ГЛАВНАЯ > Парламентская дипломатия

Тунис: поможет ли Москва возвращению belle epoch?

11:24 25.05.2016 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото автора

«Знаково, что ваш визит проходит в год 60-летия установления дипломатических отношений между РФ и Тунисом. Многое изменилось в мире, в регионе, но отношения между нашими народами остаются по-прежнему дружескими», – так начала свое обращение к гостям из Туниса председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В этот день в Совете Федерации был гостем председатель Ассамблеи народных представителей (парламента) Тунисской Республики Мохамед Эннасер.

Да, 60 лет назад были установлены дипломатические отношения между СССР и Тунисом, который в 1956 году отвоевал независимость у колониальной Франции под руководством знаменитого лидера тунисского народа Хабиба Бургибы, который и стал первым президентом свободного Туниса.

В последние годы дружественный для России Тунис перенес целую чреду потрясений. В 2011 году он стал первой жертвой «арабской весны» после «вытеснения» из страны многолетнего президента Бен Али, который – ну, нельзя этого отрицать! – сделал очень много для превращения Тунисской Республики в одно из самых развитых государств Африки.

Были к тому времени оценки, что Тунис по уровню жизни входил в тройку самых благополучных государств континента. Однако, смерч гражданского конфликта (подробности его начала – в нашем материале «Тунисский бунт. Бессмысленный и беспощадный») привел страну и её народ к периоду нестабильности и террористических трагедий.

Цветущая страна, дававшая приют миллионам туристов на своих прекрасных Средиземноморских берегах в отелях уровня «Люкс», оказалась заложником бандитов, которым при Бен Али дорога была одна – в зиндан, и – надолго. А при «демократии», понимаешь, зиндан – «зло всемирное»…

Ну, вот, и результат. После всплеска народных эмоций теперь всё там, в Тунисе, с «демократией» уже хорошо. Кроме того, что международные туристы, приезжавшие в «раньшие времена» миллионами в год, начали обходить прекрасную страну стороной.

Да, после гибели нескольких десятков иностранцев от пуль исламских боевиков – и на пляже отеля в Суссе, и на лестнице музея Бардо – самая главная статья доходов Туниса – туризм – стала таять, как снег под африканским солнцем. Люди перестали ехать на отдых туда, где по ним стреляют…

Более того, в самом Тунисе происходят – после смены власти, изгнания Бен Али – весьма болезненные процессы. Наглядный пример – в ходе недавних выборов президента, предпочтения двух крупных групп населения разделились просто по географическому признаку: север страны проголосовал за кандидата от светских демократических сил (Эс-Себси), а юг – за кандидата, выступавшего за программу исламизации Туниса (Марзуки):

 

Победил север – президентом был избран Беджи Каид Эс-Себси, видный лидер демократического движения. Но юг-то Туниса со своими настроениями никуда не делся.

И через некоторое время террористы ответили ударами по туристам. Странная история – среди активистов ИГИЛ/ДАИШ немало граждан Туниса. Трудно объяснить, но надо бы объясниться. Именно поэтому чуть ли не основной темой в выступлении председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на встрече с тунисским гостем стал вопрос безопасности.

И безопасности российских туристов, которые, несмотря ни на что, едут на отдых в Тунис, просто не боясь-опасаясь – это так по-нашему! – «каких-то там террористов». Только что говорил с коллегой, находящимся в Тунисе, который подтвердил – на благословенные берега исторического Карфагена прямо сейчас прибывают полные чартеры с сотнями наших отдыхающих.

И безопасности в более широком плане – Валентина Матвиенко пригласила тунисских коллег принять участие в ежегодных конференциях по контртеррору, которые собираются в Москве с международным участием с целью координации в этом вопросе. Она отметила, что «представители силовых структур Туниса могли бы объединять усилия, соотносить свои антитеррористические планы с усилиями и планами по антитеррору ФСБ России».

«Мы приветствуем успехи армии Туниса в борьбе с международным терроризмом — общим для всего мира злом... Надеемся, что руководству Туниса хватит сил и мудрости, чтобы в стране не повторился ливийский сценарий… Мы выступаем за то, чтобы перекрыть каналы финансирования террористам, привлекать к ответственности тех, кто оказывает любую помощь и поддержку международным террористическим организациям», – сказала Валентина Матвиенко.

Тунис, безусловно, заинтересован в сохранении потока российских туристов, который с начала 1990-х годов поднялся с 3-5 тысяч ежегодно – до почти 350 000 к началу «арабской весны» 2011 года! Российские отдыхающие полюбили Тунис, и – при условии обеспечения безопасности, они не откажутся от отпусков в Хаммамете, Суссе или на острове Джерба. Тунисские друзья это понимают и всячески стараются преодолеть последствия «арабской весны» у себя дома. Да, и вернуть ту самую belle epoch Туниса, на которую смена власти опустила тяжкий крест…

На сегодня видится вот что. «В 2015 году туристический поток из России в Тунис существенно снизился: от 262 тысяч до 53 тысяч, но точно так же сегодня есть все условия для того, чтобы восстановить и нарастить турпоток из России в Тунис», – такие оценки высказала гостю Валентина Матвиенко. При этом она добавила, что «Россия не стала рекомендовать своим туристам воздерживаться от посещения Туниса», так как считает достаточно эффективной работу местных правоохранительных органов – «Россия верит в эффективность тунисских сил безопасности».

Да, там – проблемы. По данным международных информагентств, ссылающихся на министерство туризма Туниса, в 2015 году – после двух крупных терактов с многочисленными жертвами в столичном Музее Бардо и на пляже отеля-люкс в городе Сусс – иностранный турпоток в страну снизился на 25%. Это – удар и по экономике, и по благосостоянию впечатляющего числа тунисцев, работающих в туристической отрасли…

Как бы то ни было, глава парламента Туниса – в Москве, и он говорит: «Одна из главных целей моего визита — направить послание любви и уважения народу России. Вторая цель: укрепить связи парламентов двух стран».

Гость выразил благодарность Российской Федерации «за поддержку демократических преобразований в Тунисе», а также за солидарность в борьбе с терроризмом, а также заявил: «Для нас большое значение имеет расширение торгово-экономического сотрудничества. Мы намерены приложить максимум усилий, чтобы диверсифицировать взаимную торговлю. В этой сфере имеется большой потенциал».

Взаимная торговля – одно из «больных» мест сотрудничества с Тунисом уже не первое десятилетие. Она всегда была вопросом, скажем так, «проблемным». А теперь из-за перемен в тунисском политикуме – да ещё в условиях усиления террористической угрозы, – и не без этого не слишком масштабные объемы торгово-экономических отношений снизились значительно – на 23 процента.

Но – вдруг! – в условиях антироссийских санкций от наших «партнеров» с Запада, тунисские товары получают редчайший – пока Европа не передумала – шанс прийти на российский рынок. Могу засвидетельствовать, что тунисское оливковое масло лучше оливкового масла из других адресов. А почему? Потому что европейцы издавна закупают это масло в Тунисе, купажируют и потом клеят свои «ТМ» и завышают цену с евро-надбавкой. Как всегда и водится у перекупщиков…

На встрече в Совете Федерации прозвучало: Россия готова предоставить благоприятные условия для товаров из Туниса; с российской стороны есть заинтересованность в поставках тунисских продовольственных товаров. А для устранения существующих барьеров в торговле надо проработать необходимые документы.

Экспертам известно, что в Тунисе есть очень серьезный потенциал для наращивания поставок тунисской высококачественной продукции на российский рынок – это южные фрукты и овощи, оливки, высококачественное вино, морепродукты. А уж наш ответ – расширение сотрудничества «вплоть до», о чём сказала Валентина Матвиенко, защиты взаимных капиталовложений и «мирного использования атома». Интересная перспектива…

«С учётом нашей заинтересованности в импорте тунисских товаров завершаются переговоры с таможенной службой для создания благоприятных условий для таких поставок. Также налаживаются контакты в военно-техническом сотрудничестве», — отфиксировала тему Валентина Матвиенко, далее её не развивая.

Председатель Совета Федерации особо поблагодарила тунисских друзей за то, – и в России это всегда помнят – как почти 100 лет назад тунисцы приютили в городе-порту Бизерта русскую Черноморскую эскадру.

Напомним, что в 1920 году после разгрома войск Врангеля в Крыму десятки кораблей и гражданских судов с тысячами беженцев ушли из Севастополя. Часть – нашли пристанище в Европе. Часть, примерно, 6 тысяч – в Тунисе.

Почему именно в Тунисе? Потому, что французы развернули прочь эти военные русские корабли от портов Тулона и Марселя – во французский протекторат Тунис. И они, русские корабли, вместе с экипажами и тысячами гражданских беженцев, нашли последний приют в стране Тунис – в гавани города Бизерта.

Эта история, демонстрирующая искреннюю дружбу русских и тунисцев, рассказана в получившем премию «Ника-2008» и не раз демонстрировавшемся по Первому каналу российского ТВ фильме «АНАСТАСИЯ. Ангел Русской эскадры».

Валентина Матвиенко обратила внимание тунисских гостей в этой связи на то, что в России помнят, как Тунис предоставил (в отличие от Франции – С.Ф.) кров и приют беженцам с русской эскадры в 20-х годах ХХ века. «У нас хорошая историческая память. Тунис для нас – проверенный и испытанный партнёр в Северной Африке».

На этом фоне дружбы, имеющей глубокие исторические корни, когда истинные, человеческие ценности не забыты, а история отношения наших народов известна и жива (чему удивляться – сейчас сошлись вместе Карфаген и Третий Рим), особое внимание на встрече в Совете Федерации было уделено укреплению межпарламентских связей. «Уверен, что парламенты способны сделать многое для укрепления связей между нашими странами. В нашем парламенте сформирована “Группа дружбы Тунис-Россия”, которая будет содействовать развитию партнёрских, стратегических отношений», — подчеркнул Мохаммед Эннасер.

…Когда-то автор этих строк написал книгу о Тунисе, которая заканчивалась такими словами: «Слишком многое связывает меня с этой очаровательной североафриканской страной, лежащей от России за три моря».

Сегодня Тунис, попавший – сам того не чая – в круговорот «арабской весны», которая была спровоцирована, и это уже – исторический факт! – совсем недружественными джентльменами, концентрирует силы, чтобы преодолеть случившийся глубочайший кризис.

И весьма показательно, что именно в Россию – не умаляя другие адреса, в том числе, и европейские, которые для тунисцев объективно ближе, – приехал глава парламента Туниса. Приехал из страны, где за десятилетия независимости – от Бургибы, через Бен Али, и до Эс-Себси – создалась политическая культура, которой могут позавидовать иные евросчастливцы.

Они и завидуют. Они и мстят.

Так, видно же, что Тунису в этой ситуации «всеобщей турбулентности» и состоявшегося европейского предательства просто необходимо новые точки опоры.

Франция, конечно, Тунису ближе географически и духовно, но и Россия от него не столь уж и далека. Нет? 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати