ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сирия – что мешает перевести конфликт из военного в политическое русло?

17:08 17.06.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Круглый стол, посвященный ситуации в Сирии и перспективам её развития, состоялся в МИА «Россия сегодня» 16 июня. Вывод экспертов на ближайшие год-два был неутешительным.

Мирные непрямые переговоры по Сирии, которые проходили в Женеве последние месяцы, не дали не то что ожидаемого, но и никакого результата. Между тем временная передышка в четыре месяца, во время которой действовал режим «прекращения огня», но не соблюдался террористами из Джабхат ан-Нусры и ДАИШ, дал им возможность провести перегруппировку своих сил и пополнить ряды. Военные отмечают усиление борьбы за города Алеппо на севере Сирии и за Ракку, расположенную к востоку от Алеппо на берегу реки Евфрат. Участники «круглого стола», анализируя ситуацию вокруг сирийского конфликта, пытались ответить на вопрос, почему не удалось перевести конфликт из военной стадии в политическую. Дискуссию «подогрело» мнение Постоянного представителя России в ООН Виталия Чуркина, который заявил, что по его расчетам, до конца 2016 года «черта под сирийским кризисом будет подведена». Но эксперты в студии МИА «Россия сегодня» пришли к другим выводам.

Советник заместителя Председателя Совета Федерации РФ, посол Андрей Бакланов дал свои оценки и впечатления, а также постарался спрогнозировать ситуацию до конца этого года. А.Бакланов был участником многочисленных консультаций и встреч, в частности, с американцами по общественной линии, (включая компонент военных специалистов), с представителями Гарвардского университета, а также принимал участие в форумах в Казани - «Исламский мир» и в Казахстане – «Религии против терроризма». По словам А.Бакланова, во всех этих встречах дебаты по Сирии занимали одно из центральных мест. Речь шла о военных действиях и о мирном процессе урегулирования, включая гуманитарную помощь населению Сирии. Как отметил эксперт, оба направления не имеют ожидаемых результатов. «Туго идут дела в Сирии, - отметил он. - Есть факторы, которые вызревают, и уже в обозримом будущем будут влиять на более активные действия сторон». По мнению А.Бакланова, тревожным является информационный фактор, который обусловлен сообщениями в СМИ, анализируя которые, приходишь к выводу: поведение террористических организаций в мире в целом четко управляется из одного центра. В частности, идет нагнетание «страшилок» – песни, распространяемые на кассетах, устрашающие видео про массовые казни, - всё это делается для того, чтобы испугать значительные слои населения, особенно разуверившиеся в поддержке и защите государства. «Создается впечатление, что начинает давать свой результат их линия на запугивание населения в арабских, в исламских и в западных странах», - сказал А.Бакланов.

Эксперт полагает, что население, поддавшееся этому воздействию, все более охотно идет на то, чтобы принимать условия рэкета. По данным Андрея Бакланова, поступления от так называемого рэкета увеличились в 12-15 раз и составляют сотни миллионов долларов. Таким образом, террористические организации в растущей мере имеют еще один финансовый источник «подпитки» - обложение данью предпринимателей, нетрудоустроенную молодежь и др. Эти методы и цели не новы, но они до поры не раскрывались террористами, а теперь стали очевидными. Опасность заключается в том, что сходные процессы могут внедряться и на территориях стран СНГ. По словам А.Бакланова, об этом уже говорят коллеги из южных государств Содружества. «Есть опасение, что будет установлена «смычка» с афганскими террористами в этих целях и методах», - сказал А.Бакланов.

Эксперт видит три фактора исправления ситуации, которые сработают при условии триединства. Первое – это поддержка сирийского режима, в том числе, учитывается военный аспект. Второе - это борьба на «дальних подступах» против террористических элементов. Третье - борьба с ИГ, как позорным явлением, на уничтожение. «Сейчас идут данные о том, что спокойствия после этого не будет, - отметил А. Бакланов. - Сложилась ситуация, когда между различными отрядами террористических объединений настолько тесные связи, что происходит «перетекание» сил из одного региона в другой». В этой связи эксперт рассматривает нынешнюю ситуацию с терроризмом, как историю, которая сначала престает в виде фарса, а потом, т.е. теперь, в виде трагедии, т.е. формула «наоборот». А.Бакланов констатировал, что сложилась многоярусная преступная организация в мире, которая насчитывает 40 боевых многочисленных отрядов. На встрече с американцами, о которых эксперт упоминал в начале беседы, были те, кто приехал на открытие барельефа «Встречи на Эльбе». Усматривая в этом символический смысл, А.Бакланов заметил, что тем, кто встречался 71 год назад на Эльбе, не могло в голову прийти, что их потомки – американцы и русские, - не смогут системно победить преступные группировки бандитов, которые захватят территории многих стран с намерением создать преступное государство. Один из выводов эксперта - то, что не удается справиться с ДАИШ, - это закономерный результат раздробленности усилий международного сообщества. И в этом есть печальная правда. Вспомним слова Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который неоднократно призывал и призывает: «Мы должны всем миром навалиться, чтобы исправить ситуацию в Сирии».

Во время дискуссии за «круглым столом» стало ясно, почему консультации с американскими коллегами не дают особого результата. Андрей Бакланов сообщил, что те американцы, которые прибыли на консультации по Сирии, откровенно говорили, что у них есть четкие установки от Госдепа и  Минобороны США о том, чтобы с русскими товарищами кроме выборочной координации по некоторым направлениям «дальше не идти», ни о каком сотрудничестве речи не вести. «При такой целевой установке разрабатывать общую стратегию практически невозможно», - отметил эксперт.   Но остается надежда на то, что опасность все-таки будет осознана все большим количеством общественных деятелей, и тогда сможет повлиять на военные круги США и западных стран. Вывод Андрея Бакланова: «Ножницы» между активными действиями террористов и не очень хорошо скоординированными действиями дипломатов и специалистов многих стран, остаются». В целом, по его мнению, будут преобладать негативные тенденции. В Сирии  позиционная борьба будет преобладать, а если террористы будут сдавать позиции, то это не будет победа сирийской армии, террористы просто будут «перетекать» в другие регионы и субрегионы. «Террористическая гидра будет приспосабливаться, т.к. в целом она сохраняет свою преступную работоспособность», - подчеркнул Андрей Бакланов.

Андрей Чупрыгин, старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВША считает, что исходя из нынешней ситуации в Сирии, пока активные группировки джихаддистов не будут уничтожены, шансов на перспективы мирного урегулирования и внутренней договоренности мало. Лидер оппозиционной Московской группы Кадри Джамиль, находясь на позициях непрекращающегося мирного процесса при одновременной борьбе с террористами, преследует свои задачи. По мнению А.Чупрыгина, сторонникам д-ра Кадри важно находиться внутри политического процесса с режимом Башара Асада. «Это то, чему он себя посвятил в последние годы», - отметил Андрей Чупрыгин. Эксперт считает, что пока не будут уничтожены или нейтрализованы два силовых игрока Джабхат ан-Нусра и ИГ, говорить о процессах примирения или договоренностей не приходится. Поэтому нынешнюю ситуацию в Сирии эксперт оценивает как патовую. Это объясняется тем, что вокруг конфликта принимают участие много игроков. У каждого своя повестка дня, и эти повестки не пересекаются, а зачастую даже не идут параллельно. И неудача переговоров в Женеве тому - классический пример. Прибывшие на переговоры показали, что они не только не могут, но не хотят и не будут договаривается. «Впечатление, что все переговорщики по конфликту попытались одновременно войти в одну дверь и застряли там», - такое сравнение видит А.Чупрыгин в связи со сложившейся ситуацией вокруг мирного урегулирования кризиса в Сирии.

«Пока не будут уничтожены или нейтрализованы два силовых игрока Джабхат ан-Нусра и ИГ, говорить о процессах примирения или договоренностей не приходится».

По мнению эксперта, конфликт в Сирии резко усугубился позицией о необходимости свержения Башара Асада. Однако, считает А.Чупрыгин, - это позиция не американская и не западных союзников, а Саудовской Аравии, которая использует эту фигуру, чтобы «играть на своих противоречиях с Ираном». Таким образом, мы видим умеренную оппозицию – Московскую группу во главе с Кадри Джамилем и группу Эр-Рияда, в которой происходят непростые процессы. Эти игроки не могут договориться «в малом»: кто будет вести работу в переговорном процессе. Размышляя над вопросом, почему план «прекращения огня» не дал ожидаемых результатов, А.Чупрыгин подчеркнул, что результатов ожидали, прежде всего, внешние игроки. А внутренние акторы процессов, включая таких игроков как Турция, Саудовская Аравия и Иран, не стремились к прекращению военных действий. Тому есть серьезная причина, в условиях, когда режим Дамаска увереннее себя чувствует, нужно держать «градус» военного противодействия, и ждать, когда произойдет нечто, что позволит развернуть процесс в обратную сторону, и сирийский режим «свалится».

Эксперт отметил, высказав свое личное мнение, что с другой стороны, военные и политические действия со стороны США, Запада и даже РФ против действительно серьезной опасности - терроризма, «эти действия ведутся с ленцой, нет понимания, как бороться». А.Чупрыгин подчеркнул, что Россия совершила решительный шаг (операция ВСК), который привел к серьезным последствиям стратегического характера. «Мне бы казалось, что надо было продолжать эту операцию, наращивая усилия и довести их до конца», - сказал А.Чупрыгин. Но, как полагает эксперт, военное решение на сегодняшний день не просматривается, потому что те, кто мог бы решить вопрос военным путем, они пока не готовы к этому. «Никто реально не знает, что потом строить, ведь Сирия разрушена, раздроблена, как дальше решать с ней вопрос, ни у кого нет твердого понимания», - считает эксперт. И все же он настаивает на том, что мирный процесс невозможен без разгрома террористических группировок, потому что все участники мирного процесса как внутри сирийские, так и внешние игроки находятся на несогласуемых позициях и не видно методологии, как сблизить эти позиции между собой. Вывод Андрея Чупрыгина заключается в том, что, к сожалению, вопрос сирийского кризиса лежит не в Сирии, а в других столицах – в Москве, Вашингтоне, Эр-Рияде и Тегеране. «И пока эти внешние игроки не договорятся о правилах игры, я не вижу решении этого конфликт», - подчеркнул А.Чупрыгин.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук отметил, что эксперты недооценивают ИГ как таковую. Он обратил внимание своих коллег на то, что из 22 человек в руководстве ИГ 18 человек - выходцы из американских военных лагерей, часть из них закончили вузы во Франции и в Англии. Их цель – территории и нефть. Поэтому боевые действия в Сирии, - отметил эксперт, - усилились, когда Сирия отказалась от нефтепровода, который должен был выходить на территорию Турции. А.Цыганок считает, что граница Сирии с Турцией должна быть заперта, чтобы не поступало никакой военной и финансовой помощи боевикам. Вместе с тем, отвечая на вопрос, могла бы Турция напасть на Сирию, эксперт дает однозначно отрицательный прогноз - Турция не может напасть на Сирию, для нее это очень большие проблемы. Выделяя одну из главных проблем для Сирии, А.Цыганок называет ситуацию с курдами. «Ни Сирия, ни Иран, ни Ирак, ни Турция не хотят, чтобы создалось Курдское государство, - отметил А.Цыганок. - США 15 лет пытаются создать Курдское государство, но у них это не получается по понятным причинам. Для турецкого государства стало кощунством, когда американцы поддержали курдов». Прогноз военного теоретика таков: «Освобождение Сирии в ближайшее время практически невозможно, ИГ сильно, а до тех пор, пока не будут разбиты террористические подразделения ИГ и Джабхат ан-Нусры, решать вопрос о государстве невозможно. В течение лета и осени будут боевые действия с переменным успехом».

В заключение дискуссии Андрей Чупрыгин обратил внимание коллег на тесную взаимосвязь процессов. «То, что происходит в Сирии, неразрывно с тем, что происходит в Ираке, - это говорит о том, что идет переформатирование всего Ближнего Востока. Курдский вопрос встал очень остро, и если от него отмахнуться, то получим еще один очаг войны на Ближнем Востоке. Заниматься надо всеми – и ИГ, и Джабхат ан-Нусрой, и курдами, и Сирией - комплексно надо решать вопрос», - считает А.Чупрыгин. Но, возвращаясь к уже сказанному, вспомним, что отметил эксперт: игроки, которые имеют жизненные интересы в Сирии – Турция, Иран и Саудовская Аравия – не готовы решать совместно этот вопрос. Но, учитывая позицию Москвы, которая заключается в том, что необходимо в ближайшее время начать новый раунд межсирийских переговоров в Женеве, есть надежда, что искомое решение будет найдено.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати