ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Андрей Крутских, спецпредставитель Президента России по международной информационной безопасности: Противостоять киберконфронтации можно путем выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве

21:59 21.12.2016 •

Спецпредставитель Президента России по международной информационной безопасности Андрей Владимирович Крутских. Фото: Екатерина Родина, журнал "Международная жизнь"

«Международная жизнь»: Андрей Владимирович, в процесс использования кибертехнологий активно включены разного рода хакеры по всему миру, а в некоторых странах собираются даже хакерские съезды. Это еще один фронт, который необходимо учитывать при регламентации международной информационной безопасности, - какие Вы видите темы в этой связи?

А.В.Крутских: Тут даже целых две темы. Начнем с хакерских съездов. В США, по-моему, на ежегодной основе или раз в два года собираются по несколько тысяч - в «пик» это достигает пятнадцати тысяч участников, - собираются люди, часть которых называет себя хакерами, а часть – это просто компьютерщики всех мастей: инженеры, юристы, политики, но главным образом, - это люди, «зараженные» компьютеризмом. Это люди, имеющие потрясающие навыки и наработки в этой области, т.е. это компьютерные профессионалы. Они называют свой сбор Всемирным съездом; пусть это будут хакеры, IT-шники с уклоном на конкретные действия. И перед ними практически каждый год – это стало традицией - выступает руководитель АНБ – (Агентство по национальной безопасности США). Один из руководителей киберкомандования Кит Александер (ушел в отставку в 2013 г.), выступая перед ними, высказал идею, которая взбудоражила очень многих. Он говорил: «Господа, помогите нам обеспечить американскую информационную безопасность». А дальше эта мысль приобретала такой формат, который подразумевал: «Вы бейте всех, кроме нас самих». Это мне напомнило каперство времен Британской империи, когда в Британии морским пиратам разрешено было грабить все суда, и если они это делали с успехом, им давали и адмиральские звания, и ордена, и прочее. Главным условием было – не грабить суда Британской империи. Каперство – это страшное дело, если эта идея будет реализована. Фактически Крит Александер, который стоял у истоков создания американского государственного кибервойска, призвал еще как бы американский народ вести как бы «народную кибервойну».

«Международная жизнь»: Такой призыв влечет за собой высокую степень ответственности со стороны государства. Если процесс не регламентировать, он выйдет из-под контроля, поэтому возникает вопрос: «Как это сделать»?

А.В.Крутских: Надо задуматься о правовой стороне. А если индийцы, которые также отнюдь не обижены ни умом, ни чем остальным и славятся своей кибершколой, будут вести себя так? И мы можем своих выпускников вузов нацеливать на то, чтобы действовать аналогично. И таким образом произойдет подмена войн по линии государства, а по существу инспирированные государством кибервойны через хакерское сообщество. Потому что, конечно, одним из условий этой кибервойны является действие через посредников, действие через уголовников, действие через хакеров, через людей незнающих, через третьи страны, - это называется «proxy» - действие через посредников. Поэтому я считаю, одним из наших успехов было, когда в одном из положений Доклада Группы правительственных экспертов, консенсусно принятом, было сказано, что действие через посредников – это вредоносное действие, неправильное действие, которое заслуживает осуждения со стороны международного сообщества.

Таким образом, съезды хакеров, - если они приобретают вот такой формат координации действий людей, не вовлеченных в политическое противоборство, которые вместо того, чтобы вырабатывать лучшие формы развития компьютерной технологии и применения компьютеров, - их перенацеливают на вражду, на конфронтацию, да еще и международную, да еще при этом обещают благословения государства, - то такая деятельность опасна.

В России такой деятельности не ведется, никому она бы в голову прийти не могла, чтобы у нас выступил Президент и призвал бы вдруг «к народной кибервойне» против каких-то наших оппонентов. Мы – за предотвращение конфликтов в принципе. Это, что касается первой половины вопроса.

«Международная жизнь»: Что можно противопоставить такому явлению в виртуальном пространстве?

А.В.Крутских: Противостоять этому можно не путем запретов, не путем односторонних действий и не путем гонки вооружений, т.е. кибервооружения, а путем выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Это и предлагает Россия в ООН, и количество сторонников России в этом плане постоянно увеличивается. Об этом говорит, например, тот факт, что наша Резолюция на этот счет, которая призывает выработать правила поведения государств, норм, принципов ответственного поведения, она собрала рекордное, беспрецедентное количество соавторов в прошлом году, включая те же Соединенные Штаты. Восемьдесят четыре страны поддержали российский текст Резолюции, а 184 страны проголосовали консенсусно за то, что нужно навести порядок в информационном пространстве и прекратить беспредел (кибер).

Таким образом, через международные договоренности эту тему можно решить и наиболее эффективно и наиболее, в хорошем смысле слова, радикально. Есть альтернатива: мы великая держава с великими умами. Компьютерную сферу я сам для себя рассматриваю, как, примерно, игру в шахматы. Может быть, мы в гольфе не сильны, но в шахматах нас всегда уважали, мы чуть ли не веками держали шахматную корону. Мы в короне - это прекрасно. Так вот, что касается компьютеров, то мы умом и компьютерщиками не обижены. И в этом смысле наши вузы работают по степени интернетизации и компьютеризации - мы чуть ли не на первом месте в мире, это статистика Минкомсвязи РФ. В этом смысле мы люди смышленые, «и наш бронепоезд стоит на запасном пути». Но кибергонка вооружений и конфронтация – это не наш выбор. «Вторую щеку» мы никогда не подставим, будь то со стороны индивидуальных хакеров или тех, кто за ними стоит.

«Международная жизнь»: В последние годы сложилась Группа экспертов из 25 стран, готовая к выработке международных правил игры в киберпространстве. Есть ли желающие (государства) войти в эту группу и каковы условия?

А.В.Крутских: На этот счет есть несколько предложений, потому что ажиотаж вокруг этой группы, которая вырабатывает правила международной игры, велик. Естественно, каждая страна, мало-мальски развитая, которая имеет прочные позиции на IT- рынке или просто сильная держава, они все хотели бы войти. Поэтому изначально записались в эту группу и хотели в нее войти более шестидесяти государств. Но когда собрались представители 25 стран – экспертов по Международной информационной безопасности, и мы начали обсуждать эту тему, сразу возник вопрос: «А что делать с другими государствами, если все хотят в эту группу»? На этот счет было высказано несколько идей, в том числе и российской стороной, как этот процесс можно сделать более инклюзивным. Потому что многие страны, не участвующие в этой группе, говорят: «Мало ли, что вы там навырабатываете…». Поэтому второй вопрос после инклюзивности – это универсализация этих международных правил.

«Международная жизнь»: Как Вы это видите в ближайшем будущем?

А.В.Крутских: Это может быть достигнуто через вынесение наработок группы правительственных экспертов на голосование в первом комитете (военные и политические вопросы безопасности) на Генассамблее ООН; либо до этого – максимально расширить число участников группы. Но здесь возникает вопрос практицизма, целесообразности. Потому что, чем больше стран, тем больше дискуссий. Это и хорошо и плохо одновременно. Но с другой стороны есть практический вопрос – бюджетный. ООН может «лопнуть», потому что в этой группе хотят участвовать все. Поэтому рассматриваются разные варианты, как институализировать этот процесс, сделать его постоянным, не зависящим от голосований по созыву группы, потому что этот процесс раз в два года возникает как бы с нуля. Это затягивает время, всегда возникают какие-то дополнительные дискуссии, компромиссы.

«Международная жизнь»: Из ваших размышлений следует, что сделать его постоянным все-таки придется, что же мешает этому сегодня?

А.В.Крутских: А чтобы его сделать постоянным, было высказано несколько идей, но мне бы не хотелось их прежде времени озвучивать. Мы хотели бы выйти с готовыми предложениями, которые могли бы на политическом уровне и выдвинуть. 

 

Спасибо, Андрей Владимирович!   

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати