ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинский выбор: неонацизм плюс исламизм

08:53 18.05.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

10 мая 2016 г. Украина, вместе с США, Францией и Великобританией, заблокировала в ООН предложение России признать террористическими исламистские группировками «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам».

Такая позиция Киева внушает тревогу, поскольку является далеко не первым шагом, направленным на поддержку вооружённых группировок с сомнительной репутацией.

«Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» воюют против правительства Башара Асада, внося свою кровавую лепту в гражданской войне в Сирии. Из последних событий: нападение боевиков «Ахрар аш-Шам» на сирийскую деревню аз-Зара, где людей убивали целыми семьями (1).

Несмотря на то, что западные СМИ сообщали о бомбардировках позиций «Ахрар аш-Шам» американской авиацией, американская дипломатия, как видим, не желает полной нейтрализации данной группировки.

Очевидно, боевики «Ахрар аш-Шам», как и «Джейш аль-Ислам», рассматриваются Вашингтоном как возможные партнёры по переговорам в рамках урегулирования сирийского кризиса на выгодных для США условиях. Для Украины же мнение Вашингтона равносильно приказу, которого нельзя ослушаться.

Ранее представитель Украины в ООН Юрий Сергеев публично демонстрировал снисходительное отношение Украины к пронацистским организациям времён Второй мировой войны. В марте 2014 г. Ю. Сергеев с трибуны ООН выступил с оправдательной речью в адрес карателей ОУН-УПА, заявив о том, что Нюрнбергский процесс не признал ОУН-УПА преступными организациями (2).

Словесная эквилибристика украинского дипломата была легко опровергнута (3). Это, однако, не меняет ситуации: Украина была и остаётся государством, приверженным политике оправдания нацизма и исламского терроризма. В последнем Киев свого союзника.

Об этом говорит реакция украинского политикума на теракт в Грозном 4 декабря 2014 г., демонстративное обозначение исламских террористов в Сирии термином «повстанцы», намеренная диффамация легитимного президента Сирии Башара Асада, распространение фальшивых «боевых сводок» о действиях ВКС России на сирийском фронте.

И, без того, интеллектуально куцая украинская «ближневосточная» экспертная школа погрязает в дилетантизме, подыгрывая главному информационно-пропагандистскому тренду Киева о приемлемости взаимодействия с террористическими группировками в деле свержения Башара Асада.

Пустозвонство таких экспертных оценок становится особенно видимым сейчас, когда не сбылся практически ни один из антироссийских прогнозов, озвученных украинскими «специалистами» по Ближнему Востоку. Иногда опубликованные «аналитические сообщения» по Сирии Главного управления разведки Министерства обороны Украины сложно отличить от репортажей на ту же тему «желтушной прессы».

Киев не имеет самостоятельных рычагов влияния на исламистские группировки на Ближнем Востоке. Все потенциальные контакты Киева с подобными силами возможны только при посредничестве США или ЕС. Вашингтон и Брюссель, в свою очередь, отводят Украине сугубо инструментальную роль. У Киева нет, абсолютно, никаких перспектив играть сколько-нибудь заметную роль в ближневосточных делах. Вся ближневосточная политика Украины сводится к мелкому вредительству на дипломатической арене по предварительной согласованности таких действий с западными «тяжеловесами» - США, Великобритания  и т.д.

Именно такой расклад мнений стоит за отказом Киева признать «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» террористическими группировками, и, тем самым, обеспечить им дипломатическую поддержку.

Украинские спецслужбы регулярно отчитываются о планах и мероприятиях по борьбе с терроризмом, но трактуют понятие терроризма крайне узко, с идеологическими шорами на глазах.

 В апреле 2016 г. на заседании Коллегии Службы внешней разведки Украины обсуждались вопросы повышения эффективности методов борьбы с терроризмом. Приняты решения внести необходимые изменения в нормативную базу для более полной реализации задач, заложенных в «Стратегии нацбезопасности Украины», «Военной доктрине Украины» и «Концепции развития сектора безопасности и обороны» (4).

Однако все меры по борьбе с международным терроризмом СВР Украины сведены к реализации агрессивных планов по уничтожению Донбасса. Слова руководителя СВР Украины Виктора Гвоздя о том, что у спецслужб Украины «в современных непростых условиях нет права на ошибку» и необходимости «своевременно распознавать и гибко реагировать на новые угрозы» идут вразрез с практической политикой Киева, поскольку её результатом стало заигрывание с исламистскими и неонацистскими террористическими группировками. 

Пример: лояльное отношение Киева к группировке «Хизб ут-Тахрир», многие сторонники которой предпочли эмигрировать из российского Крыма. «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией не только в России, но и в Германии и ряде стран Средней Азии.

На Украине «хизбы» пользуются полной свободой действий, а преследование экстремистов этой группировки российским законодательством украинская пропаганда преподносит как репрессии против крымско-татарского народа.

В Киеве не задумываются, что отказ от сотрудничества с Россией и другими государствами в сфере борьбы с международным терроризмом представляет угрозу, в том числе, для украинского государства.

Служба безопасности Украины подтверждает, что исламисты проявляют всё больший интерес к Украине. Уже есть факты участия в терактах на Ближнем Востоке диверсантов ИГИЛ, завербованных на Украине (5).

Предпосылок для снижения уровня террористической угрозы на Украине нет. Масса нелегального оружия, кризис правоохранительной системы, атмосфера ненависти и вражды в украинском обществе, преступные попытки властей разыграть исламистскую карту – всё это способствует повышению террористической опасности.

Транзит через Украину в ЕС мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки, присутствие в рядах ВСУ северокавказских исламистов (6), радикализация крымско-татарских националистов во главе с Ленуром Ислямовым, содействие их планам со стороны турецкой экстремистской организации «Серые волки», требования руководителей т.н. меджлиса в изгнании создать в Херсонской обл. Украины крымско-татарскую автономию превращает Украину в «Косово Восточной Европы».

 

1)      http://rusvesna.su/news/1463526573

2)      https://russian.rt.com/article/23554

3)      http://old.mgimo.ru/news/experts/document249230.phtml

4)      http://www.szru.gov.ua/index_ua/index.html%3Fp=5325.html

5)      http://www.mediaport.ua/radikalnye-islamisty-pytayutsya-verbovat-inostrannyh-studentov-v-harkove-sbu

6)      https://ruposters.ru/news/21-04-2015/bataljon-imeni-dudaeva

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати