ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Публично выражение симпатии к России все чаще приравнивается в ЕС к «идеологической диверсии»

11:27 31.05.2016 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

В последние недели шпиономания стран Евросоюза, даже в «либеральные» 1990-е годы любивших подозревать Россию в попытках подрыва западных государств,  вышла на новый уровень. Теперь в Европе не согласных с антироссийской риторикой обвиняют не в военно-техническом шпионаже, как это было еще недавно, а в том, что в советское время называлось «идеологической диверсией». Лидер партии  Zmiana  Матеуш Пискорский, арестованный в родной Польше, обвиняется в  «подрывной» идеологической деятельности в интересах России.  О  шпионаже с его стороны речь не идет ни в одном из публикованных обвинений со стороны польской прокуратуры. Лидер партии Front  National Марин Ле Пен во Франции представляется во французской прессе «мейнстрима» в роли  «полезной идиотки», которая, сама того не понимая, работает на «российскую пропаганду». Те же обвинения раздаются и в адрес  организаторов недавнего референдума в Голландии. То есть, если твои взгляды не совпадают с видением руководства страны, ты заранее  или «странный», или тайный враг своего народа. Эта тенденция напоминает даже не годы холодной войны, а период перед самой второй мировой войной, когда за высказанную публично симпатию к СССР в «несоветской» части Европы можно было подвергнуться шельмованию в прессе, попасть под подозрение, а то и сесть в тюрьму.

В этом контексте арест лидера так и не зарегистрированной польской партии Zmiana («Смена») Матеуша Пискорского очень показателен. Это один из первых в посткоммунистической Польше арестов гражданина по политическим мотивам. Повторим, что никаких шпионских акций со стороны Пискорского не зафиксировано, речь идет только о контактах (то есть обычных разговорах) с людьми, которых польские власти подозревают. В чем – непонятно.

«Дело Пискорского лишь в чем-то, поверхностно напоминает расследования, проводившиеся польскими властями против польского экс-премьера Юзефа Олексы. В случае с Олексы речь тоже шла о его контактах с российскими гражданами, которых подозревала польская контрразведка. Сам Олексы защищался, уверяя, что ничего не знал (да и не было никаких доказательств) о работе своих собеседников на иностранную разведку. Тем не менее эти обвинения стоили ему и премьерского кресла, и других неприятностей. «Но тогда  об аресте речь все-таки не шла,- отмечает бывший сотрудник российского посольства в Варшаве Виктор Безека. – Но в обоих случаях речь идет о несправедливости. Любой дипломат или журналист на дипломатических приемах или во время своей трудовой деятельности встречается с десятками людей. Он просто физически не в состоянии узнать, кто из этих людей занимается разведывательной деятельностью».

Недавно польская Gazeta Wyborcza опубликовала содержание обвинений, предъявленных Пискорскому прокуратурой и польской Службой внутренней безопасности (ABW). wyborcza.pl

Речь в них идет о том, что Пискорский якобы “выполнял оперативные задания, имеющие целью усиление антиукраинских настроений в Польше и антагонизацию польско-украинских отношений». По сути, это обвинения не «шпионские» (ни к какой секретной информации Пискорский доступа не имел, а значит, и передавать ее не мог). Пискорскому предъявляются обвинения идеологические. Фигурирующее в той же ссылке «Газеты выборчей» на прокуратуру и ABW обвинение в «получении оперативных заданий по пропаганде российских интересов и манипулированию настроениями польского общества» - это настоящее идеологическое обвинение помимо того, что оно просто похоже на бред.  Это хуже, чем возврат к холодной войне, когда в западных странах открыто действовали компартии, напрямую оппонировавшие западным правительствам и не скрывавшие при этом свои симпатии к СССР. Лидеры этих партий (от американца Гэса Холла до француза Жоржа Марше) тем не менее даже в периоды обострения отношений  между  СССР и западными странами не подвергались угрозе ареста на родине. Сейчас угроза  оказаться за решеткой за «пророссийскую» (намного менее идеологизированную, чем былая «просоветская») деятельность существует – особенно в странах бывшего «советского блока» и некоторых экс-советских республиках  (то есть в Польше, Прибалтике, Украине, Румынии).   

Ни в ЕС, ни в США правозащитные организации не обращают внимания на преследования, которым подвергаются «симпатизанты  России» в Прибалтике (достаточно посмотреть на «дело» латвийского гражданина Александра Гапоненко) и Польше, люди, просто хоть в чем-то выражавшие симпатию к нашей стране. По сути, это сильно напоминает ситуацию до войны 1939-1945 гг., когда особенно жестко аресты «идеологических агентов» Советского Союза проводились в конце 1930-х в странах «санитарного кордона» - выстроенного тогда Западом вокруг еще молодого Советского Союза пояса антисоветских государств.

Нет сомнения, что сегодняшняя польская шпиономания имеет националистические, антидемократические корни в прошлом. Аресты «советских симпатизантов» в 1930-е годы особенно активно велись именно в Польше – центральном государстве этого «санитарного кордона». При польском диктаторе Юзефе Пилсудском, пришедшем к власти в 1926 году в результате небескровного военного переворота под лозунгом «оздоровления» государства, за решеткой оказались сотни «несогласных» польских граждан. Они тогда, в двадцатые и тридцатые годы, стали политическими заключенными по обвинению в идеологической «деятельности по развалу государства» - якобы сугубо в интересах СССР. В итоге за решеткой оказался, например, и отец нынешнего главного редактора «Газеты выборчей» Адама Михника. И вот теперь близкие к Михнику журналисты ведут травлю Пискорского – практически по обвинениям тридцатых годов. (В чем-то нынешние польские власти еще более радикальны, чем Пилсудский. Среди обвинений в адрес Пискорского есть «оперативная информация» о планах въезда Пискорского в Украину с целью уничтожения там памятника Степану Бандере – человеку, который «пилсудчиками» был объявлен террористом еще до войны 1939 года.)

Сегодня памятники Пилсудскому, кстати, стоят почти в каждом польском городе в Польше, несмотря на очевидно противоречивое наследие этого политического деятеля. Достаточно напомнить, что Пилсудским восхищался Адольф Гитлер, а польская элита конца тридцатых годов, сформированная Пилсудским, не сумела защитить свое государство и ныне признается виновной во множестве бессмысленных военных акций, приведших к массовой гибели граждан во время второй мировой войны.

Еще более глубокая проблема в том, что «идеологическая шпиономания», привычка видеть «российскую пропаганду» за любой критикой происходящих в ЕС и США процессов, постепенно распространяется с востока на запад. Целый ряд близких к руководству ЕС изданий (например, Интернет-портал EUobserver.com) стараются убедить своих читателей, что Россия стремится «пропагандистски использовать» недавние теракты в Париже и Брюсселе, чтобы выставить в невыгодном свете руководство ЕС и американское влияние в Евросоюзе. Прямые обвинения в связях западных «евроскептиков» с Москвой появились в статье EUobserver “Правые политики набирают очки на брюссельском теракте» euobserver.com Автор статьи Эндрю Реттман увязал критические выступления в адрес ЕС со стороны британской Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), со стороны Марин Ле Пен и со стороны голландского политика Герта Вилдерса  с фразой официального представителя МИД РФ Марии Захаровой о «двойных стандартах» Запада как одной из причин нависшей над Европой террористической угрозы.

Автор не берется даже оспаривать высказывание  представителя МИДа  о том, что одной из причин проникновения в ЕС террористов стало деление Евросоюзом террористов на «плохих» и «хороших» (например, тех, что воюют с «авторитарным режимом» Башара Асада). Этот аргумент отметается сразу, хотя связи устроивших теракты в Париже и Брюсселе лиц с воюющими против войск Башара Асада группировками ни в ЕС, ни в США не отрицаются – они слишком очевидны.

В последние годы Россию вообще часто обвиняют в недавних успехах радикальных «евроскептических» партий в Европе, хотя очевидно, что причины этих успехов -  внутри ЕС. Сейчас Москву обвиняют в попытках «пропагандистски использовать» неудачу ультраправого политика Норберта Хофера на выборах в Австрии, когда Хофер уступил кандидату от «зеленых» жалкие 32 тысячи голосов, волшебным образом пришедшие по почте в последний момент. Стоит отметить, что Россия не делала никаких заявлений против или за Хофера или других «правых популистов», как называет таких политиков EUobserver. А вот структуры ЕС, напротив, своими заявлениями активно вмешивались и в австрийские выборы, и в предстоящее голосование о возможном выходе Британии из Евросоюза. Достаточно напомнить угрозу Европейского Центрального банка о том, что победа «несистемных правых» могла бы снизить наметившийся экономический рост в Еврозоне. ecb.europa.eu

Очевидно, что из России старательно делают своеобразное «пугало» не только для европейского обывателя (это продолжается не первый год), но и для политически активных граждан стран ЕС и США. Появившаяся в последнее время тенденция превращения связей с Россией в новый вид «политического преступления» - очень опасна. Не столько для России, сколько для свобод внутри самих Евросоюза и Соединенных Штатов Америки.  Попрание основного права на свободное выражение своих взглядов, чем так гордятся на Западе многие годы, становится угрозой цивилизационным основам современного мироустройства.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати