ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика, Украина в фокусе

«Правое дело» или иллюзорная опора украинской власти

12:36 24.10.2016 • Денис Батурин, политолог

14 октября с 2014 года отмечают День защитника Украины. В этом году праздник был отмечен шествием функционеров и сторонников наиболее известных праворадикальных структур – вновь набирающей рейтинги «Свободой», «Правым сектором», движением «Азов». Эти торжества были названы «Маршем нации» и собрали около 5 тысяч участников.

Новый государственный праздник стал поводом для правых радикалов, национал-патриотов, напомнить о себе. После переворота в 2014 году и до настоящего времени на Украине не было проведено серьезных социологических исследований о том, какой поддержкой в обществе пользуются в стране праворадикальные идеи. В этом политическом спектре есть разные лидеры и политические структуры - «Свобода» и «Правый сектор» (ПС), движение «Азов», Конгресс украинских националистов (КУН), и даже «Радикальная партия» Олега Ляшко. То есть, речь идет о консолидированной поддержке идей, а не конкретных лидеров и политических партий.

Несмотря на «революцию достоинства» давшую правым взрывную популярность, они хронически не в состоянии конвертировать свою популярность в электоральную поддержку. На парламентских выборах 2014 года больше всего голосов из правых взяла «Свобода», но и она не преодолела 5% барьер (4,71%), «Правый сектор» получил результат еще хуже - 1,8%, а КУН и вовсе занял предпоследнее место в гонке партий с итоговыми 0,05% (это примерно 9 тысяч голосов). (112.ua) В итоге националистов в Верховной Раде представляют  6 депутатов-мажоритарщиков от «Свободы», «отец» ПС и единственный ее представитель в парламенте Дмитрий Ярош, прошедший по мажоритарному округу, и лидер «Гражданского корпуса «Азов» Андрей Билецкий, как внефракционный депутат, прошедший, однако, по спискам «Народного фронта» Арсения Яценюка. Итого 8 из 450 депутатов. Последние опросы Киевского международного института социологии показывают, что если бы выборы в Верховную Раду состоялись в сентябре, то крупнейшие праворадикальные силы получили бы следующую поддержку: «Свобода» - 3,9%, «Правый сектор» - 2,2%.

Краткая историческая ретроспектива дает объяснение такого «успеха» правых на выборах. Украинское государство появилось не благодаря ретивым усилиям правых националистов, таков оказался ход истории, не стало вооруженной  борьбы - не нужны оказались и националисты. Впоследствии, как оказалось, бороться нужно было не с оружием в руках с «врагом», а строить институты власти и бороться с экономическими проблемами. Украинские националисты долго не могли оформить убедительный образ врага, от которого нужно было защищать государство и общество, а по сути – создать смысл своего националистического существования. Первая почти удачная попытка была сделана в формате «оранжевой революции» в 2005 году, но и тогда врагом этим стала бюрократия и коррупция. Враг оказался неубедительным, первый майдан привел к власти бездарного президента. Эпохой возрождения национализма стал новый майдан 2013-2014 - «революция достоинства», которая боролась за  евроинтеграцию, чему «мешала Россия и президент Виктор Янукович». Власть тогда посмела сопротивляться – и получила «коктейли Молотова», некоторые области посмели иметь другую точку зрения – и получили АТО, конфликт на Юго-Востоке Украины.

Тогда националисты воспряли – удалось «повоевать» на майдане с правоохранителями, создать добровольческие батальоны для участия в АТО на Юго-Востоке, которые, получив в руки оружие, так же развернули активную деятельность по формированию собственной экономической базы, занимаясь рейдерством.

Сейчас, судя по событиям на Украине, начинается новый раунд борьбы правых за народную поддержку. В западных областях наращивает поддержку «Свобода», которая, по мнению экспертов, приближается к преодолению электорального барьера, на базе движения «Азов» создана партия.

Со времени майдана 2014 года и в результате последовавших событий накопилось множество социальных и политических проблем, которые являются благодатной средой для популистов разного типа: сложная социально-экономическая ситуация, а по сути, экономический кризис (недавно появилась реклама украинских банков, которые предлагают кредиты на оплату коммунальных услуг (!)), вялотекущий вооруженный конфликт на Юго-Востоке. Эксперты ждут от радикалов вполне прогнозируемой реакции: критики тарифной политики, «безответственные, но привлекательные для части избирателей алармистские лозунги о немедленном освобождении Донбасса и Крыма». (ifri.org). Думается, стоит ждать еще и призывов к «возрождению ядерного потенциала Украины».

Весьма показателен генезис созданной 14 октября  партии «Национальный корпус» на базе Гражданского корпуса «Азов», который связывают спонсорскими и административными отношениями с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым и бывшим губернатором Донецкой области Сергеем Тарутой, обвиняют в неонацистской символике, негативном отношению к мигрантами, акциях, которые традиционно заканчиваются столкновениями с полицией.  По словам одного из лидеров этой организации: «Да, значительная часть нашего актива – выходцы из «Азова» и других боевых подразделений, так как война выявила много пассионариев. Но дело «Азова» - защищать Украину от внешнего агрессора, а задание партии – отстаивать внутренние интересы страны». (hromadske.ua). Стоит вспомнить, что речь идет о том самом «Азове», бойцы которого обвинялись в докладе ООН о ситуации с правами человека в Украине - в мародерстве (ohchr.org), и в пытках - в докладе Human Rights Watch «Вас не существует» (hrw.org).

Украинское общество в результате целенаправленной работы средств массовой информации, заявлений политиков подпитывается националистическими лозунгами и идеями, зачастую встречает призывы радикалов «на ура», и в этом смысле электоральная основа у радикалов есть. Однако они не учли даже уроков последних парламентских выборов 2014 года, на которые они не пошли единой силой, каждый из лидеров лелеял свой бренд и партийные выборы проиграл, а в случае  объединения усилий, например, блок  «Свободы» и «Правого сектора», проходной барьер преодолел бы. Готовясь к новым выборам, лидеры не только продолжают лелеять свои бренды, но и создают новые структуры: «Дмитрий Ярош формирует собственный проект, альтернативный «Правому сектору». Андрей Билецкий, пожалуй, наиболее «успешный» праворадикальный политик (несмотря на откровенно неонацистский бэкграунд), строит новую партию на основе Гражданского корпуса «Азов». Реанимирована как самостоятельная политическая партия со своими амбициями Украинская национальная ассамблея. Наконец, ряд проектов могут быть раскручены непосредственно перед выборами в технологических или даже прямо провокационных целях — такие, например, как Революционные правые силы». (ifri.org). Кроме того, радикалы оказались больны традиционными болезнями украинских партий – недостаток электоральной поддержки компенсируется спонсорской поддержкой, так, тот же «Азов» связывают с министром внутренних дел Арсеном Аваковым и олигархом Сергеем Тарутой (полк «Азов» был сформирован в Харькове, когда губернатором там был Аваков, участвовал в АТО вблизи территорий расположения предприятий «Индустриального союза Донбасса», владельцем которого является Тарута).  Поэтому радикалы и лелеют свои бренды, чтобы делить спонсоров и не делить кассу. 

Жестокая ирония истории в том, что звездный час «правого дела» на Украине принес стране гражданский конфликт на Юго-Востоке, референдум и вхождение Крыма в состав России, экономический кризис и угрозу дальнейшей дезинтеграции Украины. И вот опять президент Украины Петр Порошенко после переговоров  по минскому формату в Берлине разыгрывает «правую карту», обозначая две альтернативы по этим соглашениям: военное и наступление на Россию. Но как справедливо замечает член Совета Федерации Алексей Пушков – их просто не существует, они обе – ложные. И именно это подтверждают опросы и количество избранных «правых» депутатов в Верховной Раде Украины.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати