ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Антироссийский вектор зарубежной прессы: итоги 2015 года

21:21 29.03.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: inforos.ru

В Москве состоялся круглый стол, в рамках которого был представлен доклад, подготовленный Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) «Зарубежные СМИ в 2015 году – антироссийский вектор. Вторая волна измерений».[1] В рамках мероприятия речь шла об информационной политике разных стран по формированию общественного мнения в отношении России, была представлена объективная картина динамики информационных процессов в 2015 году, сфокусировано внимание на интерпретации мировыми СМИ роли России на международной арене в контексте современной геополитической обстановки. 

«Зарубежные СМИ включились в информационную войну, которая приняла новые формы и обостренный характер, - считает заместитель директора РИСИ, руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований Григорий Тищенко. - Об этом свидетельствует и создание в Риге Центра стратегических коммуникаций НАТО. Великобритания приняла в конце 2015 года новую стратегию безопасности, которая предполагает ведение пропаганды против России. Только что выпустили доклады разведывательное сообщество Норвегии, Государственное управление безопасности Швеции, спецслужбы других стран Скандинавии. В этих документах одной из основных проблем называется Россия. На май текущего года запланирован созыв Саммита северных стран под эгидой США. Идет нагнетание напряженности вокруг тех мер, которые предпринимает наша страна на международной арене. Мы следим за всем, что происходит в мире, и как оно отражается в СМИ. Главными объектами информационных атак стали глава Российского государства и российские СМИ, которые подвергаются критике за «необъективное» освещение текущих событий и ситуации в мире». Как считает Г.Тищенко, ряд стран, ссылаясь на «русскую угрозу», используют ее для нагнетания международной напряженности и требуют на это дополнительных средств. В частности, Государственный департамент США не далее как месяц назад выделил средства на ремонт забуксовавшей пропагандистской машины Украины.

«В зарубежных СМИ главными объектами информационных атак остаются российский президент и российские СМИ» (Григорий Тищенко)

Начальник сектора проблем региональной безопасности РИСИ Игорь Николайчук рассказал о деталях подготовленного институтом доклада. В нем отмечены новые реалии информационной войны, так или иначе влияющие на безопасность страны. В течение 2015 года проведен мониторинг 60 стран и 65,5 тыс. публикаций и приведена динамика и значимость основных индикаторов. Согласно приведенным материалам доклада, наиболее негативно к политике Москвы настроена пресса англосаксонского мира, нейтрально – страны СНГ (за редким исключением) и Латинская Америка, позитивно – Сирия и Куба.

Однако лидером в «рейтинге недружелюбия» в 2015 году стала Чехия. Комментируя этот во многом неожиданный результат, И.Николайчук заметил, что информационное поле этой страны расколото примерно пополам. В стране наблюдается поляризация мнений, а нейтральных публикаций, посвященных России, сравнительно мало. Поскольку в составленном «рейтинге недружелюбия» основным параметром, определяющим место той или иной страны в списке, является «индекс агрессивности, представляющий собой производное от деления числа негативных материалов о России на число материалов нейтральной тональности, этот показатель для Чехии оказался крайне высок. Похожая ситуация – во всех странах, бывших ранее составными частями Австро-Венгерской империи. В таких же странах, как Болгария, Сербия и Венгрия, наиболее четко проявляется деление на «русофилов» и «русофобов».

Второе место по недоброжелательной риторике в отношении России заняла Польша. В информационной политике этой страны сложилась специфическая ситуация. Ранее эта страна была лидером русофобии, часто иррациональной. Однако сейчас в стране происходят изменения внутри правящего класса. Сторонников «атлантизма» и однозначной ориентации на США и НАТО сменила группа националистически настроенный политиков, реанимирующих геополитические концепции «междуморья» и особой роли Польши в Центральной Европе. Русофобская риторика в Варшаве сменилась на антироссийскую, то есть Россия стала оцениваться как конкурент в экономической и политической активности.

Вслед за Чехией и Польшей в «рейтинге недружелюбия» разместились Германия, Украина, США, Австрия, Польша, Швеция, Эстония, Швейцария и Великобритания. Значительно более благожелательными, чем в 2014 году, стали настроения во Франции. Но мировым чемпионом по улучшению отношения к России стала Бразилия.

Довольно неоднозначная политическая ситуация сложилась и в Финляндии. В 2013-2014 годах, в самом начале кризиса на Украине, Финляндия заняла позиции, дружественные России, и тональность местных СМИ была очень близка российской. Однако в 2015 году риторика сменилась на более сдержанную и негативную, включая рассуждения о «российской угрозе». В апреле текущего года должен выйти доклад МИД Финляндии, в котором анализируются перспективы вступления страны в НАТО. По этому вопросу ведутся переговоры Хельсинки и Стокгольмом: позиция политической элиты Финляндии по вопросу вступления в Североатлантический блок зависит от решения Швеции.

Финляндия – одна из наиболее передовых стран информационного общества, и наиболее горячие дискуссии на эту тему идут в социальных сетях и интернет-форумах. Разумеется, старшее поколение политиков не собирается поступаться нейтралитетом и чтит наследие «линии Паасикиви-Кекконена». Но нужно помнить, что в настоящее время у власти в Финляндии находятся такие же «младополитики», как и в целом ряде стран Центральной и Восточной Европы. Именно они лоббируют вступление страны в Североатлантический альянс. В то же время в отношениях с Россией финны по-прежнему придерживаются практического подхода, не торопясь поступаться деловыми связями с российскими коллегами, а также доходами от туризма, ежегодно приносящими в казну 1 млн. евро.

Информационная война и примыкающая к ней война гибридная – не что иное, как пропагандистская кампания в чистом виде. Говорить же о том, что антироссийской позиции придерживается «Запад вообще», неверно, считает главный редактор аналитического бюллетеня РИСИ «Российский вектор» Мария Янгляева. В своем выступлении она привела список наиболее «антироссийски настроенных зарубежных СМИ. Среди тех, которые дали за прошедший год наиболее высокие показатели негатива к России и ее политике, в Великобритании относятся The Financial Times, The Guardian, BBC, во Франции – Le Figaro, LeMonde, Les Echos, в США – Wall Street Journal, The New York Times и The Washington Post, в Германии - Frankfurter Allgemeine, Die Welt, в Польше - Gazeta Wyborcha.

Современная политическая пропаганда часто отличается непритязательностью и грубостью. Это объясняется тем, что для современной аудитории свойственно клиповое сознание, рассчитанное не на чтение и рефлексию, а на восприятие уха и глаза. Уровень журналистики снижается, но публика этого не замечает, поскольку нередко невежественна в вопросах истории, обладает слабыми теоретическими знаниями и мало способна к размышлениям. 

Современная политическая пропаганда часто отличается непритязательностью и грубостью, поскольку рассчитана не на рефлексию, а на восприятие «уха и глаза».

В первую очередь, против внешнеполитических позиций России выступает «мейнстримные» издания англосаксонских стран. В то же время в этих СМИ практически исчезла альтернативная точка зрения. Мы не видим в качественных западных СМИ проявлений частного мнения в диалоге культур. «Показательны изменения, коснувшиеся такого авторитетного издания, как New York Times, ранее предоставлявшего на своих полосах три точки зрения на российскую проблему – положительную, критическую и нейтральную. Теперь в оценке российской позиции на проблемы международной политики в этой газете присутствует только негатив», - заметила М.Янгляева.

«Зарубежные СМИ действуют в интересах Местных политических элит, Тем самым подчиняя внешнюю политику Политике внутренней» (Мария Янгляева)

По словам М.Янгляевой, на первом месте в информационной повестке дня в течение года оставался военный и политический кризис на Украине. В то же время зарубежные СМИ нередко действуют в интересах местных  политических элит. Тем самым внешняя политика подчиняется интересам политике внутренней, и, обращаясь к «российскому фактору» на выборах, в ряде стран кандидаты зарабатывают очки перед избирателями. Тем самым зарубежные СМИ становятся скорее средствами массовой пропаганды, чем информации, и апеллируют к эмоциям, а не к разуму потребителя информации.

Комментируя результаты информационного обеспечения российской позиции в международных делах, и, в частности, в эксперты РИСИ заметили, что отечественные СМИ выиграли сражение на информационном поле, но не всю войну. Информационное противостояние отнюдь не закончено, и поэтому медиа Российской Федерации должны быть готовы к ответам на новые вызовы на внешнеполитическом направлении.



[1] С предыдущим докладом и итогами мониторинга мировых СМИ за 2014 год можно ознакомиться по ссылке: www.riss.ru/images/pdf/articles/doklad-nikolai4uk.pdf.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати