ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Носители великой русской литературы должны сохранить культуру чтения

01:09 24.09.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Евгений Иванович Кузьмин - заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Фото www.centerreading.blogspot.com

Интервью заместителя председателя Межправительственного совета и председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», члена Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгения Ивановича Кузьмина журналу «Международная жизнь».

Одно из первых заседаний нового парламентского года в Государственной Думе было посвящено проблемам поддержки выпуска литературы на национальных языках народов России и концепции национальной программы поддержки детского и юношеского чтения. Заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин выступал на заседании по второму вопросу – о поддержке детского и юношеского чтения в России.  В беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» Еленой Студневой Евгений Иванович пояснил суть проблем.    

 

- «Международная жизнь»: Евгений Иванович, еще недавно Россию называли «читающей страной», а сегодня власти принимают государственную программу для поддержки чтения в обществе – в чем глубина проблемы?  

- Е.И.Кузьмин: Проблема заключается в том, что во всем мире дети и юное поколение граждан читают все меньше и меньше. Вернее, они читают все более и более простые тексты, - не книги. Так происходит потому, что и взрослые этим занимаются. Мы живем в совершенно новой информационной среде. Экранная культура с детства приучает нас к картинкам, отучая от чтения. От самостоятельного чтения, от совместного с родителями чтения, когда попутно у детей возникают вопросы и есть, кому помочь ответить на них.

- «Международная жизнь»: Раньше СМИ помогали дополнительному интересу к чтению через радиоспектакли, экранизацию литературных произведений, - теперь же выполняют прямо противоположную функцию? Где же та грань, за которой начинается обратный процесс? Как предотвратить его необратимость?

- Е.И Кузьмин: Мы «потребляем» картинки и думаем, что не нужно читать книги для того, чтобы представить себе отдаленный окружающий мир. Средства массовой информации предлагают нам огромное количество развлечений, пропагандируют: «Развлекайся, наслаждайся жизнью, ты этого достоин». Но чтение – это всегда усилие. Если с детства ребенку не привита потребность в чтении, если он не обучен чтению, если чтение для ребенка первоначально не только труд, а удовольствие, тогда вырастает малочитающее поколение. К чему это приводит? - К тому, что знание, смыслы, которые накоплены человечеством и сосредоточены именно в письменной культуре в текстах, они не усваиваются в необходимом и достаточном количестве для того, чтобы принимать верные решения, понимать, что происходит в мире и как на это нужно реагировать. Всё это возможно только через чтение книг, документов, газет, журналов. Чтение в массовом обыденном сознании большинством людей воспринимается как некое развлекательное занятие. На самом же деле чтение – это намного более широкое и серьезное понятие, охватывающее всю нашу сколько-нибудь интеллектуальную деятельность.

- «Международная жизнь»: Вы, как представитель ЮНЕСКО, можете отследить хотя бы поверхностно, в каких странах наиболее востребовано чтение книг?

- Е.И.Кузьмин: Ваше слово «поверхностно» - правильно и справедливо, потому что сравнительных исследований по всему миру не проводится, не разработаны методики. Очень мало людей могут операционализировать это понятие - чтение. На обыденном уровне – это все воспринимается довольно просто: читали книжку, что-то забыли, но что-то в памяти осталось. Есть некоторые исследования, на основании которых можно сказать, что наиболее благополучная ситуация с чтением именно книг в маленьких северных скандинавских странах – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. Есть и объяснение того, почему в северных культурах ориентация на чтение гораздо больше, чем - в южных. Прежде всего, во многом это объясняется и климатическим фактором – дождь, холод, короткий день – есть, чем заняться дома и на досуге. В южных странах – солнце, море, активный туризм, больше прекрасного искусства, карнавалы. Это первое. Во-вторых, Россия - северная страна, – нам ни в коем случае нельзя себя сравнивать с какими-то западными странами и говорить, что у них дела обстоят в этой области не лучше, чем у нас. У России гораздо больше задач по обустройству страны. Следовательно,  нам нужно больше энциклопедически образованных людей, эрудитов, а это возможно только через чтение литературы – любой: познавательной, художественной, научно-популярной, научной, философской, политологической, социологической, политической и т.д. Суть проблемы - во взрослых. Взрослые должны, наконец, осмотреться и начать по-другому оценивать такие серьезные навыки, как потребность детей в чтении.  

- «Международная жизнь»? Как Вы оцениваете потребность в русской литературе в мире, снижается ли интерес к ней?

- Е.И.Кузьмин: К сожалению, потребность в нашей литературе снижается,   и нынешнему поколению, не только у нас в стране, но и в других государствах, все труднее и труднее воспринимать классику, например, XIX века. Там описывается совсем другая реальность, другая жизнь, другие герои, другой язык, - не тот, который они слышат в повседневной жизни. Все это приводит к тому, что взаимодействие человека и литературы заметно сокращается, - а это очень опасно.

- «Международная жизнь»: Но есть понятие – «удерживающий». В этом смысле Россия, наверное, удерживающая страна, которая стремится сохранить такое явление, как неотъемлемая потребность человека в книге, в чтении? Как не дать исчезнуть этому?

- Е.И.Кузьмин: Россия – это великая страна, несмотря на сложности, которые все мы периодически переживаем, то устраиваем революцию, то реформы. Россия велика не только потому, что её территория велика, не потому, что страна выигрывала войны, а потому что она создала великую культуру. И с этим вряд ли кто поспорит. Мы - один из пяти народов, которые создали великую литературу. Англичане, французы, немцы и, пожалуй, всё. Где в Испании великая литература после Сервантеса? Где в Италии после Петрарки и Данте великая литература? А русская художественная литература отличается от западных литератур невероятным погружением во внутренний мир человека, в вечные ценности, в смысл жизни, - этого больше всего у нас, в русской литературе.

Больше скажу – сравните Льва Толстого и Вильяма Шекспира: два гения, два фантастических знатока человеческой души, её природы, движения, грандиозного понимания истории. О чем писал Шекспир, и что делают его герои, чем живут? – Борьба за власть, убийства, интриги, кровосмешение, подлость, измена на каждом углу. О чем размышляет Толстой? – Смысл жизни, я и Бог, достоин или не достоин я Бога, зачем я живу, муки совести, проблема греха, духовные искания. 

- «Международная жизнь»: Там ситуационные коллизии, здесь – психологические.

- Е.И.Кузьмин: Совершенно верно! Это очень важно, - о чем литература.  Сегодня мы наблюдаем рациональный мир, корыстный, всё строится вокруг денег, капитализм пришел вместе с демократией, и очень важно в таком мире значение слова - литературного слова, высокохудожественного. Если русские не будут читать, - что же говорить о других? Наследники и носители великой русской литературы должны, обязаны сохранить культуру чтения.

- «Международная жизнь»: Спасибо, Евгений Иванович! 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати