ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Прошлое и будущее «Сети Хаккани» в Афганистане и Пакистане

20:04 02.08.2016 • Георгий Асатрян, кандидат исторических наук, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), колумнист ТАСС, политический консультант

Фото: Reuters.com

Уничтожение лидера движения «Талибан» муллы Ахтара Мансура в пакистанской провинции Белуджистан при помощи беспилотного летательного аппарата (БПЛА) США, произошедшее 21 мая 2016 года, внесло определенные изменения в табеле о рангах радикальной оппозиции Афганистана. На первый план выдвинулся лидер группировки «Сеть Хаккани» Сираджуддин Хаккани.

Продвижение Хаккани по иерархической лестнице началось чуть раньше. После признания 23 апреля 2013 г. гибели основателя «Талибана» муллы Омара и назначения нового «амир аль-муминин» муллы Мансура, он был назначен его заместителем. С тех пор «Сеть Хаккани» все более активно заявляет о себе, стремительно набирает влияние в среде радикальной оппозиции юго-востока Афганистана.

Долгая история повстанческой и диверсионно-террористической деятельности этой группировки берет свое начало еще до ввода Ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Для того, чтобы понять специфику организации «Сети Хаккани» необходимо вернуться к ее истокам и попытаться проанализировать этапы становления. Создателем и первым лидером группировки был этнический пуштун из влиятельного племени задран (дзадран, джадран), Джалалуддин Хаккани (1939-2014). Он родился в восточной провинции Пактия, граничащей с Пакистаном. Важно подчеркнуть, что в организации исключительное влияние имеют члены семьи Хаккани.[1]

История «сети Хаккани» начинается еще до ввода Ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Сираджудин Хаккани в настоящее время является лидером группировки. Азиз Хаккани руководил атаками боевиков в пограничной афгано-пакистанской зоне и отвечал за террористические операции в Кабуле; Халил аль-Рахман Хаккани был главным финансистом организации, отвечая за связи с лидерами «Аль-Каиды»; Яхья Хаккани курировал вопросы пропаганды; Абдул Рауф Закир руководил операциями смертников.

Необходимо подчеркнуть, что с самого начала деятельности «Сеть Хаккани» была достаточно аморфной и децентрализованной структурой и состояла из многочисленных отрядов, действующих независимо друг от друга. Ее руководители культивировали альянсы, постоянно расширяли влияние и вербовали новые кадры. Что касается численности, структура насчитывала приблизительно 10 – 15 тысяч боевиков, воюющих на непостоянной основе.[2] Как ни парадоксально, именно последнее обстоятельство является сильной стороной данной группировки.

В начале своего существования боевики «Сети Хаккани» базировались преимущественно в пакистанских агентствах Северный и Южный Вазиристан в провинции Федерально-управляемые племенные территории (FATA) — племенной области Пакистана, где полномочия и номинальная власть центральной власти крайне ограничены.

Фото: AFP.

Ориентировочно с середины 1990-х.г. можно говорить о «Сети Хаккани» как о структурированной единице. По крайней мере, именно в 1994 г. в информационно-пропагандистских материалах «Аль-Каиды» говорилось о «Сети Хаккани», как о «независимой группировке джихада». С первых дней своего существования группировка установила тесные связи с «Талибаном» и «Аль-Каидой. Примечательно, что первое крупное поражения после вывода советских войск армия Демократической республики Афганистан (ДРА) потерпела в марте 1991 г. в г. Хост, провинция Пактия (родина Дж. Хаккани). Основная роль в падение стратегически важного города, соединяющего афганский юго-восток с Пакистаном, принадлежала группировкам местного племени дзадран[3] под командованием Хаккани. Данные отряды ополчения являлись своего рода предтечей организации.

С первых дней своего существования группировка установила тесные связи как с «Талибаном», так и с «Аль-Каидой». При этом она так и не выработала прочной идеологической базы.

Важно подчеркнуть, что «Сеть Хаккани» за годы своего существования так и не выработала собственной идеологической базы. Более того, она к этому и не стремилась. Механизмы и методы ведения войны хакканисты заимствовали у «Аль-Каиды»: группировка была подвержена сильному влиянию этой организации. География «Сети Хаккани», а именно базирование в районе Хоста[4] и провинциях Пактия, Пактика, а также Северном и частично Южном Вазиристане, позволила выстроить прочные отношения с арабскими террористами из «Аль-Каиды». Более того, анализ связей двух группировок показывает, что лидеры «Сети Хаккани» (какое-то время возможно и сейчас) были ближе к руководству «Аль-Каиды» в Афганистане и Пакистане, чем талибы. Отметим, что представителей «Аль-Каиды» в Афганистане никогда не было много, их число никогда не превышало нескольких тысяч человек, однако они обладали определенным влиянием и ресурсами.[5]

С другой стороны, «Сеть Хаккани» была интегральной частью более крупного и сильного движения «Талибан». С информационно-пропагандистской и институциональной точки зрения «Талибан» всячески превосходил группировку Хаккани. Вследствие этого, «Сеть Хаккани» стала частью «Талибана». Для движения это было выгодно по целому комплексу факторов, главная из которых закачалась в том, чтобы расширить базу своей поддержки. Заручившись поддержкой «Сети Хаккани», лидеры и члены, которой были выходцами стратегически важных провинций Хост, Пактия и Пактика[6], «Талибан» превращался во что-то большее, чем просто «кандагарское движение». Помимо этого, связи и влияние хакканистов в Северном и отчасти Южном Вазиристане усиливали ресурсную базу «Талибана». Специалисты и востоковеды американской военной академии Вест-Пойнт придерживаются такого же мнения: союзнические отношения с «Сетью Хаккани» позволяли «Талибану» позиционировать себя в качестве чего-то большего, чем просто кандагарского движения.[7]

Информация о смерти создателя и первого лидера группировки Джамаллудина Хаккани появилась вместе с признанием талибов смерти муллы Омара летом 2015 г. Группировку возглавил сын основателя – Сираджуддин Хаккани. В распоряжении спецслужб и военных имеется единственная фотография Сираджа. Однако, есть все основания полагать, что на фото изображен один из многочисленны братьев Сириджа, а не сам лидер группировки. Данным механизмом легендирования и компрометации активно пользуются боевики «Аль-Каиды».

Назначения Сираджа заместителем лидера Талибана, сначала муллы Мансура, затем мавлави Ахундзада, говорит о радикализации механизмов диверсионно-террористической войны. Сирадж, сторонник активного применения атак смертников, практически полностью монополизировал военное командование «Талибана». Это означает, что атаки террористов смертников, в том числе против иностранцев и минных афганцев в Кабуле, к глубокому сожалению, будут увеличиваться. Таким образом, «Сеть Хаккани» представляет собой часть афганского движения «Талибан» и одновременно с этим имеет ресурсы и возможность действовать в ряде случаев как самостоятельная организация. Одним словом, порой есть смысл говорить скорее о союзных отношениях, чем о единстве двух группировок.

«Сеть Хаккани» была внесена в список террористических организаций США после многолетних дискуссий ЦРУ, Пентагона и Госдепа только в сентябре 2012 г. В сентябре 2011 г. в Кабуле произошла серия скоординированных терактов, направленный против посольства США, здания Национального директората безопасности Афганистана (амнийата) и представительства НАТО. Ответственность на себя взяло движение «Талибан». Однако террористические атаки смертников в Кабуле зачастую совершаются при поддержке или прямом участии «Сети Хаккани».

В американской администрации существовали разные точки зрения на то, как позиционировать «Сеть Хаккани». В среде ЦРУ и Пентагона подчеркивали, что внесение в список террористических организаций данной группировки может навредить американо-пакистанским отношениям. А позиция Пакистана – ключевая в афганском вопросе. Многие в ЦРУ и Пентагоне полагали, что внесение «Сети Хаккани» в список террористических организаций будет иметь обратный эффект: пакистанская Межведомственная разведка (ISI) будет отвечать на этот шаг. С другой стороны, в Вашингтоне существовало мнение, что можно избежать прямых атак со стороны данной организации в Афганистане. Эта точка зрения показала свою несостоятельность.

Тесное сотрудничество «Сети Хаккани» с пакистанцами было отмечено и официальными лицами США. Председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал М. Муллен заявил, «что ISI имеет давние связи с «Сетью Хаккани». Это не значит, что каждый офицер пакистанской разведки сотрудничает с ними, но связи есть». Более того, особенно важно подчеркнуть, что в ряде случаем «Сеть Хаккани» выступала посредником, «связующим» звеном между ISI и другими афганскими оппозиционными группировками.

Пакистанцы, в свою очередь, полностью отрицают свою поддержку данной группировке. Военные отмечают, что эта структура является врагом Пакистана. Так или иначе, США рискнули своими отношениями с Пакистаном и внесли «Сеть Хаккани» в список террористических организаций, а за головы или информацию о лидерах группировки были назначены денежные вознаграждения. Официальный Кабул поприветствовал данное решение, которое долгое время лоббировал.

США рискнули своими отношениями с Пакистаном, внеся «Сеть Хаккани» в список террористических организаций.

Афганские силовики, Национальная Афганская армия, полиция и спецслужбы (амнийат) делают все, что возможно для борьбы с группировкой «Сеть Хаккани». Наибольшая угроза исходит от организации атак смертников в Кабуле и других крупных городах Афганистана, в ходе которых гибнет большое количество мирных афганцев, женщин и детей. Атаки группировки крайне неизбирательны, что не имеет ничего общего с культурой афганского народа. Афганцы – прекрасные войны и древний народ. Они, как ни один другой народ в мире, имеют представление о войне и в общем-то до последних десятилетий не применяли «живых бомб» в отношении мирных жителей. Однако вторжение на территорию Афганистана иностранных армий и активизации на афганской территории иностранных (неафганских) террористических организаций, внесло некоторые изменения. Появились радикалы, которые активно применяют атаки смертников, с которыми пытаются бороться афганские силовики и афганцы.

Можно прогнозировать усиление влияния боевиков «Сети Хаккани» на радикальную часть афганской оппозиции. К сожалению, боевики будут активно применять атаки смертников в Кабуле и других афганских городах. США и армия Афганистана будет усиливать свое давление на «Сеть Хаккани», одновременно с этим пытаясь «вычленить» из рядов радикалов наиболее прагматичных членов и привлечь их к диалогу. Влияние Сираджуддина Хаккани в движении «Талибан» усиливается, он имеет серьезное влияние на принятие военных решение «Талибана». Нельзя также исключать микроконфликты между С. Хаккани и новым лидером талибов. Однако учитывая поддержку сына муллы Омара Якуба маулави Хайбатулле Ахундзада (который был его учителем в медресе в Пакистане), Сирадж не пойдет на открытый конфликт.

Для афганских властей очень важно налаживать активный диалог с наиболее прагматичными деятелями движения «Талибан», одновременно усиливая давление на наиболее радикальных и непримиримых деятелей оппозиции.

Так или иначе, в долгосрочной перспективе «Сеть Хаккани» вернется к своей изначальной форме существования, то есть в исходную для себя географию: провинции Хост, Пактия и Пактика. Наряду с этим, активность хакканистов в Кабуле по-прежнему будет существовать. Однако до этого, боевики «Сети Хаккани» будет активной и самой радикальной частью «Талибана». Что касается пакистанских агентств Северный и Южный Вазиристан, то действовать там сейчас стало сложнее, однако хакканисты и там присутствуют. Для афганских властей очень важны «выдергивать» из среды талибов наиболее прагматичных деятелей (если полагать, что умеренных не существует, то прагматики существуют всегда) и начинать с ними активный диалог.



[1] Асатрян Г.Э. «Эволюция контртеррористической политики США в Афганистане (2001-2008 гг.). дис. … канд. ист. наук: 07.00.15: защищена 03.06.2016, — М., 2016. — 186 с.

[2] Brown V., Rassler D. The Haqqani Nexus and the Evolution of al - Qaida. The Combating TerrorismCenter at West Point, Department of Defense. 14 July 2011. P. 7.

[3] Большую роль в падении Хоста сыграли также группировки пуштунов-гилзаев, в том числе племени Ахмадзай, к которому принадлежит нынешний президент Афганистана (Прим.авт.).

[4] Позже в результате административно-территориальной реформы Хост был выведен в отдельную провинцию (Прим.авт.).

[5] Асатрян Г.Э. Истоки и становление афганской группировки «Сеть Хаккани». Институт Ближнего Востока. 11 июля 2016.  

[6]  В совокупности этот регион называется Лойя-Пактика, то есть Большая Пактика (Прим.авт.).

[7] Brown V., Rassler D. The Haqqani Nexus and the Evolution of al-Qaida. The Combating TerrorismCenter at West Point, Department of Defense. 14 July 2011. P. 13.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати