Кислород существовал во Вселенной почти с ее рождения

17:06 17.06.2016 •

Наблюдения за одной из древнейших галактик показали, что кислород появился во Вселенной практически через мгновения после ее рождения, что увеличивает наши шансы на обнаружение внеземного разума и жизни, заявляют ученые в статье.

"Полученные нами результаты показывают, что эта галактика содержит в себе примерно десятую долю кислорода, который содержится в нашем Солнце. Подобное небольшое количество объясняется тем, что Вселенная была молодой, и за время ее существования успело родиться и умереть относительно небольшое число поколений звезд", — заявил Наоки Йосида (Naoki Yoshida) из университета Токио (Япония).

Йосида и его коллеги совершили это открытие, наблюдая за галактиками, существовавшими во время так называемой эпохи реионизации – одного из первых периодов жизни Вселенной, когда она постепенно становилась прозрачной благодаря тому, что свет ее первых звезд разрушал молекулы нейтрального водорода и превращал их в ионы.

Подобные галактики находятся так далеко от нас (на расстоянии в 13,1-13,4 миллиарда световых лет), что наблюдения за ними возможны только при помощи самых мощных телескопов, таких как орбитальная обсерватория "Хаббл" и наземный микроволновый телескоп-интерферометр ALMA.

Используя эти телескопы, команда Йосиды обнаружила необычную галактику — SXDF-NB1006-2, которую мы видим в том состоянии, в каком она находилась примерно через 700 миллионов лет после Большого взрыва, в самом конце эпохи реионизации. Ее необычность заключалась в ее уникальном "зеленом" спектре, указывающем на присутствие одного из важнейших элементов жизни – кислорода.

Хотя кислорода в ней относительно немного, его присутствие в детектируемых количествах в первый миллиард лет жизни Вселенной говорит о том, что значительное количество атомов этого элемента успело сформироваться в результате взрывов первых сверхновых и в ходе термоядерных реакций в недрах звезд. Это заметно увеличивает наши шансы на то, что первая жизнь во Вселенной могла зародиться достаточно рано.

С другой стороны, в этом отношении не все так радужно – по словам Йосиды, ALMA удалось зафиксировать неожиданно небольшое количество звездной пыли в этой галактике. Звездная пыль важна нам по той причине, что из нее "слеплены" все планеты и наши собственные тела, и ее небольшое количество в SXDF-NB1006-2 говорит о том, что ее материя по каким-то пока загадочным причинам была почти полностью ионизирована.

Это может быть связано с тем, что необычно большое число звезд в SXDF-NB1006-2, судя по тому, что почти весь кислород галактики был ионизирован, принадлежит к числу особенно крупных и ярких светил, чье ультрафиолетовое излучение обладает достаточной силой для того, чтобы "вырывать" электроны из атомов кислорода. Вполне возможно, что это же излучение разрушает частицы космической пыли. Сейчас ученые наблюдают за другими древними галактиками, пытаясь понять, насколько уникальна SXDF-NB1006-2.

По материалам: (http://ria.ru/science)