ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Примаков. «Неизвестный»

20:51 31.10.2016 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В эти дни мы вспоминаем о Евгении Максимовиче Примакове.

29 октября – его день рождения. 27 октября на площадке Торгово-промышленной палаты РФ – в Центре международной торговли в Москве, где он проработал последние годы жизни, прошла презентация нового двухтомника под общим названием «Неизвестный Примаков». 31 октября телеканал «Россия 1» представил новый фильм «Я твердо все решил. Евгений Примаков».

«Неизвестный Примаков» — это сборник из двух книг. Первая книга-том составлена из воспоминаний многих известных людей со всех концов мира, которые работали, спорили и дружили с Евгением Примаковым. Своими размышлениями о нем делятся мировые лидеры, министры, бизнесмены и, конечно, его друзья. А во второй том вошли документы, в том числе, из домашнего архива, которые впервые представлены широкому кругу читателей – они касаются работы Е.М. Примакова на позициях руководителя Службы внешней разведки, МИД России и Правительства РФ. Большинство фотографий в сборнике также публикуются впервые.

Выступая на вечере, Сергей Степашин, видный общественно-политический деятель России, друг Е.М. Примакова вспоминал о нем так: «Он умел влюблять в себя. Потрясающее чувство и юмора, и такта, и достоинства. Он не был жестоким и жестким, но он был сильным. Сила его была в великодушии и мудрости. Этому не научишь, это – от Бога».

Вели вечер в ЦМТ президент ТПП РФ Сергей Катырин, главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин и внук, известный тележурналист Евгений Примаков. Они напомнили о том, что в июне этого года здесь же, в ЦМТ, было представлено собрание сочинений Примакова в 10 томах, а к его дню рождения ТПП РФ, ЦМТ, «Российская газета» и Ассоциация исследователей российского общества с участием членов семьи Евгения Максимовича издали двухтомник «Неизвестный Примаков». Показательно то, что каждый из людей, знавших Е.М. Примакова, к кому обратились авторы проекта – и в России, и, при содействии посольств РФ, – за рубежами, написали и прислали свои воспоминания.

Сергей Катырин процитировал некоторые отрывки из этих воспоминаний:

- Георгий Данелия: «Евгения Примакова любили и уважали все – и справа, и слева, из центра и из глубинки».

- Мадлен Олбрайт: «Евгений Примаков всегда твердо стоял на страже национальных интересов России».

- Валентина Матвиенко: «Чувство юмора у него всегда было отменным. Правда, я до сих пор не знаю – всегда ли это был юмор».

-Иосиф Кобзон: «Я горжусь тем, что неоднократно пел с Евгением Максимовичем его любимую песню «Если я заболею» на стихи Ярослава Смелякова».

10-томники собрания сочинений Е.М. Примакова уже в почти 40 российских регионах вручены местным библиотекам и университетам, губернаторам и законодателям. «Главное, что во время этих встреч было много молодежи, которая живо интересуется опытом Примакова, то есть опытом государственного мышления, взвешенного подхода к сложным проблемам внутренней и внешней политики, позволяющим находить конструктивные решения в сложнейших ситуациях», - сказал Сергей Катырин.

В тот вечер к микрофону выходили академик, директор «Научно-практического центра интервенционной кардиологии» Давид Иоселиани, директор ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Александр Дынкин, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, заместитель председателя комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Александр Дзасохов, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, президент Финансового университета при Правительстве РФ Алла Грязнова, генеральный директор издательского дома «Экономическая газета» Юрий Якутин, глава Службы внешней разведки периода второй половины 1990-х годов Вячеслав Трубников, руководитель ВГТРК 1990-х годов Олег Попцов, другие коллеги и друзья Евгения Максимовича.

 

Фото пресс-службы ТПП РФ

Александр Рыбаков, выступивший от имени рабочей группы проекта издания этих книг, отметил: «Когда мы работали над десятитомным собранием сочинений Евгения Максимовича Примакова — это научные работы, публицистика, воспоминания, учебно-методическая литература — то думали, что теперь будем знать о Примакове практически все. Но чем больше мы погружались в работу над изданием, тем сильнее убеждались, что десятитомник не дает исчерпывающей информации, и «неизвестный» Примаков остается… Эти два новых тома в большой мере восполнили то, чего не хватало в десятитомнике. Сейчас мы понимаем, что не хватает и «третьего кирпичика» — хотим создать Интернет-сайт Е.М. Примакова».

И вот, 31 октября на телеканале «Россия 1» вышел фильм «Я твердо все решил. Евгений Примаков».[i] Специально для этого проекта дал интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров.[ii]

 

Фото пресс-службы МИД РФ

Он, в частности, отметил следующее:

«Когда Е.М. Примаков пришел в публичную политику после работы в Службе внешней разведки в Министерство иностранных дел и позднее, когда он стал премьер-министром, общаясь с зарубежными партнерами, он все это пропускал через себя. Я думаю, у него сложилось четкое впечатление от общения с огромным количеством коллег на постах министров иностранных дел, глав правительств из западных стран, очень четкое ощущение того, как нас воспринимали в тот период.

Безусловно, уже сам его авторитет, когда он пришел в Министерство иностранных дел, в публичную политику, выправлял многие перекосы в головах наших западных партнёров. Но стержень, который в них сформировался после развала СССР – «что хочу, то ворочу, если кто и скажет мне что-то поперек, то ничего не сделает», ‒ был еще очень и очень серьезным.

Е.М. Примаков прекрасно понимал, что исходя из своей географии, истории, которая писалась кровью и потом наших предков, своей, если хотите, политической культуры, Россия не могла быть ведомой в международных делах, и любые ощущения об обратном – это короткая аномалия, которая не могла длиться долго.

Поэтому, когда глубочайший патриот своей страны, опытнейший политик, великий государственный деятель, человек с огромной интуицией, с энциклопедическим образованием, с пониманием процессов узнал, что США решили начать бомбежки Союзной Республики Югославия, то он не видел для себя возможности продолжать «бизнес как обычно», лететь к вице-президенту США А.Гору на какой-то важный, но достаточно рутинный переговорный раут. Разворот (самолета Примакова над Атлантикой – авт.) стал напоминанием о том, что у России не может быть иного предназначения в мире, кроме как отстаивать свою Правду, делать это вместе с другими державами, но обязательно добиваясь равноправных отношений и взаимовыгодных договорённостей.

Агрессия против Югославии была, конечно, именно агрессией. Кстати, это было первое вооруженное нападение в Европе на суверенное государство после 1945 года.

Если уж мы об этом заговорили, сейчас на фоне того, что происходит вокруг Сирии, наши западные партнеры, прежде всего, американцы, да и британцы, уже доходят в своей истерике до публичных оскорблений, употребляя такие слова, как «варварство», «военное преступление».

Напомню, агрессия против Союзной Республики Югославии была сопряжена с атаками на огромное количество гражданских объектов, включая, между прочим, телевидение Сербии, мосты, по которым шли гражданские пассажирские поезда, и многое другое. Тысячи погибших, из них несколько сотен детей, четверть миллиона беженцев, о которых никто с тех пор больше не вспоминал.

Если бы Россия в лице Е.М. Примакова не отреагировала бы так, как он отреагировал, на это грубейшее нарушение международного права, то мы, наверное, себе бы потом этого не простили еще очень долго, и наша история пополнилась бы очень неприятной страницей. Он сделал так, что Россия проявила свой характер и заняла единственно правильную позицию на тот момент…

Когда Е.М. Примаков пришел в Министерство иностранных дел, сразу стало ясно, что он прекрасно понимает, что нужно делать, как, в общем-то, и везде, где бы он ни оказывался: в журналистике, разведке, в руководстве научных институтов, в парламенте. Он везде сразу видел те «колесики», которые движут коллективом, глубоко понимал настроение коллектива. Он очень доверял людям. Он никогда не «рубил с плеча» и не устраивал кадровых революций. Я разговаривал с коллегами из других структур, где он работал.

В МИД было то же самое. С ним пришли два-три помощника, его ближайших соратника, которые знали его потребности в организации производственного процесса. Все остальные сотрудники, делавшие уже при нем «примаковскую» внешнюю политику, были кадровые сотрудники МИД, которых он по-своему, с точки зрения своего понимания задач, расставил, нацелил и сориентировал…

Его черта характера – любовь к жизни и общению, стремление всегда найти единомышленников, тоже очень помогла, помимо его рабочих качеств, для сближения с нашим коллективом. Поэтому он вошел в него и влился абсолютно органично и также органично его возглавил».

…29 октября могила Евгения Максимовича на Новодевичьем кладбище в Москве была укрыта горой цветов…



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати