ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Основные факторы российской политики Италии

00:31 17.03.2016 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

В современной системе координат Европейского союза Италии принадлежит особое и во многом противоречивое место, что продиктовано как экономическими, так и чисто политическими обстоятельствами и напрямую влияет на развитие ее отношений с Россией.

Во-первых, речь идет о стране, которую с началом финансово-экономического кризиса в еврозоне относят к группе государств с проблемными экономиками. От состояния дел в которой зависит устойчивость всей зоны и системы единой валюты. При этом соотношение государственного долга Италии к валовому внутреннему продукту остается одним из самых высоких в Европе и в мире в целом. В 2014 году по данному показателю (135%) Италия занимала второе место в ЕС, уступая лишь Греции, (174%). (epp.eurostat.ec.europa.eu)

Во-вторых, Италия является ключевым участником подавляющего большинства энергетических проектов в Европе, в том числе таких приоритетных для европейских политических и бизнес-кругов, как TAP (Трансадриатический газопровод), объявленный в 2013 году после фактического закрытия конкурирующего газопровода Nabucco приоритетным проектом ЕС и призванный согласно планам Еврокомиссии стать ключевым элементом «Южного газового коридора». Среди указанных проектов приоритетными для Евросоюза остается также сооружение «Интерконнектора Турция-Греция-Италия» (ITGI) для транспортировки газа со второй очереди месторождения «Шах-Дениз» в Азербайджане через Грецию и Италию на рынки Евросоюза.

Однако в данном проекте происходят существенные подвижки. Еще к 2007 году в его рамках был сооружен 300-километровый трубопровод из Турции в Грецию пропускной способностью 11,7 миллиарда кубометров в год. Тем не менее, сооружение участка из Греции в Италию застопорилось вследствие конкуренции с вышеупомянутым проектом TAP.

Сложившаяся ситуация вынуждает Италию искать другие варианты обеспечения собственной энергетической безопасности, и этим объясняется ее растущая активность в том числе в вопросах реализации проектов с участием России. Последним свидетельством этому стало подписание 24 февраля 2016 года в Риме меморандума по вопросам поставок российского газа через Черное море в Грецию и Италию. Подписи под документом поставили представители компаний «Газпром», Edison (французская группа EDF) и греческая DEPA, отметившие, что данный документ должен заложить международно-правовую основу для создания «южной трассы поставок российского газа в Европу». Фактически речь идет о реанимации проекта ITGI под двойным названием ITGI- Poseidon, рассчитанного на поставки 8 млрд кубометров газа в год.

По имеющимся данным, еще в сентябре 2006 года Европарламент и Совет ЕС в своем совместном решении зафиксировали поддержку данному проекту на уровне Еврокомиссии в рамках TEN-T - сети трубопроводов, признанных важнейшими для всего Евросоюза. Однако сегодня о том решении в Брюсселе по понятным причинам предпочитают не вспоминать. (biznesalert.pl) Что же касается США, то в настоящее время Вашингтон рассматривает три возможных проекта, преследующих цель не допустить сооружения южного газового коридора с участием России и Италии – это Южнокавказский газопровод (SCP), Трансанатолийский газопровод (TANA) и Трансадриатический газопровод (TAP). Однако для их успешной реализации необходимо наличие трех основных факторов: стабильность в Турции и вокруг нее, достаточные ресурсы месторождений «Шах-Дениз» и подключение к проектам Туркмении. По всем трем направлениям имеются серьезные проблемы, что открывает для российско-итальянского сотрудничества в энергетике дополнительные «окна возможностей». «Данное соглашение - прямая угроза TAP, трубопроводу из Азербайджана через Турцию и Грецию в итальянскую Апулию, детищу бельгийской Fluxys, Bp и Enagas. Попытки достигнуть соглашения между TAP и Poseidon успеха не имели, а теперь со вступлением в игру «Газпрома» поставки российского газа в Италию могут стать реальностью» - так весьма точно охарактеризовало нынешнюю ситуацию вокруг энергетического сотрудничества России и Италии итальянское издание Il Foglio. (ilfoglio.it)

В-третьих, с началом «миграционного кризиса» в Евросоюзе именно Италия приняла на себя первые потоки беженцев и мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока, а итальянский остров Лампедуза сыграл такую же роль в качестве аванпоста ЕС на пути данных потоков, какую сегодня играет Греция. При этом еще в конце 2013 года комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем пригрозила итальянскому правительству лишением финансовой помощи в рамках антикризисных программ вследствие неспособности Рима адекватно решать «проблему Лампедузы». По версии Брюсселя, начатая в октябре 2013 года итальянской стороной программа Mare Nostrum с участием военно-морских и военно-воздушных сил страны создавала дополнительную угрозу судам с нелегальными мигрантами. После того, как в ноябре 2014 года данная операция была свернута, а к патрулированию акватории присоединились суда других стран ЕС и НАТО, критика в адрес Рима стала менее острой, однако проблема разногласий между Еврокомиссией и Италией сохранилась.

Все три вышеперечисленных фактора оказывают все более активное влияние на динамику политических и торгово-экономических отношений Италии и России. Их современное состояние не отвечает потребностям обоих государств, несмотря на то, что Рим, согласно национальной статистике, занимает второе место в Европе и четвертое место в мире по объемам двустороннего товарооборота с Москвой. Данный показатель достиг максимума в 2013 году (10,8 млрд евро). Однако уже в 2014 году, в первую очередь, под влиянием «санкционной войны», объемы торговли упали на 15%. (vestifinance.ru) Вместе с тем, существующие противоречия Италии с ключевыми игроками в структурах ЕС (Германия, Еврокомиссия) делают возможным повышение уровня сотрудничества с Россией.

При этом следует иметь в виду, что реальный политический вес Италии в Евросоюзе не позволяет ожидать от страны активного и самостоятельного выступления за пересмотр и тем более отмену антироссийских санкций в ЕС Этим объясняется та тактика «ползучего ревизионизма» в кулуарах Брюсселя, которую пытается реализовывать Рим в таких сферах, как энергетическое сотрудничество с Россией, заключение двусторонних торгово-экономических соглашений и инициирование общей дискуссии по российской проблематике на саммитах Евросоюза.

Именно таким образом премьер-министр Италии Маттео Ренци поступил в декабре 2015 года, заблокировав автоматическое продление санкций против России под предлогом необходимости обсуждения российских газовых проектов, в частности, «Северного потока-2» и «Южного потока». При этом основной упор итальянской критики был направлен на Германию – являющуюся для Рима в современной ситуации в Евросоюзе ключевым раздражителем. (vestifinance.ru) Кроме того, налицо нарастание разногласий между Италией и Еврокомиссией, поскольку именно последняя заблокировала реализацию проекта «Южный поток», призванного не только повысить уровень энергобезопасности итальянской стороны, но и принести конкретные выгоды национальному концерну Eni и другим заинтересованным участникам. Что же касается России, то сигнал, посланный ей Италией, был сформулирован самим премьером Ренци в интервью итальянским средствам массовой информации следующим образом: «Я полагаю, что этот пакет санкций будет пересмотрен, но не в ближайшие несколько часов, а в ближайшие месяцы». (vestifinance.ru)

Что же касается двустороннего российско-итальянского сотрудничества, то оно развивается и в нынешней «санкционной среде». Согласно имеющейся информации, итальянская бизнес-элита, одновременно с давлением на собственное правительство, намерено использовать для укрепления собственных позиций на российском рынке предстоящий летом 2016 года очередной Петербургский международный экономический форум. В этих целях итальянская сторона изъявила желание стать официальной страной-партнером («страной-гостем») данного форума, а глава правительства намерен впервые принять личное участие в мероприятиях. По словам советника президента России, ответственного секретаря Оргкомитета по подготовке и проведению Петербургского международного экономического форума Антона Кобякова, «статус страны-гостя подразумевает целый комплекс мероприятий». (vestifinance.ru)

В случае с Италией речь идет, в частности, об участии России в ежегодном торгово-экономическом форуме в Вероне, а также открытии Дома Италии на самом Петербургском форуме.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати