, и вскоре у японских бизнесменов вскрылись неприглядные манипуляции с бухгалтерской отчетностью. Теперь чистый убыток за финансовый год, завершившийся 31 марта 2017 года, составит 3,44 млрд долларов из-за скандала с бухгалтерской отчетностью в 2015 году.

Да, «Toshiba» призналась в искажениях отчетностей в период с 2008 по 2014 год, чтобы скрыть начавшиеся проблемы с «Westinghouse». В Японии за это с компании взыскали штраф в размере 62,1 млн долларов, а с ее аудитора — «Ernst & Young ShinNihon» (а, ведь, фирма была с хорошее репутацией) — 17,4 млн долларов. В марте 2016 года в связи с этим минюст США, а также комиссия по ценным бумагам и биржам страны уже начали расследование махинаций с отчетностью «Toshiba».

И вот, оценив обстановку, Совет директоров «Toshiba» одобрил решение о подаче заявки о банкротстве своего американского подразделения «Westinghouse», занимающегося обслуживанием атомных электростанций.

По информации «Bloomberg», чтобы покрыть многомиллиардные убытки «Toshiba» пытается даже продать свой высокоприбыльный бизнес по производству микросхем с существенной скидкой – если ранее он оценивался в 2,5 триллиона йен, то сейчас они не могут найти покупателя и за 1,5 триллиона (порядка 13 миллиардов долларов). И это притом, что подразделение формирует 81% от всей прибыли корпорации. Однако, никто не хочет покупать. В результате некогда суперценый актив оказался никому не нужен. Конкуренты ещё и «подтолкнут падающего».

В этих условиях цейтнота «Toshiba» предпринимает лихорадочные попытки перенести публикацию явно негативной годовой отчётности. Доклад должен был быть опубликован ещё 14 февраля. Последний срок – 11 апреля. Дальше акции корпорации будут сняты с торгов на Токийской фондовой бирже. За этим – крах…

«Westinghouse» же ради собственного спасения намерена «уйти в автономное плавание» и подать иск в соответствии с главой 11 «Кодекса США о банкротстве», которая позволяет провести реорганизацию и получить защиту от кредиторов. Согласно главе 11, банкротство – это административный процесс, который позволяет проблемной компании провести реорганизацию и имеет главной целью предоставление предприятию возможности начать бизнес заново. Компания-банкрот может продолжать обычную деятельность при условии предоставления плана реорганизации, который должен быть утвержден судом и комитетом кредиторов. За исполнением плана реорганизации следят соответствующие государственные ведомства США.

С помощью банкротства «Westinghouse» сама «Toshiba» может ограничить себя от дополнительных убытков. Сейчас ведутся переговоры с кредиторами. В целом, как полагают эксперты, банкротство по главе 11 может помочь, однако, долг «Westinghouse» в размере 6,3 млрд долларов никуда не денется. Платить придется, но японцы сейчас сами на грани…

В «Westinghouse» же бодро сообщили, что компания собирается продолжить свои проекты в США и работу в Китае, и в результате реструктуризации рассчитывает укрепиться и сохранить позицию мирового лидера в ядерных технологиях. Об этом заявил временный президент компании Хосе Эметерио Гутиеррес.[3]

Зато «Toshiba» опубликовала 29 марта 2017 года на своём сайте сообщение о начале процедуры управляемого банкротства компании «Westinghouse».[4] Процесс пошел. Что скажут партнеры и клиенты?

Чтобы продолжить выплачивать зарплаты сотрудникам и осуществлять текущую деятельность на время проведения процедуры банкротства, нужно свыше 500 миллионов долларов, которых у «Westinghouse» попросту нет. И ей пошли навстречу власти США – вот результат озабоченности в Белом доме, о чем мы напомнили выше: американский суд по делам банкротства одобрил 30 марта решение компании «Westinghouse» занять 350 миллионов долларов. Как пишут по этому поводу, кредит необходим американской компании для поддержки той части её деятельности, которую она называет прибыльной – обслуживание АЭС и поставки ядерного топлива. Часть этих работ выполняется в Европе.[5] В общем, пытаются поддержать – «колосс» же!

Отмечают и то, что Вашингтон уже давно продвигает интересы «Westinghouse» в Восточной Европе, создавая, между прочим, риски для безопасности атомных станций, построенных не ими. Еще несколько лет назад эксперты предупреждали о возможных проблемах. Было несколько случаев разгерметизации тепловыделяющих элементов «Westinghouse» при использовании их на АЭС, построенных по российским и советским проектам. Это были де-факто политические решения местных властей, принятые только ради того, чтобы досадить России. Так, например, несколько раз случалось на украинских АЭС.

Да, в последние годы для «Westinghouse» ситуация на Украине стала очень удобным поводом для перехвата рынка. Выдавливание отсюда «Росатома» под лозунгом «диверсификации топливных поставок» стало наиболее масштабным проектом компании. Поначалу украинский госрегулятор даже запретил использование на здешних АЭС компонентов «Westinghouse» до завершения расследования нескольких происшествий с тепловыделяющими сборками американского производства. Но, уже в феврале 2014 г. – сразу после захвата власти в Киеве после госпереворота – отношения Украины и «Westinghouse» значительно укрепились, а премьер Арсений Яценюк даже проводил консультации с компанией по формированию состава национального «регулятора по ядерной безопасности Украины». Ну, а затем… о старом запрете на использование американских компонентов для советских АЭС никто даже и не вспомнил.[6]

Однако, бумеранг вернулся, и к чему приведет банкротство «Westinghouse» для его работы на Украине, а также в Индии, где готовится большой проект, теперь не совсем ясно.

 

Вот так с интервалом в 9 лет развивается ситуация в реперных точках процесса мирового экономического кризиса.

В 2008 году получилось выровнять финансовый рынок и не вызвать «реинкарнацию биржевого краха 1929 года» - нашлись финансовые инструменты. Но, вот, сегодня одними финансовыми манипуляциями спасти такой гигантский бизнес, как «Westinghouse» и «Toshiba», судя по всему, не удастся. Манипуляции с прежним размахом практически нереальны, а потому и потери ожидаются масштабные. Ведь, каждый из этих гигантов имеет разветвленную систему компаний-субподрядчиков, корпоративных клиентов, партнеров на договоре и проч., и проч. Волна от этого банкротства пойдет по всему миру, и обогнет Земной шар, возможно, не один разок.

Так что мы имеем неудовольствие наблюдать ту самую «гибель богов ТНК», о несостоятельности которых ещё не так давно не мог подумать ни один человек, который когда-то слышал эти Великие Имена мирового бизнеса. Ан, нет, и на них нашлась узда кризиса.

Ну, сбросит «Toshiba» свой, как выясняется не только непрофильный, но уже и убыточный, актив. А что потом станет с теми атомными станциями, которые построил «Westinghouse» в десятках стран мира – кто за их безопасность будет отвечать, если у этой фирмы уже нет средств на выплату заработной платы своим работникам, в том числе, и тем, от кого зависит безопасность любой АЭС? Сегодня кредит им на эти цели подкинули, а завтра?

Это Вам не простое банкротство, а атомное, и расценивать подобные фокусы кризиса надо со всей серьезностью.

И ещё. Кризис вступает в новую качественную фазу. Финансисты просто не в состоянии эмитировать новые триллионы долларов. Над ФРС нависла угроза аудита со стороны Конгресса США, и это стреножит её руководство. Поэтому спасения с этой стороны не просматривается.

Что делать? Над производственным бизнесом, включая «богов ТНК», сегодня навис этот окаянный русской вопрос.

Есть предположение, что мы скоро увидим «гибель богов» в прямом эфире.

А потом они будут разбираться со вторым окаянным русским вопросом: «Кто виноват?»

Вот так Русская культура распространяется по Планете…

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати