ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Что показал «банковский Давос»?

15:01 30.08.2016 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Завершившаяся 28 августа в американском курортном городке Джексон-Хоул ежегодная конференция руководителей крупнейших центробанков мира призвана была дать ответ на вопросы о перспективах развития мировой финансовой системы. Не случайно главная тема дискуссий была заявлена амбициозно: «Разработка устойчивых основ денежно-кредитной политики будущего». Был у конференции и более конкретный подтекст: выступление главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Джанет Йеллен, от которой ожидали ясности относительно будущей динамики американской учетной ставки и в целом финансовой политики. В числе наиболее внимательных слушателей Йеллен оказались руководители центральных банков тех стран и объединений, финансовая стабильность которых напрямую зависит от состояния дел в экономике США – глава ЦБ Японии Харухико Курода, член правления Европейского центробанка Бенуа Кере и управляющий Банка Мексики Августин Карстенс.

Однако ни первая (глобальная), ни вторая (американская) темы адекватного прояснения не получили. Джанет Йеллен отказалась давать финансистам и инвесторам конкретный сигнал. Из ее выступления следовало, что на протяжении последних месяцев улучшились условия для перехода к повышению ставки ФРС. По словам главы ФРС, ее ведомство убеждено, что «постепенное повышение базовой ставки с течением времени будет правильной мерой» для того, чтобы содействовать улучшению социально-экономической ситуации в стране. Однако текущие макроэкономические данные по-прежнему не дают оснований говорить о сроках начала повышения учетной ставки – которое должно было состояться в текущем году в четыре приема после того, как в конце 2015 года ФРС повысила ставку впервые за десятилетие - с рекордно-низких 0–0,25%. (reuters.com) При этом Йеллен признала наличие «медленных темпов восстановления экономики», а среди ключевых негативных факторов перечислила резкое снижение спроса, сокращение бюджетных расходов и объемов кредитования, снижение доходов домохозяйств. (rbc.ru)

Неблагоприятным фоном для работы конференции в Джексон-Хоул явились и подоспевшие данные о темпах роста валового внутреннего продукта США. Они свидетельствуют о том, что ВВП во втором квартале текущего года вырос на 1,1% в пересчете на годовые темпы, хотя предварительные данные указывали на рост на 1,2%. (vestifinance.ru)

В сложившейся ситуации Джанет Йеллен указала на то, что Федрезерв рассматривает и другие возможные меры по преодолению кризисных явлений – такие как прямая финансовая поддержка отдельных американских штатов и расширение списка приобретаемых активов – иными словами, запуск очередного витка программы «количественного смягчения» (QE) посредством включения дополнительных мощностей печатного долларового станка. (vestifinance.ru)

Последнее обстоятельство вызвало наиболее жесткие оценки со стороны ведущих мировых экономистов. Ожидалось, что выступление Джанет Йеллен и в целом тональность дискуссий в Джексон-Хоуле подадут необходимые сигналы относительно перспектив кредитно-денежной политики США в условиях предстоящей смены власти в Белом доме, а, кроме того, позволят оценить перспективы «выздоровления» европейской экономики. Однако ни того, ни другого не произошло. Ограничившись туманными намеками по поводу возможного повышения учетной ставки и упомянув о готовности реактивировать программу QE, глава ФРС тем самым признала отсутствие в ее арсенале новых действенных антикризисных механизмов и, более того, предложила своей стране и всему миру вновь повторить все те же антикризисные меры, которые фактически показали свою неэффективность в плане содействия экономическому росту и преодолению долговых проблем – в том числе и в Европе.

Общая тональность оценок такова: центральные банки неспособны активизировать экономический рост с помощью «традиционного инструментария». А время стремительно уходит, и в ситуации будущих экономических потрясений у центробанков будет заведомо мало пространства для маневра, если сейчас не найти альтернативные инструменты, - указывает, к примеру, орган американских деловых кругов газета The Wall Street Journal. (wsj.com)

Запустить или расширить программу количественного смягчения – это все равно, что «дать больной экономике ходунки или инвалидное кресло», - так прокомментировал идеи Джанет Йеллен знаменитый американский финансист, основатель одной из крупнейших мировых инвестиционных компаний на рынке облигаций PIMCO Билл Гросс. (vestifinance.ru).  По его словам, «если кредитно-денежная политика продолжится в том же духе, то экономика США уже не сможет нормально функционировать».

С ним солидарен и бывший глава ФРС Бен Бернанке. Он указывает, что «текущая монетарная политика не настолько стимулирующая, как предполагалось», а потому повышение базовой ставки ФРС «выглядит менее срочной задачей даже для тех членов Федрезерва, которые являются сторонниками жесткой монетарной политики». (brookings.edu)

Кроме того, Билл Гросс не верит в успешность нынешней политики поддержания сверхнизких учетных ставок не только в США, но и в других странах.

В настоящее время указанные ставки находятся в отрицательной зоне, в частности, в Японии, Дании, Швеции и Швейцарии. Согласно данным компании S&P Global, на страны, где действуют отрицательные ставки центробанков, приходится уже 25% мирового ВВП. При этом экономический рост в той же Японии в текущем году прогнозируется на минимальном уровне в 0,3% от ВВП. Для сравнения – прогноз по странам еврозоны составляет 1,6% от ВВП – притом, что в этих странах Европейский центробанк все-таки не пошел на введение отрицательных учетных ставок, ограничившись нулевым показателем. С другой стороны, во втором квартале остановился экономический рост во Франции и в Италии, а в Германии индекс экономических настроений ZEW упал в июле до минимальных значений с ноября 2012 года. (vestifinance.ru)

Теперь ключевым вопросом является линия поведения ЕЦБ, а более конкретно – насколько финансово-экономическая политика ведущих институтов Европейского союза будет соотноситься с «новыми старыми» идеями Джанет Йеллен. Глава ЕЦБ Марио Драги демонстративно проигнорировал конференцию в Джексон-Хоул, хотя ранее использовал ее трибуну для изложения собственных антикризисных программ. Согласно имеющейся информации, в последние пять недель (когда Марио Драги отказывался от любых заявлений и комментариев) руководство европейского финансового регулятора пыталось лихорадочно решить двуединую задачу: выработать финансово-экономические механизмы для обеспечения экономического роста в ЕС и при этом постараться максимально снивелировать влияние политических и иных внешних факторов (президентские выборы в США, Brexit, рост террористической угрозы в Евросоюзе). «В ряде стран есть риски, связанные с геополитической ситуацией», - напоминает ведущий экономист ABN Amro Bank NV Алина Шуйлинг. По ее мнению, первым шагом ЕЦБ после летнего перерыва может стать понижение собственного прогноза экономического роста на 2017 год.

Совет управляющих ЕЦБ соберется на свое очередное заседание 8 сентября, и в преддверии данного события молчание Марио Драги все более нервирует инвесторов. При этом просочившиеся из штаб-квартиры ЕЦБ ссылки на стремление регулятора дождаться новых экономических данных по ЕС и еврозоне выглядят неубедительными. «Я не думаю, что в календаре данных есть что-нибудь настолько важное, что оно повлияет на рынок или на ЕЦБ», - убежден, к примеру, глава европейского подразделения по процентным ставкам Royal Bank of  Canada  Питер Шаффрик. (vestifinance.ru)

Имеющаяся информация позволяет утверждать, что ЕЦБ и его глава изначально решили в сложившейся ситуации взять паузу аккурат до прояснения ситуации с выступлением Джанет Йеллен и будущей политикой Федрезерва США. А поскольку данное выступление не принесло никаких новых идей и сигналов -  следует ожидать попыток Марио Драги максимально скоординировать политику Европейского центробанка с теми шагами, которые ранее уже предпринимались американским регулятором, и на повторение которых сейчас намекает глава ФРС.

Парадоксальность ситуации при этом заключается в том, что как раз в европейских условиях прежние рецепты ФРС сработали еще хуже, чем в самих США. Потребительские цены в еврозоне практически не растут, несмотря на уже произведенную Европейским центробанком скупку государственных облигаций на сумму 1,2 трлн. евро и минимальную учетную ставку. В июле потребительские цены в еврозоне выросли на 0,2% в годовом выражении, в июне - повысились на 0,1%. По признанию экспертов ЕЦБ, «явной тенденции» к ускорению инфляции не прослеживается – а ведь данный показатель традиционно считается мерилом роста потребительской активности. (vestifinance.ru)

Сложившаяся ситуация позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, можно говорить о нарастании кризисных явлений в руководстве Европейского центробанка и ЕС в целом, что может побудить его к отказу от попыток найти самостоятельное решение европейских финансовых проблем и следовать в русле фактической политики Федрезерва США. Это, в свою очередь, лишь усугубит имеющиеся проблемы и создаст новые.

Во-вторых, в ближайшее время приоритетом в деятельности руководства ЕС могут стать попытки максимально снизить политические риски в преддверии выборов в ключевых государствах-членах Евросоюза (Германия, Франция, Нидерланды). Это позволило бы обеспечить сохранение у власти существующих политических элит и переложить бремя принятия ключевых решений на «послевыборное» время.

В-третьих, отсутствие внятных решений и новых программ в арсенале ФРС и ЕЦБ усиливает неопределенность на мировых финансовых и инвестиционных рынках. При этом сохранение минимальных и тем более отрицательных учетных ставок объективно повышает привлекательность развивающихся рынков – в том числе российского.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати