ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика, Украина в фокусе

Недружественное окружение для Крыма

20:06 13.03.2016 • Денис Батурин, политолог

9 марта прошло пятое заседание Стратегического совет высокого уровня Украина – Турция. Стратегический совет был создан в 2011 году, общая декларация о его создании скреплена подписями Президента Украины Виктора Януковича и премьер-министра Республики Турции Реджепа Эрдогана. С тех пор, до 9 марта 2016 года, несмотря на четыре заседания, о совете ничего не было слышно, а меж тем задачей совета высокого уровня было - формализация выхода взаимоотношений между Украиной и Турцией на уровень стратегического партнерства.

Смысл и содержание совместной стратегии стран – приоритет военного сотрудничества и координация в противодействию «российской агрессии» - отражен в заявлениях лидеров стран и совместной декларации:

· Президент Украины Петр Порошенко назвал ключевым достижением пятого заседания Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турецкой Республикой решение об углублении стратегического союзничества между Украиной и Турцией, в частности - сотрудничества в сфере безопасности и обороны: «Хотел бы подчеркнуть, что Украина и Турция стремятся объединить свои усилия, руководствуясь не словом «против», а словом «за». Мы объединяем свои усилия за возвращение стабильности в регион. За восстановление уважения к международному праву. За предотвращение дальнейших нарушений прав человека в Крыму, на Донбассе, в Сирии».

· Президент Петр Порошенко заявил, что Украина и Турция будут сотрудничать в рамках международных организаций для «деоккупации Крыма» и возвращения украинского суверенитета над полуостровом: «Мы с господином Президентом высказались за совместные шаги, которые будут направлены на деоккупацию Крыма, и для этого планируем объединить усилия в рамках международных организаций, а также на основе новых международных форматов, включая формат «Женева плюс» с участием гарантов Будапештского меморандума, Турции и Украины». (president.gov.ua).

· Петр Порошенко отметил, что важной составляющей переговоров была экономическая тематика: «Мы договорились активизировать переговоры по заключению Соглашения о свободной торговле и ряд других двусторонних соглашений, включая Соглашение об избежании двойного налогообложения и Соглашение о взаимной защите инвестиций». Турецкой стороне предложено принять участие в приватизационных процессах, которые начинаются в Украине. Украина и Турция также расширят сотрудничество в сфере международных комбинированных, контейнерных перевозок, будут искать другие эффективные логистические решения. По его словам Порошенко, Украина и Турция договорились о расширении участия в двух- и многосторонних проектах в энергетической сфере, расширении сотрудничества в туристической сфере, в том числе и по удешевлению посещения турецких курортов для украинских граждан.

· Также Украина и Турция договорились углублять сотрудничество в вопросах реформирования Совета Безопасности ООН и других многосторонних механизмов с целью обеспечения международного мира и безопасности; способствовать укреплению механизмов региональной безопасности в Черном море; наращивать сотрудничество в контексте общих усилий, направленных на обеспечение международной безопасности, в т.ч. и в рамках НАТО. (unian.net)

· Украина и Турция будут налаживать эффективное сотрудничество правоохранительных и разведывательных органов для борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом (unian.net)

Очень симптоматично, что Стратегический совет высокого уровня стал нужен на фоне превращения Украины в «больного человека Европы», создания в Причерноморье зоны напряженности – конфликт в Сирии, трансформация внешней политики Турции из формата «ноль проблем с соседями» в формат «максимум проблем с соседями», и наконец, блокады Крыма и создания батальона «Крым» при поддержке Турции.

Стоит обратить внимание на один из акцентов в заявлениях Петра Порошенко: «Глава государства подчеркнул, что в составе украинской делегации присутствуют народные депутаты Украины - представители крымских татар - лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров». (president.gov.ua)

«Меджлис» добился «расширенного формата» участия в государственных и международных делах Украины, получил административные и финансовые ресурсы, множество обещаний «после деоккупации» Крыма. Власти Украины откровенно разыгрывают крымскотатарскую карту, используют представителей «меджлиса» в качестве официальных и неофициальных посредников в отношениях с Турцией. Для Украины «меджлис» связующая нить с Крымом. Глава «меджлиса» Рефат Чубаров отметил в своем интервью (gazeta.zn.ua):

· «…в Совместной декларации заседания также прямо указано участие Меджлиса крымскотатарского народа во взаимодействии между Турецким агентством по сотрудничеству и координации при Совете министров Турецкой Республики (ТИКА) с соответствующими ведомствами и региональными властями Украины. Для нас также важно, что Декларация предусматривает оказание помощи крымскотатарским СМИ по развитию сотрудничества в информационной сфере».

· «Турция готова принимать наших выпускников в свои вузы, в военные училища, готовить кадры по разным направлениям, в которых нуждается Украина. Особенно — крымских татар, ранее не имевших такой возможности. Турецкое правительство готово приступить к финансированию строительства тысячи домов для крымских татар, которые вынуждены были покинуть полуостров».

К этому стоит добавить, что граничащая с Крымом Херсонская область, стала территорией особого внимание не только крымскотатарских и украинских активистов, устроивших блокаду Крыма, «серых волков», а, следовательно, и турецких спецслужб, но, по мнению наблюдателей, туда перебрался и ушедший из Крыма турецкий бизнес. Возможно, стратегический партнер Украины намерен активно участвовать в превращении Херсонщины не только в плацдарм, но и в витрину.

Цели стратегического сотрудничества – концентрация на удобном для Турции и Украины крымском направлении. Каждая из стран получает свою выгоду. Украина получает союзника, заявившего о координации действий на международной арене, имеющего влияние на логистику в Причерноморье, возможно - инвестора и кредитора (хотя заявленные суммы пока выглядят смешно для стратегического партнерства), спонсора «меджлиса» и его проектов. Как военно-политическое, так и экономическое сотрудничество с Турцией Украине крайне выгодны - ни на миллитаризацию, ни на реформы и решение экономических проблем ресурсов нет.

Турция получает официальные основы своего присутствия в Северном Причерноморье, возможности присутствия на северных рубежах Крыма (через проекты поддержки крымских татар и инициатив «меджлиса», благодаря соглашению о сотрудничестве разведывательных служб), некоторую компенсацию потери российского рынка (в частности, строительный сегмент), рынок сбыта овощной продукции, рынок сбыта комплектующих, от которых, в частности, отказались российские автопроизводители. Наконец, Украина предложила Турции участвовать в приватизационных процессах.

Турция будет использовать Крым как один из ключевых инструментов своей внешней политики, наряду с Сирией. Турцию устраивал украинский Крым, даже при ситуации базирования Черноморского флота РФ, так как полуостров был территорией экономической и религиозной экспансии, политических игр с участием лидеров «меджлиса», игр и перспективных закладок спецслужб, с участием того же «меджлиса» и при попустительстве украинских спецслужб. 

Сегодня союз Украины и Турции - союз двух парий, которые сошлись на почве противодействия «российской агрессии» и целенаправленно формируют для Крыма недружественное окружение. Крым в открытую заявлен точкой приложения, не только как объект дипломатического воздействия союзников, но и как объект политического, экономического давления и работы спецслужб. Последние новости – этому свидетельство: «В эфире программы «Блокада Крыма», которая выходит каждую субботу в эфире телеканала ATR, вместе с Ленуром Ислямовым присутствовали 25 аскеров из формирующегося батальона имени Номана Челебиджихана». (15minut.org). Представитель «меджлиса» демонстрирует турецким спонсорам перспективность их инвестиционных вложений.

За стратегическим партнерством просматриваются интересы глобальных игроков, заинтересованных в формировании новой линии Керзона вокруг России: «Украина и Турция, объединились не столько против России, сколько в защиту своих интересов, обеспечение которых невозможно без учета интересов и реальной консолидации других государств Черноморского региона. (…) заявка Украины и Турции на региональное лидерство будет поддержана со стороны Румынии, Болгарии и Грузии». (gazeta.zn.ua).

Все это формирует для Крыма недружественное окружение, а для России в целом - серьезные вызовы в Причерноморье. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати