ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений

20:48 02.06.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото www.russiancouncil.ru Участники конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений».

В Москве 30 и 31 мая по инициативе Российского совета по международным делам (РСМД) и при поддержке Аппарата Правительства РФ и Министерства иностранных дел РФ состоялась международная конференция на тему «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений». В её работе принял участие глава МИД России, председатель Попечительского совета РСМД  Сергей Лавров. 

Главный посыл конференции предполагал рассмотреть и оценить возможности, риски, предпосылки перехода российско-китайских отношений на новый качественный уровень в соответствии с глобальными мировыми тенденциями. Открывая форум, президент РСМД Игорь Иванов сказал: «Динамика развития современных международных отношений всё острее ставит перед Россией и Китаем задачу более тесного взаимодействия по ключевым вопросам глобального управления, с тем, чтобы наши страны и дальше играли соответствующую их статусу роль в процессе формирования нового мирового порядка». Российский совет по международным делам проводит уже вторую конференцию столь высокого международного уровня (Первая состоялась в мае 2015 г.). В первый день форум говорил исключительно по-английски, лишь в кулуарах участники свободно общались на русском. А во второй день все заседания проходили на трех языках – русском, английском и китайском. В конференции приняли участие также экс-министр иностранных дел РФ (1998-2004 гг.), президент РСМД Игорь Иванов; председатель китайской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Дай Бинго, а от российской части этого комитета - Борис Титов, член РСМД; Виктор Вексельберг, председатель российской части Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией. Среди основных экспертов форума были также премьер-министр Кыргызстана (2014-2015 гг.) Джooмарт Оторбаев; заместитель директора Центра по изучению России в Восточно-Китайском университете Янг Ченг (Yang Cheng); Ли Джэён (Lee Jae Young) - вице-президент департамента Европы, Америки и Евразии Корейского института международной экономической политики (KIEP), а также руководители крупных институтов и аналитических центров из России, КНР, Южной Кореи, Белоруссии, США, Японии.

«Динамика развития современных международных отношений всё острее ставит перед Россией и Китаем задачу более тесного взаимодействия по ключевым вопросам глобального управления, с тем, чтобы наши страны и дальше играли соответствующую их статусу роль в процессе формирования нового мирового порядка».

 

Министр иностранных дел Сергей Лавров. Фото www.russiancouncil.ru

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в своем выступлении, что потенциал российско-китайского стратегического партнерства «поистине неисчерпаем». Приоритетом внешней политики России остаются российско-китайские отношения и их всестороннее продвижение. В этой связи Министр отметил важную роль международного форума, программа и высокое представительство которого дают возможность масштабно и всесторонне проанализировать состояние отношений наших государств на данном этапе и на основании экспертных выкладок выстраивать двустороннее сотрудничество на отдаленную перспективу. У китайцев отдаленной считается перспектива в 100 лет. Так, в частности, по-прежнему остается задача довести взаимный товарооборот России и Китая до 200 млрд. долларов к 2020 году, и это вопреки некоторому замедлению экономического роста между нашими странами, обусловленным мировыми тенденциями в экономике и геополитике.  

Министр указал на неизбежность перехода моноцентричной системы международных отношений к неуклонному формированию полицентричного мироустройства. Появление новых центров силы – уже неостановимый процесс. Однако, по словам Министра, остаются факторы, препятствующие стремлению государств уйти от доминирования сверхдержав, навязывающих народам этих стран свои «ценности», зачастую силовыми методами.  Эффектным противовесом такой форме отношений между государствами является стратегическое партнерство России и Китая, основанное на союзнических принципах. «Отношения между нашими государствами, являющиеся наилучшими за всю их историю, по сути, представляют образец межгосударственного сотрудничества в XXI веке», - подчеркнул Сергей Лавров.

«Отношения между нашими государствами, являющиеся наилучшими за всю их историю, по сути, представляют образец межгосударственного сотрудничества в XXI веке».

Роль равноправного партнерства между Россией и Китаем существенна в обеспечении глобальной и региональной безопасности, в заинтересованности сохранять стабильность и в Евразии, и в мире. «Мы последовательные противники диктата и шантажа, одностороннего санкционного давления, применения практики «двойных стандартов», попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств», - подчеркнул Сергей Лавров. Наши страны выступают за укрепление стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также - за создание там надежных механизмов обеспечения равной и неделимой безопасности. Эти механизмы основаны на внеблоковых подходах. Неразрешимых проблем между нашими странами нет, идет обсуждение и поиск обоюдных договоренностей. Глава МИД считает это закономерным: «В основе нашей работы – равноправие, уважение, доверие, учет ключевых интересов друг друга». По мнению Сергея Лаврова, ключ к такому порядку вещей лежит во взаимных симпатиях наших народов. А юридически это оформлено в Договоре от 2001 года «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем».

«В основе нашей работы – равноправие, уважение, доверие, учет ключевых интересов друг друга».

Среди достижений политического характера Министр назвал развитие диалога на высшем и высоком уровнях. Налажен контакт между Администрацией Президента России и Аппаратом  ЦК КПК, систематизированы парламентские обмены, консультации по стратегической безопасности, проблемам юстиции. Активизированы связи между регионами, представителями партий и гражданского общества. Соблюдается график совместных военных и военно-морских учений. Для перехода на новую экономическую модель взаимодействия также имеется хорошая финансовая основа, опора на производство и инвестиции.  В финансовой сфере – это новые финансовые институты с многосторонним участием: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый Банк Развития БРИКС и Евразийский Банк развития.

Отдельно Сергей Лавров выделил сотрудничество в энергетике. «Мы последовательно движемся в сторону формирования стратегического энергоальянса, призванного содействовать укреплению мировой энергетической безопасности в целом», - подчеркнул Сергей Лавров.

«Мы последовательно движемся в сторону формирования стратегического энергоальянса, призванного содействовать укреплению мировой энергетической безопасности в целом».

Россия и Китай были союзниками во Второй мировой войне, поэтому общим остается противодействие любым попыткам фальсификации истории тех лет, «реабилитацией нацизма и милитаризма». В мае 2015 года Председатель КНР Си Цзиньпинь принимал участие в праздновании 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а Президент РФ Владимир Путин – в юбилейных торжествах в честь 70-летия Победы китайского народа в войне с Японией. По словам Министра, Россия и Китай – «твердые сторонники упрочения коллективных начал в мировых делах при опоре на международное право».

Примером совместной работы может служить достигнутая на высшем уровне договоренность о поиске сопряжения евразийской интеграции в формате ЕАЭС и китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути». Одновременно, как отметил Министр, на площадке Евразийской экономической комиссии готовится соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, а также «дорожной карты» приоритетных интеграционных проектов. «Мы рассматриваем эту работу и в контексте продвижения инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о начале консультаций стран-участниц ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию широкого экономического партнерства на принципах равноправия и взаимного учета интересов», - сказал Сергей Лавров.

 

Президент РСМД Игорь Иванов. Фото www.russiancouncil.ru

Министр прокомментировал сказанное ранее президентом РСМД И.Ивановым. Игорь Сергеевич, в частности, сказал, что особенно необходима совместная работа по фундаментальным вопросам будущего глобального управления. «Для наших стран, например, небезразлично, что в силу геополитических амбиций США и их партнёров и Россия, и Китай оказались сегодня вне рамок двух новых геоэкономических проектов — Транстихоокеанского партнёрства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства», - сказал И.Иванов. К этому тезису и вернулся Министр, указав на то, что эти два глобальных проекта были задуманы США для узкого круга стран-учредительниц по их «правилам игры». Те же, кто изъявит желание присоединиться к этим проектам, будет играть по уже чужим правилам. «Мы подходим к продвижению инициативы широкого экономического партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН с более демократичных позиций: никакие ограничения на подключение к этому процессу сейчас не выдвигаются», - подчеркнул Министр. Главная цель такого подхода – эффективность с учетом интересов всех стран-участниц.  «Убеждены, что предстоящий в июне с.г. визит Президента России В.В.Путина в Китай придаст мощный импульс российско-китайскому многогранному стратегическому партнерству, будет способствовать дальнейшей реализации его поистине неисчерпаемого потенциала», - подчеркнул в заключение Сергей Лавров.

 

Дай Бинго – председатель китайской части Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития. Фото www.russiancouncil.ru

Дай Бинго, председатель китайской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития подчеркнул, что «сегодня наши отношения (Россия-Китай) близки, как никогда». И причины хорошего развития отношений между Россией и Китаем заслуживают внимания ученых и стратегов, по мнению китайского эксперта. Главными опорами таких отношений г-н Бинго назвал равноправие и взаимоподдержку. «Однако, совершенства наши отношения не достигли, ибо совершенству нет предела», - отметил Дай Бинго. Председатель китайской части Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития поделился своими идеями, как сберечь высокий уровень двусторонних отношений России и Китая и вывести его на более качественную высоту. Назовем некоторые из них. «Беречь нынешние российско-китайские отношения, что должно быть результатом совместных усилий многих поколений наших стран. Уметь защищать их от тех, кто пытается «вбить клин» в эти отношения»; «укреплять диалог и развивать многостороннее сотрудничество»; «стремиться к тому, чтобы народы наших стран «горели желанием» укреплять дружеские контакты»; «поступательное развитие отношений не может быть без «мозгового штурма» и поддержки российско-китайских отношений на благо двух народов». Это лишь малая часть, высказанных идей. В свою речь Дай Бинго вложил всю китайскую мудрость, накопленную тысячелетиями.    

Итак, чтобы Россия и Китай соответственно своему статусу великих держав играли ключевую роль в формировании полицентричного миропорядка, они должны упрочить и интенсивно развивать взаимодействие. В этой связи программа конференции развернула широкую дискуссию по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. «Взаимодействие двух стратегических проектов должно создать условия для формирования принципиально новой экономической и политической среды на евразийском континенте», - сказал Игорь Иванов.  Дискуссия показала, что заинтересованы в этом отнюдь не только Россия и Китай. Так, специально для этого прибыл на конференцию из США Бриан Карлсон из университета Джонс Хопкинс (Johns Hopkins). В беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь» он сказал: «Меня интересует вопрос о том, смогут ли Россия и Китай сотрудничать в контексте Евразийского экономического союза и Шелкового пути. Недавно я прочитал статью Александра Ларина, которая касается этой темы. Автор сообщает, что, может быть, Китай построит железную дорогу для высокоскоростных поездов через Россию. Либо дорогу на Юг, через Иран и Турцию. Это очень интересный вопрос, как Китай решит эту проблему?».

К разговору подключился Иван Тимофеев, программный директор РСМД. «В проекте «Шелковый путь» доминируют Россия и Китай. Конечно, мы учитываем США, ведь идея нового Шелкового Пути была еще в американском проекте, он, правда уже подзабыт, но там было больше афганской тематики, тем не менее, об этом проекте не стоит забывать», - отметил Иван Тимофеев. По его мнению, сложно в режиме интенсивного диалога дать возможность каждому представить свою глубокую точку зрения. «Но все, тем не менее, высказались, а мы получили честный разговор о проблемах, - уточнил Иван Тимофеев. - Коль скоро мы обсуждаем евразийскую интеграцию, то здесь немало сторонников проекта «Шелковый путь» и представительства ЕАЭС. Среди них у нас выступал бывший премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев. Он и был «двигателем» вступления Киргизии в ЕАЭС. Выступал представитель ЕАЭС со стороны Армении, - это очень важно, т.к. сейчас армянское председательство в ЕАЭС. Немаловажно и то, что были представители многих других региональных держав – Кореи, у них свой подход к евразийским делам; Японии – отличный от других подход к участию в китайском «Шелковом пути». Японцы очень ревностно относятся к этому международному проекту, пытаются предложить свои инициативы».

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции в беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь» продолжил эту тему: «У нас сейчас наметилась конкуренция двух групп стран по отношению к Китаю. Это страны, которые «сидят» на разных направлениях проекта «Шелковый путь». Мы, как Евразийский союз «оседлали» те два главных транспортных коридора, которые идут из Китая в Европу через Россию. Есть еще южный, третий коридор, который идет из Китая по югу, минуя Россию. В Восточной Европе уже образовалась система, которая напоминает группировку стран, ориентированных на «южный коридор», и которые ведут себя достаточно агрессивно по отношению к России». По словам Ю.Шевцова, это восточно- и южно-европейские государства, такие, как Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и т.д. Все бывшие социалистические государства Восточной Европы, но именно многие из них «вставляют палки в колеса» во взаимоотношения России и Евросоюза, по мнению эксперта. Решение проблемы Ю.Шевцов призывает искать уже сейчас, чтобы избежать дальнейшего обострения. Пример тому – взаимодействие Китая и Беларуси  на двусторонней основе, либо через ЕАЭС и ШОС. Беларусь поставила в основу своих отношений с Китаем не транзит, хотя он тоже важен, а производственный проект – Индустриальный парк, он расположен под Минском и иллюстрирует эффективное сотрудничество».     

Эксперт из Киргизии Зульфия Марат говорила о проблемах водных ресурсов в своей республике и их распределении в Центральной Азии. Эта тема не популярная, но важная, поскольку в Киргизии 60 процентов населения не имеют доступа к питьевой воде, хотя республика богата водными ресурсами. Тема водоснабжения выходит за рамки Киргизии, она касается всего региона Центральной Азии. Зульфия Марат рассматривает эту тему с двух точек зрения. Во-первых, это потенциальные конфликты из-за воды между Таджикистаном и Узбекистаном, последствия которых – «мина замедленного действия» в регионе ЦА. Во-вторых, уже сегодня следует рассматривать перспективы «водного» взаимодействия стран Центральной Азии, России и Китая. Это перспективная тема, есть разные точки зрения по снабжению КНР водой - консервативные и лояльные. Вода – это важный сюжет, который необходимо обсуждать и эффективнее это делать в масштабах данной конференции.

 

Ли Юньцюянь, заместитель директора Института России, Центральной Азии и Восточной Европы Академии общественных наук КНР. Фото www.russiancouncil.ru

Ли Юньцюянь, заместитель директора Института России, Центральной Азии и Восточной Европы Академии общественных наук КНР, проанализировал Договор, подписанный между Россией и КНР в 2001 году, о котором говорил в своем выступлении Министр Сергей Лавров. Ли Юньцюянь особенно отметил статью 9 этого Договора. Она гласит, что в случае возникновения ситуации, когда кто-либо из соседних государств может нарушить мир, договаривающиеся стороны вступают в контакт друг с другом и проводят консультации. «Этот Договор – очень продуманный документ, - подчеркнул Ли Юньцюянь. – Имея такой Договор, нет смысла говорить о союзнических отношениях, они по сути уже существуют». По мнению китайского эксперта, подписанный Россией и КНР Договор от 8 мая 2015 года по проекту «Шелковый путь» также стал прорывным документом. До него на протяжении 20 лет в региональной повестке дня значились безопасность и цветные революции, а теперь вдруг – развитие. Ли Юньцюянь, констатируя, что будут и проблемы, и конкуренция, сказал: «Мы должны спокойно отнестись к этому». Эксперт привел некоторые цифры, указывающие на очень медленное развитие стран внутри ЕАЭС, хотя на двустороннем треке с внешними партнерами, те же страны достигают значительно более высоких результатов в процентном отношении за тот же период. По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что формирование ЕАЭС без внешнего фактора не получится. Таким внешним фактором выступает дружественный России Китай, а значит, у ЕАЭС, у России и Китая – хорошее будущее. «Так станет ли взаимодействие России и Китая повесткой Евразии?», - задал вопрос Ли Юньцюянь. И ответил утвердительно: «Станет!». 

Как сообщил Игорь Иванов, итоги первой конференции получили высокую оценку со стороны МИД России, Аппарата Правительства РФ, и теперь такие конференции будут проводиться ежегодно в конце мая.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати