ГЛАВНАЯ > Великая Отечественная война

Опыт Нюрнберга в преломлении к ситуации в Сирии и Украине

11:50 07.06.2016 • Андрей Манойло, доктор политических наук, член научного Совета при Совете Безопасности РФ

70 лет назад, в 1946 году, завершился Нюрнбергский процесс, заклеймивший германский нацизм и итальянский фашизм, признавший военными преступниками представителей политического и военного руководства Германии, развязавших Вторую мировую войну. Трибунал, заседавший в Нюрнберге, был сформирован державами-победительницами, совместными усилиями сломившими хребет германскому национал-социализму и итальянскому фашизму. Они имели на то полное право, и не только право победителя, сокрушившего врага силой оружия, но еще и право моральное. Военные же преступники нацистской Германии, надеявшиеся избежать наказания под предлогом «исполнения приказов», своим примером показали всему миру, что военные преступления всегда будут караться, кем бы они не совершались.

В дальнейшем опыт Нюрнбергского трибунала пытались повторить в других странах, в которых полыхали вооруженные конфликты, гражданские войны, мятежи. В этой связи печально известен Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), который был учрежден  Советом Безопасности ООН (резолюцией 827 от 25 мая 1993 года) для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года. В отличие от Нюрнбергского трибунала, МТБЮ, оказавшийся под большим влиянием США, был создан как карательный орган, призванный покарать сербских лидеров, участвовавших в гражданской войне против сил, поддерживаемых Западом, и тем самым отстаивающих интересы своей родины. В результате большинство осужденных МТБЮ оказались сербами, а наиболее одиозные лидеры хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев, виновные в геноциде сербского населения, оказались этим трибуналом оправданы. Таким образом, с помощью МТБЮ США фактически свели счеты с лидерами антизападного, антиамериканского сопротивления. Некоторых из них, например, Р. Караджича, годами держали в тюрьмах в ожидании приговора, в назидание другим, несогласным с американской гегемонией. Не лишним также напомнить, что бывший президент Югославии С. Милошевич умер в заключении, в гаагской тюрьме, в ожидании приговора. При этом МТБЮ стремились приравнять к Нюрнбергу или, по крайней мере, представить его продолжателем судебной традиции, заложенной трибуналом, навечно заклеймившим нацизм. Но, даже при всех усилиях западной пропаганды, сформировавшей миф об ужасных зверствах сербов и кротком миролюбии косовских албанцев и боснийских мусульман, Западу не удалось поставить знак равенства между Нюрнбергом и МТБЮ: в первую очередь, потому, что по результатом судебных процессов над сербами у многих сложилось впечатление в том, что впервые с момента оглашения приговора нацистским военным преступникам в Нюрнберге в Европе, пережившей все ужасы нацистской оккупации, появился международный трибунал, в котором обвинители-антифашисты и обвиняемые-нацисты фактически поменялись местами. Большинство осужденных МТБЮ «военных преступников» оказались сербами, боровшимися за свободу своей Родины и защищавших мирное население от зверств албанских, боснийских, хорватских боевиков и от геноцида. Именно тогда появилась поговорка о том, что «был бы серб, а статья для него найдется».

70 лет прошло с момента завершения Нюрнбергского процесса, но мир за это время не стал спокойнее. Снова поднимают голову идейные последователи нацизма, набирающие боевой опыт в войне с восставшим против неонацистской диктатуры Донбассом. В Сирии военные преступления совершают террористические группировки, созданные при участии западных спецслужб для борьбы с законным правительством Башара Асада. В этих условиях исторический опыт Нюрнберга становится не только актуальным, но и востребованным. Любая жестокая война, ведущаяся на уничтожение, должна заканчиваться международным трибуналом, который не только покарает военных преступников, но и заклеймит преступления режима, сделавшего уничтожение людей по идейным, расовым, этническим признакам, а также просто несогласных, главным стержнем своей политики. В фокусе внимания такого трибунала неизбежно, рано или поздно, попадет нынешний марионеточный режим в Украине, допустивший диктатуру неонацистов из запрещенного в РФ «Правого сектора», и режим «исламского халифата», созданный на территории Сирии, Ливии и Ирака другой запрещенной организацией - ИГИЛ. За которыми до сих пор весьма отчетливо видны «уши» Соединенных Штатов.

Однако опыт Нюрнберга не должен трансформироваться в аналог МТБЮ, который снова окажется под «зонтиком» США: нельзя забывать, что Нюрнбергский трибунал был создан странами-победительницами, уничтожившими фашизм, и это право не может себе присвоить ни одна ведущая мировая держава, даже такой гегемон и диктатор как Соединенные Штаты. В случае с МТБЮ Вашингтон, по сути, приватизировал право создавать международные трибуналы и использовал МТБЮ как инструмент преследования, наказания, добивания своих идейных противников. Моральное право для создания международного трибунала по Украине есть только у ЛНР и ДНР, воюющих с современными нацистами и их пособниками. Моральным правом для создания международного трибунала по Сирии после победы над ИГИЛ, Джебхат ан-Нусрой, Джейш-аль-Исламом, Ахрар аш-Шамом и другими террористическими группировками будут обладать представители сирийского народа (все, кто участвовали в сопротивлении исламистам и приложили свою руку к разгрому ИГИЛ и Аль-Кайды, в том числе курды и ассирийцы), Россия, Ирак, Иран, Ливан и довольно широкий спектр западных государств, все еще тревожащих позиции ИГИЛ своими нерегулярными авианалетами. Но это право обязательно будет оспорено Соединенными Штатами, которые до сих пор предпочитают называть боевиков «Правого сектора» и карателей из батальонов «Айдар», «Азов», «Донбасс», «Торнадо» «борцами за свободу и независимость» Украины, защитниками Европы от «русского вторжения», а головорезов из ан-Нусры, военного крыла сирийской ячейки аль-Кайды – «умеренной оппозицией». Впрочем, различия в формулировках не меняют истинной сути тех военных преступников, которые сядут на скамью подсудимых будущих нюрнбергских процессов: историю нельзя повернуть вспять, а свое слово  в отношении нацизма она в Нюрнберге уже сказала.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати