ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Парагвая Э.Лоисагой, Москва, 18 октября 2016 года

15:25 20.10.2016 •

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с Министром иностранных дел Республики Парагвай Э.Лоисагой прошли в доверительной атмосфере и были весьма содержательными. Мы ценим, как бережно относятся в Парагвае к вкладу русской общины в развитие страны, признательны за поддержку Ассоциации русских и их потомков в Парагвае, которая играет важную роль в сохранении русского языка и культуры как органичной части парагвайского общества и того, что мы называем «русским миром».

Асунсьон – наш важный партнер в Латинской Америке. Сегодня мы с удовлетворением подтвердили высокую динамику двусторонних контактов. В начале наших переговоров уже упоминался первый, исторический по своему значению визит в Парагвай Патриарха Кирилла. Россию также впервые посетил Председатель сената Национального конгресса Парагвая М.Абдо Бенитес. Запланирована ответная поездка делегации российских парламентариев. Мы нацелены на дальнейшее укрепление наших отношений, опираясь на достигнутый уровень доверия, который является очень надежным подспорьем для расширения взаимовыгодных связей.

Особое внимание уделили торгово-экономическому сотрудничеству, необходимости его дальнейшего развития, выравниванию дисбаланса в российско-парагвайской торговле путем ее диверсификации. Парагвай – крупный экспортер мяса на российский рынок, а мы заинтересованы в расширении поставок в эту страну нашей высокотехнологичной машиностроительной продукции.

У нас очень хороший потенциал совместной работы в научно-технической сфере. Только что вы присутствовали при подписании Меморандума между ГК «Росатом» и Национальной службой радиологического и ядерного контроля Парагвая. В соответствие с этим документом будет развиваться взаимодействие в области использования атомной энергии в мирных целях и будут начаты переговоры по таким перспективным направлениям, как развитие ядерной медицины, совместное производство изотопов, строительство соответствующих установок для сохранения сельскохозяйственной продукции.

Мой коллега, г-н Министр, использовал свое пребывание в России для встреч, в том числе с руководством Торгово-промышленной палаты, в ходе которых также обсуждались перспективные направления сотрудничества в других областях.

У нас плодотворные обмены в сфере образования, включая подготовку кадров по гражданским специальностям и для правоохранительных органов Парагвая. Есть планы расширять такое сотрудничество. Констатировали успешное действиеСоглашения, которое было подписано в 2007 г. во время моего визита в Асунсьон, между дипломатическими академиями наших стран. С удовлетворением отметили интерес наших парагвайских друзей к расширению связей, в том числе образовательных и научных с Дипломатической академией МИД России и МГИМО (У) – еще одним учебным заведением, которое функционирует при МИД Российской Федерации.

У нас близкие или даже совпадающие позиции по многим ключевым вопросам международной и региональной повестки дня. Мы выступаем за формирование более справедливой и демократической полицентричной архитектуры, учитывающей и отражающей культурно-цивилизационное многообразие современного мира и опирающейся на принципы международного права и Устав ООН. Договорились активизировать наши совместные усилия в различных форматах по двусторонней линии и по линии многосторонних структур в целях более эффективного противодействия терроризму, другим вызовам и угрозам современности.  Мы, как и Парагвай твердо выступаем за неприятие практики односторонних санкций в межгосударственном общении.

Отметили развитие контактов между Россией и интеграционными объединениями в Латинской Америке, перспективы сотрудничества нашей страны с СЕЛАК и УНАСУР. Подтвердили планы, которые уже согласовываются между ЕАЭС и МЕРКОСУР.

В целом, я думаю, итоги переговоров четко подтвердили обоюдную готовность к углублению партнерских отношений. Будем активно претворять результаты сегодняшних бесед в жизнь.

Вопрос: Сегодня утром Министр обороны России С.К.Шойгу заявил, что Россия досрочно прекращает авиаудары в районе Алеппо. Является ли это решение российской стороны очередной попыткой найти политический компромисс с региональными и западными партнерами в урегулировании кризиса в Сирии?

С.В.Лавров: Приостановка полетов ВВС сирийского правительства и ВКС России уже вступила в силу. Это жест доброй воли в надежде на то, что объявленная пауза будет использована, чтобы, наконец, отмежевать от «Джабхат ан-Нусры» и ей подобных те вооруженные формирования, которые поддерживаются, оснащаются, вооружаются США, рядом европейских стран и странами региона.

Могу сказать, что нам это давно обещали – как минимум, с февраля этого года, но ничего под разными предлогами сделано не было. У нас уже стали закрадываться сомнения (о них мы тоже  говорили публично), не является ли такая позиция наших западных коллег желанием вывести «Джабхат ан-Нусру» из-под удара, а затем попытаться использовать ее для свержения режима Б.Асада вопреки всем заверениям, что таких планов не имеется и тем  решениям, которые все мы принимали в  СБ ООН.

Тем не менее, когда мы в прошлую субботу встречались в Лозанне с Госсекретарем США Дж.Керри и министрами иностранных дел целого ряда региональных государств, мы договорились, что начнем в Женеве работу военных экспертов с тем, чтобы все-таки добиться того, о чем я только что сказал – отмежевания так называемой умеренной оппозиции от «Джабхат ан-Нусры». Это можно сделать разными способами. Можно ее просто выгнать оттуда. Разумеется, мы будем поддерживать такой подход. Он предусмотрен в т.н. плане спецпосланника Генсека ООН по Сирии С. де Мистуры. Но те, кто не считает себя ассоциированными с этими террористами, должны, конечно же,  подписать соглашение о прекращении боевых действий, как это и  предусмотрено давними российско-американскими договоренностями и принятыми в одобрение этих  договоренностей резолюциями СБ ООН. В Лозанне была достигнута договорённость, что военные эксперты все-таки постараются сделать это в отношении Восточного Алеппо. Такая встреча начинается в Женеве завтра. Посмотрим, каковы будут результаты.

Вопрос: В связи с операцией, начавшейся в иракском Мосуле, западные СМИ заговорили о возможности переброса бойцов ИГИЛ из Ирака в Сирию. Насколько велика такая опасность? Как проведение операции по освобождению Мосула может повлиять на ситуацию в регионе?

С.В.Лавров: Мосул – город крупный.  Там проживает полтора миллиона гражданских лиц, если не больше. Мы, конечно, следим за этой операцией, потому что все заинтересованы в том, чтобы нанести поражение  т.н. ИГИЛ. Насколько я знаю, город окружен не полностью. Не знаю, по какой причине, но надеюсь, что просто не смогли, а не не захотели. По крайней мере, сохраняющийся коридор создает риски, что игиловцы уйдут из Мосула и Ирака в Сирию. Если это произойдет, если в Сирии, где наша группировка работает по просьбе законного правительства, появятся дополнительные контингенты ИГИЛ, мы будем оценивать ситуацию и принимать решения политического и военного характера. Надеюсь, что на это обратит внимание и возглавляемая США коалиция, которая активно участвует в операции по взятию Мосула.

Это будет непростая операция. Как и в случае с Алеппо, она предусматривает нанесение ударов с воздуха и действия наземных сил, которых там, кстати, немало. Для региональных раскладов немаловажно, кто будет брать Мосул наземными войсками (там даже за это есть соперничество): иракская ли армия (а если да, то будут ли в этом участвовать шиитские подразделения), какова роль курдского ополчения в этом вопросе, какова роль Турции. Как Вы знаете, там находится турецкий экспедиционный корпус, и иракское руководство против этого активно протестует. В Ираке есть пять тысяч американских спецназовцев, которых Вашингтон, правда, позиционирует исключительно в качестве «советников». Пять тысяч «советников» – это, конечно, немало. От того, как будет в итоге сформирован этот наземный «кулак» и кто в него войдет, будут зависеть региональные расклады. Повторю, от этого будет зависеть роль, которую играет и будет играть Турция, будущее место курдов в этих процессах и как пойдут дела в отношении задачи, которую мы давно предлагаем решать, я имею в виду нормализацию отношений между суннитами и шиитами. Это также немаловажный фактор.

Гуманитарный аспект операции в Мосуле, по некоторым оценкам представителей ООН в Женеве и Нью-Йорке, также существенен. Количество беженцев из числа гражданских лиц может находиться в очень широком диапазоне от 200 000 до почти миллиона человек – называются цифры около 900 000 человек. Ни в Ираке, ни в соседней Сирии, ни в других странах, куда эти беженцы могут хлынуть, сейчас не существует адекватной возможности принять такое количество людей.  Надеюсь, что все это было просчитано теми, кто готовил эту операцию. Но пока вопросов остается немало.

Вопрос: Как известно, вчера в Великобритании заморозили счета нашего телеканала. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

С.В.Лавров: Мы вчера уже сделали комментарий, официальный представитель МИД России М.В.Захарова высказалась на эту тему. Как божий день ясно, что решение принимал, конечно, не этот банк, и не банк вообще. Никакой банк таких решений самостоятельно принять не мог. Ситуация достаточно очевидная. Нужно вспомнить о старой мудрости, которая гласит примерно так: «Никогда не обращайся с другими так, как ты бы не хотел, чтобы обращались с тобой». Вот и все.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати