ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров: Италия занимает особое место в системе внешнеполитических связей России

20:41 27.03.2017 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Министры иностранных дел России и Италии - Сергей Лавров и Анджелино Альфано. Фото МИД России

В Москве 27 марта состоялись переговоры министров иностранных дел России и Италии Сергея Лаврова и Анджелино Альфано. Глава МИД Италии впервые прибыл в Москву в данном статусе в новом Правительстве Итальянской Республики, сформированном в декабре 2016 года.

Переговоры министров иностранных дел России и Италии Сергея Лаврова и Анджелино Альфано в Москве в российском МИДе стали продолжением начатого ими диалога 17 февраля с.г. в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств стран G20 в Бонне. На пресс-конференции по итогам встречи в Москве министры рассказали журналистам о позиции своих стран по ряду международных вопросов, касающихся Ливии, Сирии и Украины, а также - о развитии сотрудничества на двустороннем направлении.  Приветствуя своего коллегу утром, Сергей Лавров подчеркнул особое место Италии «в системе внешнеполитических связей» нашей страны. «Ценим то, что Италия занимает особое место в системе внешнеполитических связей России, опираясь  на прочные традиции двусторонних отношений, успешный опыт сотрудничества в самых разных областях», - сказал Министр. Имея в виду санкции против России, развитие «минского», «женевского» и «астанинского» процессов, а также многие другие внешнеполитические обстоятельства, Сергей Лавров, тем не менее, подчеркнул, что российско-итальянский политический диалог активно развивался на высшем уровне, по линии парламентского измерения и гражданских обществ обеих стран.

«Ценим то, что Италия занимает особое место в системе внешнеполитических связей России, опираясь на прочные традиции двусторонних отношений, успешный опыт сотрудничества в самых разных областях».

Международная повестка дня настолько насыщена неотложными проблемами, что, касаясь тех или иных вопросов, министры сделали несколько заявлений. «У нас также единая позиция о необходимости наращивать усилия для борьбы с беспрецедентным всплеском международного терроризма», - заявил Сергей Лавров. Речь идет, в том числе о двустороннем механизме – созданной в прошлом году рабочей российско-итальянской группе по новым вызовам и угрозам, среди которых названы  нелегальная иммиграция, наркобизнес, распространение оружия массового уничтожения.

Сирия

Россия и Италия входят в Международную группу поддержки Сирии. Россия, по словам Сергея Лаврова, придерживается своей исходной позиции – судьбу сирийского народа решает сам сирийский народ. «Главное – добиться полного выполнения резолюции 2254 СБ ООН, которая четко определила задачи поддержки со стороны международного сообщества усилий самих сирийцев», - сказал глава МИД России. Министр иностранных дел Италии придерживается близкой позиции. «По Сирии мы считаем важным политический процесс в Женеве, полагаем, что судьба правительства Сирии зависит от исхода процесса в политическом контексте на основе выборов по согласованной схеме. Решение об этом должен принимать сирийский народ», - подчеркнул Анджелино Альфано. Подчеркнув важность переговоров по Сирии в Астане,  глава МИД Италии сказал: «Мы констатировали, что той эффективной площадкой, где было условлено о прекращении огня - была Астана».

«Главное – добиться полного выполнения резолюции 2254 СБ ООН, которая четко определила задачи поддержки со стороны международного сообщества усилий самих сирийцев».

Министр иностранных дел Италии подчеркнул: «Работа России ориентирована на сохранение мира между Западом и Востоком, на поддержание антитеррористической деятельности в мировом масштабе. Италия считает Россию стратегическим партнером в борьбе с терроризмом».  Слова итальянского министра подтвердил сразу же Сергей Лавров, отвечая на вопрос о Сирии. Дело в том, что американский спецназ вместе с курдскими ополченцами ведет операцию по захвату важнейших дамб и ГЭС на реке Евфрат в сирийской провинции Ракка. Москва относится к данной совместной операции курдов и Вашингтона на севере Сирии позитивно. «Полностью вписывается в решения Совета Безопасности ООН все, что касается повышения эффективности борьбы с террористами, прежде всего ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и другими террористическими группировками, квалифицированными в качестве таковых Советом Безопасности ООН», - подчеркнул глава МИД России. По словам Сергея Лаврова: «Это отвечает нашим общим интересам, которые заключаются в искоренении террористической угрозы на сирийской и иракской землях, во всем регионе и в мире в целом». Министр перечислил различные группировки, воюющие сейчас в небе и на земле в Сирии. Среди них – правительственные войска, силы сирийской оппозиции, ополчение, курды, ВКС России, иранские отряды, «Хезболла», турецкие военные, спецназ США и ряда европейских стран. «Все это создает достаточно пеструю картину, но мы убеждены (и достаточно давно за это выступаем), что главным критерием должна стать наша общая забота в борьбе с терроризмом», - подчеркнул Сергей Лавров. Министр напомнил, как Президент России В.В.Путин, выступая полтора года назад в сентябре 2015-го года на юбилейной сессии ГА ООН, предложил создать единый универсальный международный антитеррористический фронт. «Сейчас этот принцип как никогда востребован в Сирии», - сказал Сергей Лавров.

Ливия

«Мы позитивно оценили усилия итальянских коллег по содействию урегулированию внутриливийского кризиса, - сказал на пресс-конференции Сергей Лавров. - Едины в том, что решающая роль должна так же, как и в Сирии и где бы то ни было еще, принадлежать самим ливийцам». Обсуждение министрами ситуации в Ливии и важность данной темы на переговорах в МИД России не обошло внимания журналистов. С 2011 года страна так и не обрела покоя, стабильности и единого правительства. Триполи и Тобрук до сих пор в противостоянии. В этой связи Сергей Лавров сказал: «Наверное, всем основным внешним игрокам стало понятно, что необходимо перестать делать ставку на какую-то одну внутриливийскую силу и поддержать межливийский инклюзивный диалог с участием всех влиятельных лидеров той или иной группы - политической или военной -внутри этой страны». Усадить враждующие стороны за сто переговоров пытались региональные соседи – Египет и ОАЭ. «Сейчас мы чувствуем, что понимание такого всестороннего, непредвзятого подхода укрепилось у всех основных наших партнеров в регионе, Европе и США, - сказал Сергей Лавров. - Надеемся, что это даст результат».

В свою очередь А.Альфано подчеркнул, что ливийскому вопросу Италия уделяет огромное значение, в том числе его страну беспокоит поток мигрантов и вопросы безопасности в целом. Италия предпримет меры, чтобы не допустить раскола Ливии. В этой связи, по словам А.Альфано, итальянское правительство открыло посольство в Триполи, поскольку эта территория находится под эгидой ООН. «Италия, как непостоянный член СБ ООН в этом году считает, что ООН станет прекрасной площадкой для обсуждения углубленных вопросов, о которых я сказал», - подытожил глава МИД Италии.

Ирак

В том же ряду стоят боевые действия против иракского Мосула, где 17 марта в результате бомбардировок американской коалиции погибли до 200 мирных жителей. Причем, бомбежки длились несколько часов и все «мимо цели». Как такое было возможно? «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы Мосул был освобожден от террористов, но чтобы действия коалиции носили выверенный характер», - сказал Сергей Лавров. Проводя аналогию с освобождением Восточного Алеппо силами российских ВКС, Министр напомнил, что российская инициатива по предоставлению коридора для мирных граждан и отдельно для боевиков смогла спасти многие жизни. «Рассчитываем, что такой корректный, осторожный и ответственный подход будет проявляться и в дальнейших действиях коалиции в Мосуле», - подчеркнул Сергей Лавров. Министр сообщил, что российская сторона сегодня, 27 марта, запросила специальный брифинг по поводу ситуации в Мосуле. «Не думаю, что Совет Безопасности сможет единогласно высказаться по поводу произошедшего, - предположил Сергей Лавров, - тем не менее, мы зададим вопросы, озвучим свои призывы и, конечно, будем держать эту ситуацию под самым плотным контролем».

«Партнерство в борьбе с терроризмом носит экзинстенциальный характер для всех, кто считает, что терроризм сегодня представляет собой самое большое зло, хотя бы потому, что имеет симметричный характер для всей планеты». (А.Альфано)

Поскольку тема борьбы с терроризмом доминировала на пресс-конференции, да и в международном блоке вопросов, обсуждавшихся на переговорах в МИД России, то г-н А.Альфано ответил  на вопрос журналистов о том, как в Италии относятся к предложению Президента России о формировании антитеррористической коалиции стран под эгидой ООН. «Подчеркну, что речь не идет о какой-то вторичной миссии, - партнерство в борьбе с терроризмом носит экзинстенциальный характер для всех, кто считает, что терроризм сегодня представляет собой самое большое зло, хотя бы потому, что имеет симметричный характер для всей планеты».

Один из вопросов министрам на пресс-конференции, как и ожидалось, касался митингов оппозиции в столице и других городах России 26 марта. Буквально «по следам» событий на это резко отреагировали официальные лица в странах Евросоюза и даже Госдеп США. Комментируя последствия митингов, в ходе которых были задержанные, Сергей Лавров сказал: «Я исхожу из того, что в каждой стране есть законы, которые опираются, в том числе, и на универсально выработанные критерии. В данном случае, на критерии, закреплённые в Международном пакте о гражданских и политических правах, предполагающие свободу выражения мнений, свободу собраний и исключение этих свобод в тех случаях, когда речь идет о безопасности государств, моральном здоровье общества». Министр напомнил слова одного  из великих о том, что «свобода есть следование законам».* Глава внешнеполитического ведомства России был вынужден напомнить о двойных стандартах в оценке аналогичных ситуаций в разных странах, когда в одной стране – «в глазу соринку видишь, а в другой – бревна не замечаешь». «Я не помню, чтобы кто-то очень сильно, по крайней мере, публично, переживал по поводу тех решений, которые были не так давно приняты в Германии, Нидерландах и Австрии, власти которых просто-напросто запретили проводить определенные митинги», - отметил Сергей Лавров. «Я считаю, что принятые нашими муниципальными властями решения в отношении заявок на проведение митингов в целом ряде городов России, были в рамках тех полномочий, которые эти власти имеют в соответствии с нашей Конституцией и законами», - прокомментировал Министр, упомянув применение полицией западных стран и дубинок, и слезоточивого газа против демонстрантов на несанкционированных митингах.

Ответ главы МИД Италии не расходился с единой позицией стран ЕС. «Мы коснулись этого вопроса с коллегой Лавровым, говорили об этом, - сказал Анджело Альфано. - Должен сказать, что, полностью уважая законодательство вашей страны, Конституцию РФ, не могу не признать позицию, которая была выражена Европейским Союзом о принципах свободы манифестаций».

Сергей Лавров отметил, что с учетом того, что Италия на данном этапе является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, нынешний визит Анджелино Альфано в Москву «создает возможность для более предметного рассмотрения двусторонних и международных дел». Как было сообщено на пресс-конференции, в России ждут с визитом Председателя Сената Италии П.Грассо, начата подготовка очередного заседания российско-итальянской межпарламентской комиссии, а на осень запланировано проведение дней Москвы в городах Италии.

 

* Ш.Монтескьё: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати