ГЛАВНАЯ > Говорят послы

Хайдар Мансур Хади: «Ирак ведет борьбу с врагом всего человечества»

15:28 13.03.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Успехи борьбы с терроризмом   в Сирии заставили отечественных и зарубежных аналитиков обратить внимание на ситуацию в Ираке. Хорошо известно, что важнейшим событием, положившим начало экспансии «Исламского государства», или ДАИШ,  в регионе Ближнего и Среднего Востока, стал захват боевиками второго по значению города страны – Мосула. С октября 2016 года вооруженные силы Ирака, курдское ополчение Пешмерга и международная коалиция во главе с США ведут борьбу за этот важнейший населенный пункт – столицу владений самопровозглашенного халифа, лидера ДАИШ Абу Бакра аль-Багдади. 

Основным направлениям  внешней и внутренней политики официального Багдада, а также перспективам борьбы с терроризмом была посвящена пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Ирак в России Хайдера Мансура Хади, состоявшаяся  в Москве.

Российско-иракское сотрудничество: история и современность

Свое выступление г-н Хади начал с краткого обзора  дипломатических отношений  между нашими странами, которые  были установлены в  1944 году. По словам Посла, особое значение для развития диалога Москвы и Багдада имеет Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 9 августа 1972 года тогдашним политическим лидером и премьер-министром Ирака  генералом Ахмадом Хасаном Аль-Бакром и Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным. Этот документ  вступил в силу  в том же году, а вскоре состоялся визит министра иностранных дел Республики Ирак Муртада Саида Абделя Баки в Москву, где им был подписан ряд взаимовыгодных соглашений с советской стороной.  Немаловажным фактом, во многом определившим характер отношений двух стран, стала национализация иракских нефтяных месторождений в том же 1972 году.

Что осталось от прежнего наследия? В настоящее время активно действует  совместная Российско-иракская межправительственная комиссия. Сейчас ее возглавляют действующий министр иностранных дел Ибрахим аль-Джафари и первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин. В феврале 2016 года состоялось ее очередное  заседание, в ходе которого был подписан целый ряд важных документов. В настоящее время идет подготовка очередной сессии, проведение которой  запланировано  в Москве.

В Ираке активно работает ряд крупных российских нефтяных компаний. Их деятельность сосредоточена  в центре страны и на территории компактного проживания курдов. В частности,  «ЛУКойл»  ведет разработку месторождений  в районе Басры и добывает свыше 400 тыс. баррелей ежегодно. Специалисты  «Башнефти» ведут бурение вблизи  города Самава на юге Ирака. Российская сторона активно помогает Багдаду и в электрификации страны.

В России также действует торгпредство Ирака в России и Российско-иракский деловой совет. Однако экономические отношения двух стран оставляют желать лучшего и нуждаются в активизации, тем более что страна остро нуждается в инвестициях.

В то же время иракский посол  заявил, что официальный Багдад  поддерживает решение ОПЕК  о сокращении добычи нефти. «Цены на этот продукт  имеют большое значение для формирования бюджета нашей страны, - заметил Хайдар Хади. – Мы намерены сократить объем нефтедобычи до тех пор, пока не улучшится ситуация в мире. Все иностранные компании, работающие в Ираке, должны учитывать этот факт».

Напомним, что, по данным ведущих мировых информационных агентств,  с 1 января 2017 года ОПЕК и 11 стран, которые не входят в эту организацию, ограничили добычу нефти на полгода. Соглашение об этом было достигнуто в начале декабря 2016 года. Исходя из договоренности, достигнутой на саммите ОПЕК в Вене, картель обязался сократить добычу на 1,2  млн. баррелей – до 32,5 млн. в сутки. Не входящие в ОПЕК страны согласовали сокращение своей добычи в общей сумме до 558 тыс. баррелей в день.  Согласно достигнутому соглашению, Ирак обязался урезать добычу нефти на 210 тыс. баррелей – до 4,34  млн. баррелей в сутки.

Гуманитарное сотрудничество

Москва и Багдад активно поддерживают и развивают связи по линии образовательного и культурного обмена. По данным на 2016 год, около 5 тыс. иракцев обучаются в различных российских вузах. Посольство Ирака в России активно ведет мониторинг этой работы. Российское правительство предоставляет примерно 350 стипендий ежегодно.

Между нашими странами существует и военное сотрудничество. «Как только ДАИШ вступил в Мосул (в июне 2014 года. – А.Т.), мы   стали получать российское оружие, а наши специалисты, в частности пилоты, стали проходить подготовку у российских коллег, - заявил Хайдар Мансур Хади.-  С целью координации борьбы против ДАИШ в Багдаде создан и  активно действует Информационный центр, куда входят представители России, Ирана, Ирака и Сирии».

Г-н Хайдар Мансур Хади дал высокую оценку российско-иракскому военному взаимодействию. Он напомнил, что Багдад в настоящее время ведет борьбу с крайне опасным врагом. Поначалу ситуация была крайне тяжелой: в первые дни военных действий ДАИШ удалось захватить почти 40% территории страны, поставив под свой контроль в основном суннитские районы. В то же время дипломат счел нужным напомнить, что сторонники ДАИШ подвергают репрессиям всех, кто пытается оспаривать их взгляды на ислам, невзирая на конфессиональную принадлежность. Сунниты гибнут от их рук точно так же, как и остальные. Это наглядно доказывает, что ислам для них лишь ширма, удобная для привлечения в свои ряды новых адептов. К сожалению, их радикальные взгляды получили определенную популярность у молодого поколения в арабских странах. Среди тех террористов, которые воюют в Ираке, есть уроженцы стран, с которыми у Багдада дружественные отношения.

Внутреннее и внешнее положение Ирака

В настоящее время благодаря ряду факторов, включая помощь России и активные действия народного ополчения, иракской армии удалось освободить провинции Салах-эд-Дин и Анбар.  По словам Хайдара Хади, сейчас под контролем ДАИШ  остается лишь 15% территории провинции Мосул. Это большое достижение иракской армии. Пытаясь удержать контроль над территориями, ИГ стремится запугать население и нередко использует его в качестве «живого щита». В то же время армия и ополченцы Ирака стремятся  к минимизации жертв среди   мирного населения. По словам посла, на этом пути Ирак добился значительных успехов. Кроме того, в стране принят закон, определяющий статус ополчения как союзника вооруженных сил страны. 

Г-н Хади заверил, что угроза международного терроризма на Ближнем и Среднем Востоке в целом способствовала консолидации всего иракского общества, вне зависимости от политических предпочтений. Цена поражения может оказаться слишком велика и будет означать не только крах  политического режима, но и распад страны. 

«Цена поражения правительственных войск слишком велика и означает распад страны. Это понимают все, вне зависимости от политических предпочтений» (Хайдар Мансур Хади)

Важной частью борьбы с терроризмом в Ираке   стала деятельность народного ополчения. Иногда утверждается, что оно формируется по конфессиональному признаку, однако, по словам иракского дипломата, эти утверждения не соответствуют действительности. Более 30 тыс. человек – сунниты, но  среди добровольцев есть и христиане, и представители юга страны. Против террористов воюют туркмены, курды, представители других национальностей. Все они воюют за свободу своей родины.   В настоящее время Правительство стремится создать все условия для  восстановления конфессионального мира в Республике. 

Каковы приоритеты внешней политики Ирака? По словам доктора Хади, начиная с 2003 года руководство этой страны стремится проводить линию открытости и доброжелательства в отношении всех соседей. Важное значение имели визиты премьер-министра страны Хайдера аль-Абади в Саудовскую Аравию и Турцию. Последний из них, состоявшийся в январе 2017 года, привел к разрядке напряженности между Багдадом и Анкарой. Среди наиболее важных стран для дипломатии посол Ирака назвал Иорданию, Иран и Кувейт.

Сирийский фактор

В Багдаде внимательно следят за развитием ситуации в Сирии, резонно предполагая, что успехи  иракской армии вряд ли будут прочными, пока в Сирии не наступил мир. По словам дипломата, основная задача Москвы и Багдада заключается в том, чтобы не допустить бегства боевиков ДАИШ за пределы Сирии и Ирака.

«Мы приветствуем состоявшиеся в Астане межсирийские переговоры с участием России, Ирана и Турции и достигнутые там договоренности, - подчеркнул Хайдер Хади. - Ирак выступает за единство Сирийской Арабской Республики и против иностранного вмешательства в ее дела».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати