ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

«Волшебный мир Ивана Шультце» - возвращение в Россию

09:50 01.04.2017 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Иван Федорович Шультце «Свечение снега». 

В Москве на Старой Басманной в особняке Муравьёвых-Апостолов открыта необычайная по красоте выставка русского художника XIX-начала XX века Ивана Шультце. Его наследие более ста лет не было широко известным на Родине.  

«Волшебный мир Ивана Шультце» - назвали экспозицию ее устроители, точно уловив непостижимую тайну живописи художника. Явление такой выставки в Москве, в уединенном от шума городского историческом уголке Первопрестольной полно удивления и вопросов, вопросов… Впервые в Россию усердием наших соотечественников возвращается в своих живописных полотнах большой художник, мастер сияющего света, достойный ученик своего учителя. В мире его знают как русского художника Ивана Федоровича Шультце (1874-1939), родившегося и начинавшего свое творчество в Российской империи, но сразу после революции 1917 года покинувшего страну с приходом новой власти, чтобы не вернуться до конца своих дней, упокоившись на кладбище Кокад в Ницце.

 

«В саду виллы «Киприда», Кап-Мартен»

Возвращение было предопределено, пусть и через сто лет. И действительно, через сто. И каким триумфом оно отмечено – в залы особняка на Старой Басманной идет нескончаемый поток желающих видеть и узнавать. Вот он, достойнейший ученик своего знаменитого учителя Архипа Куинджи! А ведь казалось, что Архип Иванович, при том, что в его класс в Императорской Академии художеств была очередь из студентов, не оставил равного себе по мастерству улавливать тончайшие крупицы света на воде, на поляне, на кронах, будь они  в листве или в инее. Иван же Шультце писал свои картины из небесного – солнечного или лунного света так, что создается впечатление - они и есть сфера, сквозь которую свет струится отовсюду.   

 

«Лунная дорожка на воде»

Полотна Ивана Шультце настолько полюбились большой императорской семье, что Николай II дал ему статус придворного художника с возможностью путешествовать, совершенствуя мастерство, изучая лучшие образцы мирового искусства. Иван Шультце побывал во многих странах Европы, Азии, Африки, и добрался даже до Арктики. Свои арктические впечатления от путешествия на архипелаг Шпицберген художник оставил в картине «Арктический пейзаж». В 1911 году она была представлена в императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

 

Музей-усадьба Муравьёвых-Апостолов представил экспозицию из 60 работ художника разных лет, написанных и на родине, и за рубежом. Все они – из частных коллекций владельцев, проживающих в России, во Франции, Германии, Швейцарии, США, Канаде. Есть, правда, несколько полотен из Российского государственного музея Арктики и Антарктиды в Санкт-Петербурге.

 

«Морской пейзаж. Шпицберген»

Устроители выставки приготовили для посетителей небольшие сюрпризы в двух комнатах, где царит полумрак. В одной из них, расположены картины с видами моря. И нет там иного света, кроме как от картин Шультце. Для полноты ощущения пространства, посетители слышат шум прибоя и редкие крики чаек.

 

Во второй комнате – полотна с пейзажами природы разных стран, там слышны птичьи голоса, шум ветра и стрекот кузнечиков.

 

Картины из наследия Ивана Шультце есть в Государственном художественном музее Вашингтона, в Государственном музее Hillwood, в музее изобразительного искусства в Индианаполисе, Музее Baburizza в Чили, в Музее изящных искусств Монреаля и других. Высокую степень таланта Ивана Шультце оценили французы, подарив ему гражданство своей страны.

 

«На закате»

Частные коллекционеры Парижа, Лондона, Чикаго и Нью-Йорка, такие как Жерар Фрерре, Артур Тусс, Джон Леви, Артур Акерманн и Эдуард Жонас сохранили для поколений ценителей живописи полотна Ивана Шультце.

 

«Зимнее утро в Энгадине»

Как же смогла состояться такая выставка? В Швейцарии два года назад глава аукционного дома Koller Вадим Гончаренко вместе со своей супругой создал «Фонд Ивана Федоровича Шультце». В Фонде есть некоторые работы художника и архивы. 

Колдовство пейзажей Ивана Шультце завораживает, не отпускает. Картины, молчаливые летописцы душевных состояний их автора, свидетельствуют о его глубокой связи с родной природой, с Родиной. Вот и еще дорогой сердцу соотечественник вернулся в Россию, пусть и в своих полотнах только, пусть и не навсегда, но кто знает, как обернется судьба, подарившая ему выход из столетнего забвения на родине.

«Свечение снега»

«Ноябрьский вечер»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати