ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Россия - Индия: новые форматы давнего партнерства

20:39 16.02.2016 • Г. Ивашенцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол

Индия для россиян - давний добрый партнер. На протяжении многих лет СССР и Индия были едва ли не союзниками и сотрудничали практически во всех сферах человеческой деятельности.

Как дело обстоит сегодня? Ведь перемены, произошедшие за последнюю четверть века и в нашей стране, и в Индии, и в целом на международной арене, не могли не привнести в российско-индийские отношения новые нюансы и акценты.

Успехи и проблемы сегодняшней Индии

Начатые в 1991 году экономические реформы сделали индийскую экономику одной из самых динамично развивающихся в мире. Успешно решена поставленная в 2000 году задача удвоить доход на душу населения к 2010 году. Сейчас цель - вновь удвоить подушевой доход к 2020 году. По величине валового внутреннего продукта (ВВП), рассчитанного по паритету покупательной способности, Индия занимает третье место в мире после Китая и США (7,4 трлн. долл. в 2014 г.)1, по числу находящихся в пользовании мобильных телефонов - 1 миллиард2 и пользователей Интернета - 354 миллиона3 опережает США, уступая только Китаю.

Сегодняшняя Индия - это страна, собственными усилиями создавшая ядерное оружие и реакторы для атомных электростанций, запустившая спутник на орбиту Марса и разрабатывающая полеты космонавтов на отечественных космических кораблях. Быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли, особенно информационные технологии. IT-сегмент индийской экономики составляет от 80 до 90 млрд. долларов. На Индию сегодня приходится порядка 18,5% мирового рынка программных продуктов4. Прорыв Индии в сфере информационных технологий и ее превращение на этой основе в площадку для аутсорсинга - в 2015 году экспорт программного обеспечения из Индии оценивался в 112 млрд. долларов, или 8% ВВП страны5, - позволяют ей занять свою нишу в мировой экономике, равно как и верить в собственную способность извлечь выгоды из экономической глобализации.

Несмотря на внушительные экономические успехи, есть, однако, немало проблем, которые сдерживают поступательное развитие страны. И это не только зависимость от импорта сырой нефти, дефицит электроэнергии и ограниченность водных ресурсов.

Экономический подъем обострил в стране социально-экономическое неравенство. При том что численность среднего класса в Индии сегодня достигает 300 млн. человек6, число долларовых миллионеров в 2014 году составило 250 тыс. человек - рост на 27% с 198 тыс. человек годом ранее и оценке, что к 2018 году эта цифра вырастет до 437 тысяч и удвоится к 2023 году7, а по числу долларовых миллиардеров, которых в стране сегодня 97 человек с общим состоянием 266 млрд. долларов8, Индия обогнала США и Китай, доходы двух третей индийцев ниже установленной ООН черты бедности - 1,25 долларов в день(«The Hindu». 24 July 2013), 35,2% индийцев неграмотны9, а 9,6%, или 116 млн. человек, не имеют работы10.

Перемены в Индии. Политический индуизм

В 2014 году произошла смена политических сил, стоящих у власти в стране. Внушительную победу на парламентских выборах одержала Бхаратия джаната парти (БДП), или Индийская народная партия (так ее название переводится на русский язык), основой идеологии которой служит Хиндутва - национализм, основанный на религиозных традициях индуизма.

Успеху БДП и ее лидера Нарендры Моди, занявшего пост премьер-министра Индии, способствовал целый ряд факторов объективного и субъективного характера. Представляется, что обращение к индуистскому фундаментализму для составляющих более 80% населения Индии последователей индуизма прозвучало  своего рода ответом на усиление проявлений исламского радикализма в сопредельных Индии регионах, да и в мусульманской общине самой Индии, занимающей по численности мусульманского населения третье место в мире после Индонезии и Пакистана.

Но главную роль, судя по всему, сыграло то, что в последние годы развитие индийской экономики начало буксовать - прирост ВВП, составлявший 7-8% на протяжении всех нулевых лет, постепенно сократился до 4,7% в 2013-2014 финансовом году11. Для решения стоящих перед страной задач Индии был нужен новый человек, способный исправить такое положение как за счет свежих идей, так и административного опыта. И такой человек капитанами индийского бизнеса был найден в лице харизматичного Н.Моди, который за 13 лет пребывания на посту главного министра штата Гуджарат сделал его экономически наиболее успешным в Индии. Именно крупный национальный капитал выступил главным спонсором избирательной кампании партии БДП и лично Н.Моди с расчетом на то, что он распространит приобретенный в Гуджарате удачный опыт на всю Индию.

Став во главе правительства Индии, Н.Моди решительно взялся за дело. Был инициирован развернутый комплекс амбициозных программ развития страны, прежде всего кампания «Делай в Индии» (Make in India), нацеленная на превращение Индии в мировой производственный цех по аналогии с Китаем.

«Делай в Индии» дополняется программами «Квалифицированная Индия» (Skilled India), предусматривающая профессиональную подготовку кадров современной экономики, «Цифровая Индия» (Digital India), согласно которой планируется подключить к Интернету 250 тыс. деревень (по данным на 2011 г., всего их в стране 641 тыс.) и снабдить доступом к Wi-Fi столько же школ к 2019 году12, «Умные города» (Smart Cities), по которой в стране, страдающей от перенаселения, должны быть возведены с нуля около 100 высокотехнологичных городов, «Индийский стартап» (Startup India), программа, освобождающая от налогов на три года все стартапы, созданные после 1 апреля 2016 года, и значительно упрощающая регистрацию компаний и их взаимодействие с государственными органами, «Чистая Индия» (Clean India) и т. д.

Напористая внешняя политика

Приход к власти индусских националистов не изменил направлений внешней политики Индии - по ее главным вопросам между ведущими индийскими политическими партиями уже более полувека существовует определенный консенсус. Вместе с тем международной деятельности Индии были приданы большая уверенность и напористость.

«Сегодня Индию воспринимают как мощную, наиболее динамично развивающуюся экономику мира, - подчеркивал Н.Моди в своем интервью ТАСС и «Российской газете» в декабре 2015 года в канун своего визита в Москву. - Если XXI век - это век Азии, то роль Индии еще больше возрастает»13.

Индия изначально ставила перед собой задачу войти в число ведущих держав мира. Вопрос, однако, был в том, что продолжительное время Индия могла подкрепить свои выступления на меж-дународной арене лишь моральным авторитетом и поддержкой дружественных ей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Для вхождения в «высшую мировую лигу» требовались мощные экономический, научно-технический и военный потенциалы. К началу XXI века Индия это обрела.

Видный индийский политолог Ч.Раджа Мохан пишет о трех концентрических кольцах, на которые делит мир большая стратегия Индии14. Первое кольцо охватывает ее непосредственных соседей. Второе - включает в себя так называемое расширенное соседство в Азии и вдоль побережья Индийского океана. Третье кольцо представляет собой всю мировую арену.

В этих условиях Н.Моди продолжает многовекторную политику предыдущих правительств. Под его руководством Индия поддерживает дружественные отношения со странами Запада, прежде всего с США, не приемля, однако, западного глобализма, продолжает стратегическое взаимодействие с Россией и Китаем, укрепляет сотрудничество в рамках БРИКС и создает новые партнерства, присоединившись в 2015 году к Шанхайской организации сотрудничества.

Раздел Южноазиатского субконтинента по религиозному принципу (сначала на Индию и Пакистан в 1947 г. затем на Индию, Пакистан и Бангладеш в 1971-м) привел к непрекращающемуся конфликту с Исламабадом и внутренним противоречиям между индусами и мусульманами. Он также физически отделил Индию от исторически связанных с ней стран, таких как Афганистан, Иран и государства Юго-Восточной Азии. Появление откровенно исламского пакистанского государства создало особенно глубокие проблемы для участия Нью-Дели в делах Ближнего Востока. Индия не только была оторвана от своих естественных рынков и культурно-родственных территорий, но и оказалась жестко ограниченной в свободе политического маневра во всех трех концентрических кольцах.

Нью-Дели ведет напряженную работу, дабы изменить отношения с непосредственными соседями, а также найти и восстановить позиции в «ближнем зарубежье» - в Центральной и Юго-Восточной Азии, в регионах Персидского залива и Индийского океана. Этому способствует и деятельное участие Индии в работе Регионального форума АСЕАН, Восточноазиатского саммита, Шанхайской организации сотрудничества.

Индия - Пакистан

Обращает на себя внимание настойчивость, с которой Н.Моди показывает свою готовность к диалогу с Пакистаном. Ставка при этом делается на личные контакты с премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. Так, Н.Моди провел встречу с Н.Шарифом «на полях» саммитов БРИКС и ШОС в Уфе летом 2015 года, а в конце года после поездки в Россию и Афганистан по пути в Индию совершил необъявленную ранее остановку в пакистанском Лахоре, чтобы поздравить премьер-министра Пакистана с днем рождения. Это был первый визит главы индийского правительства в Пакистан с 2004 года.

Индия - Китай

Отношения с Китаем играют большую роль во внешней политике Индии. За последние 30 лет экономика Китая выросла почти в десять раз, существенно обогнав экономику Индии не только по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности: в 2014 году в Китае - 18,0 трлн. долларов, в Индии - 7,4 трлн. долларов15, но и по соответствующему показателю на душу населения: в Китае - 13,2 тыс. долларов, в Индии - 5,8 тыс. долларов16.

Это порождает беспокойство в Индии. Как поведет себя в дальнейшем быстрорастущий Китай и не ущемят ли его действия интересы Индии? Станет ли Китай перестраивать под себя миропорядок, как это сделали США после Второй мировой войны, или будет полагаться на существующую систему безопасности и другие структуры, которые до сих пор успешно служили его росту?

Многие считали, что конфликт между двумя бурно развивающимися азиатскими державами неизбежен. Однако благодаря обоюдным усилиям, напряженность, отличавшая отношения между Нью-Дели и Пекином с конца 1950-х вплоть до 1970-х годов включительно, похоже, осталась в прошлом. Ширится двусторонняя торговля: если в начале 1990-х ее объем составлял менее 200 млн. долларов, то в 2015 году он оценивается в 80 млрд. долларов17. Наряду с Европейским союзом и США, Китай сегодня выступает крупнейшим торговым партнером Индии.

Свой весомый личный вклад в укрепление индийско-китайских отношений внес и премьер-министр Индии Н.Моди. В ходе его триумфального визита в Китай в мае 2015 года были подписаны 24 соглашения на сумму 10 млрд. долларов18. Наиболее значимые направления сотрудничества - развитие возобновляемых источников энергии, черная металлургия, электронная коммерция.

Нью-Дели сотрудничает с Китаем и с той целью, чтобы нейтрализовать его участие в конфликтах между Индией и Пакистаном, а также другими менее крупными соседними странами. Не секрет, что соседи Индии по субконтиненту нередко разыгрывали китайскую карту против Нью-Дели. Сейчас же Пекин все чаще избегает становиться на ту или иную сторону в спорах с участием Индии, по мере того как роль последней возрастает в экономической жизни и вопросах региональной безопасности.

Индия, Китай и Индийский океан

Индийцы традиционно считают Индийский океан определяющим фактором в политике страны и, более того, в исторической судьбе Индии. В этой связи индийские эксперты полагают, что в восточной части Индийского океана Индия должна более динамично укреплять связи с Мьянмой, Индонезией, Сингапуром, Малайзией, Вьетнамом и Австралией, что может потенциально составило бы своеобразное «бриллиантовое ожерелье» дружественных Индии стран. Однако при этом публично подчеркивается, что это не должно быть прикрытием для создания антикитайского альянса. Н.Моди стал первым премьер-министром Индии с 1981 года, который посетил Сейшельские острова. Во время визита на Сейшелы и Маврикий в марте 2015 года он высказался за развитие Ассоциации побережья Индийского океана (Indian Ocean Rim Association), которая включает страны Южной Аравии, Восточной Африки, Малайзию и Индонезию, Индию, Австралию и Иран.

Индийский океан представляет собой крайне неблагополучный регион с точки зрения глобальной безопасности. Наращивание военно-морских сил каждой отдельно взятой державой под предлогом защиты своих экономических интересов и борьбы с общим врагом (например, пиратами) вызывает естественные подозрения у других заинтересованных сторон, которые видят в усилении военного присутствия стран-конкурентов угрозу своим собственным интересам.

Вашингтон старается навести мосты военного сотрудничества и с Индией, активно нагнетая в индийских политических, военных и общественных кругах страхи по поводу возможной китайской экспансии в район Индийского океана с целью окружить Индию. Последняя, однако, избегает демонстративного взаимодействия с ВМС США и их союзниками в Индийском океане и за его пределами. Притом что в долгосрочном плане Индия не заинтересована в широком китайском присутствии в Индийском океане, Нью-Дели не хотел бы вступать на этот счет в какое-либо прямое противостояние с Пекином, по морским вопросам у него с Китаем нет разногласий.

Китай, в свою очередь, настойчиво проводит мысль, что в отношении Индийского океана, как и на других направлениях, он преследует прежде всего экономические цели. Пекин провозгласил концепцию «Морского Шелкового пути» в Индийском океане в дополнение к предложению создать экономическую зону Великого шелкового пути, проходящего по суше.

В первоначальном плане развитие «Морского Шелкового пути» означало совместную работу по развитию морской инфраструктуры, прежде всего портов, применительно к государствам АСЕАН. Последующее обращение китайских руководителей к этой теме в диалоге с руководителями стран Южной Азии - Шри Ланки, Индии и других показало, что в понимании Пекина «Морской Шелковый путь» представляет гораздо более масштабный проект, охватывающий пространства как Тихого, так и Индийского океанов. Западные пропагандисты сразу же отреагировали тезисом о том, что через «Морской Шелковый путь» китайцы стремятся поставить под контроль своих ВМС порты от Южно-Китайского до Аравийского морей.

Как важнейшее государство региона Индийского океана, Индия, уверенно наращивающая экономическую мощь, способна внести весомый вклад в становление «Морского Шелкового пути» в том, что касается развития инфраструктуры, торговли, финансов и контактов между людьми. Позиция Индии по «Морскому Шелковому пути» неизбежно сказалась бы и на подходах таких индоокеанских стран, как Шри Ланка, Мальдивы, Маврикий и Сейшелы.

Индия, однако, пока не поддержала этот проект. Вместе с тем многие индийские эксперты выступают за сотрудничество с Китаем в налаживании «Морского Шелкового пути». «Участие в подобной глобальной инфраструктурной инициативе дало бы нам великолепную возможность подключиться к различным транспортным путям и содействовало бы осуществлению проекта «Делай в Индии» - пишет журнал «Свараджья»19. «Более того, - добавляет Гитанджали Натарадж, ведущий сотрудник исследовательского центра «Observer Research» в Нью-Дели, - если Индия откажется стать участником «Морского Шелкового пути», а остальные южноазиатские государства и страны - члены АСЕАН этот проект поддержат, Индия окажется в изоляции»20.

Ставка на диаспору

Рывок в экономическом развитии Индии требует сотрудничества с передовыми промышленными странами, так как именно у них она может заимствовать технологические, управленческие и даже финансовые ресурсы. И подобно Китаю, сделавшему упор в получении таких ресурсов на зарубежных китайцев - хуацяо, Н.Моди - в отличие от своих предшественников на посту главы правительства Индии - обратил пристальное внимание на индийскую диаспору за границей.

Это резонно. Члены индийской зарубежной диаспоры, существующей в 130 странах и насчитывающей более 27 млн. человек21, отличаются высокими доходами, высоким образовательным уровнем, заметной ролью в научно-технической сфере в странах расселения, политическим и общественным влиянием. Если взять наиболее показательную индийскую общину в США, численность которой в 2013 году составляла 3,1 млн. человек, или 1% населения США22, то по подушевому доходу ее члены опережают все другие этнические общины этой страны. В 2010 году ежегодный подушевой доход проживающего в США индийца составлял 37 931 доллар по сравнению с 26 708 долларами в среднем по США23. Доля индийцев среди практикующих врачей составляет в США 38%, в науке 12%. Выходцы из Индии занимали посты губернаторов штатов, в частности Луизианы и Южной Каролины, избирались членами Конгресса США.

Индийцы служат управляющими директорами целого ряда базирующихся в США и других странах транснациональных компаний, как, например, «GlobalFoundries» (ведущая мировая компания по производству полупроводниковых интегральных микросхем), «Berkshire Hathaway Insurance» (ведущая страховая компания США), «Harman Industries» (крупнейший мировой производитель звуковой аппаратуры), MasterCard (международная платежная система), «Reckitt Benckiser» (мировой производитель товаров для дома, средств по уходу за здоровьем и личной гигиены), «Adobe Systems» (ведущий производитель программного обеспечения для графического дизайна, публикации, веб и продукции печати), «PepsiCo» (пищевые продукты), «Google» ( крупнейшая поисковая система Интернета), «Microsoft» (производство программного обеспечения). Окончивший в 1989 году Бенаресский индусский университет Никеш Арора, который прежде работал в «Google», ныне с годовым окладом 132 млн. долларов управляет крупнейшей японской телекоммуникационной и медиакорпорацией «SoftBank»24. Уроженец небольшого городка Джалпайгури в Западной Бенгалии Сума Чакрабарти занимает пост президента Европейского банка реконструкции и развития.

Зарубежная индийская диаспора сохраняет самые тесные связи с Индией. Характерное отличие индийцев, осевших за границей, - это сохранение вокруг себя особого «индийского мира», в котором, например, практически исключено вступление в смешанные браки - женихов и невест члены зарубежной индийской диаспоры обычно подыскивают в Индии, воскресные приложения всех индийских газет наполнены соответствующими объявлениями. Зарубежные индийцы активно поддерживают оставшихся в Индии родных и близких, денежные переводы которым ныне достигают 70 млрд. долларов в год25, что составляет порядка 3,5% ВВП Индии, превышая объем прямых иностранных инвестиций.

Согласно идеологии Хиндутвы, Индия служит центром «Индусского мира» и члены индийской зарубежной диаспоры во многом разделяют эти подходы. Неслучайно поэтому, что повсюду, где побывал с визитами за время своего премьерства Н.Моди, его встречи с представителями индийской диаспоры - будь то на стадионе Уэмбли в Лондоне, в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке, на крикетном стадионе в Дубаи, в Торонто, Куала-Лумпуре, Париже или на Сейшельских островах - превращались в своеобразные шоу, получившие название «модимания», в ходе которых тысячи людей непрерывно выкрикивали: «Моди! Моди! Моди!»

В своем обращении к зарубежной индийской диаспоре нынешнее индийское руководство, с одной стороны, рассчитывает, что диаспора сможет стать источником инвестиций и высоких технологий для индийской экономики. С другой - оно намерено превратить диаспору в инструмент влияния на политику и экономику других стран, прежде всего США.

Индия - США

Свои расчеты на зарубежных индийцев, как на приводной ремень в отношениях с Индией, строит и Вашингтон. Показательно в этом плане назначение в октябре 2013 года помощником госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии этнической индианки Ниши Десаи Бисвал, а в сентябре 2014 года - послом США в Индии этнического индийца Р.Вермы.

Для Индии всегда был показателен независимый курс в международных делах. Однако после распада СССР и изменения расстановки сил на международной арене она начала деятельно наводить мосты с США. Прежде, в течение десятилетий, индийско-американские отношения характеризовались неустойчивостью и нестабильностью. США не рассматривали Индию как влиятельное государство. Неприятие Вашингтона вызывала и проводимая Индией политика неприсоединения, направленная на неучастие в военных блоках, возглавляемых США и СССР, и на противодействие ущемлению Западом интересов развивающихся стран. После проведенных Индией в 1998 году ядерных испытаний США остановили оказание помощи Индии, проголосовали против предоставления ей кредитов Всемирным банком и Азиатским банком развития и призвали другие государства последовать их примеру.

Вместе с тем уже во время визита Б.Клинтона в Индию в марте 2000 года в американо-индийских отношениях произошли заметные изменения. В 2001 году с приходом в Белый дом Дж.Буша-мл. Вашингтон впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия - как возможный противовес Китаю в Азии.

Индия с ее быстро растущей экономикой представляла собой огромный рынок, в том числе и в области гражданской ядерной энергетики. В декабре 2006 года Дж.Буш-мл. подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике. По своей сути, закон отменил проводимую десятилетиями политику Вашингтона в ядерной сфере, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. И это при том, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и испытала такое оружие в 1974 и 1998 годах. После подписания закона тогдашний премьер-министр Индии М.Сингх заявил, что этот документ свидетельствует о выходе Индии на мировую сцену «в качестве державы, с которой будут считаться»26.

С 2005 по 2014 год торговый оборот между Индией и США вырос с 35 млрд. долларов до 105 млрд. долларов. В 2001 году Вашингтон снял ограничения (по сути - эмбарго) на поставку американских вооружений Индии. С тех пор объем оружия и боевой техники, поставленных из Соединенных Штатов в Индию, составил более 10 млрд. долларов27.

Растет объем взаимных инвестиций. Прямые американские инвестиции в Индии в 2012 году составили 28,4 млрд. долларов, показав рост на 15,3% по сравнению с 2011 годом28. В свою очередь, индийские инвестиции в США достигают 15 млрд. долларов29.

Россия - Индия

Не будем скрывать, что основными игроками на мировой арене новая индийская элита рассматривает сегодня, с одной стороны, США, пока еще сохраняющие экономическое и военно-техническое преобладание над остальными странами, а с другой - неуклонно наращивающий свою мощь Китай. В силу понятных причин вряд ли стоит индийцев за это осуждать. Мало кто станет отрицать, что по международному влиянию современная Россия - это не прежний Советский Союз.

Вряд ли стоит говорить и об участии Москвы в некоей «борьбе за Индию». Сегодняшняя Индия - самодостаточная величина на глобальной арене, где она руководствуется собственными устремлениями, которые в том или ином конкретном случае могут совпадать или расходиться с устремлениями США, России или Китая. Исторически, однако, получилось так, что интересы Индии в глобальном и региональном масштабе чаще совпадали и совпадают с интересами России, а не других великих держав. И для Москвы, и для Нью-Дели двусторонние российско-индийские отношения имеют самостоятельную ценность.

Схожесть задач

Россия и Индия - при сохранении за каждым государством яркой самобытности - стоят перед решением многих схожих проблем как во внутреннем, так и международном плане. В первом случае, например, речь идет о необходимости обеспечить межнациональную и социальную гармонию в рамках многомиллионных, многоэтнических и многоконфессиональных государств. На примере Кашмира и Чечни две наши страны лучше и прежде других познали то зло, которое несут народам агрессивный национализм, религиозный экстремизм, терроризм и сепаратизм. Во втором - о противодействии попыткам установить диктат Запада в мировых делах, о задаче построения демократического полицентричного международного порядка, который гарантировал бы каждому государству - на Западе и Востоке, Севере и Юге - мир, безопасность, справедливость, развитие. С учетом международного веса России и Индии сегодня нельзя представить, чтобы какие-то мировые вопросы решались без их участия.

Для России и Индии характерны близость или совпадение позиций по большинству проблем, стоящих сегодня перед миром, - будь то ликвидация очагов локальных конфликтов, прежде всего в сопредельном двум странам пространстве, или борьба с международным терроризмом, трансграничным наркобизнесом и другой преступностью.

Две наши страны объединяет и то обстоятельство, что в каждой из них приверженцы ислама составляют вторую по численности конфессиональную общину. Давняя причастность России и Индии к исламской истории, их географическое соседство с ведущими исламскими государствами предопределяют и особое место двух стран в том, что касается острейших вопросов, волнующих сегодня исламский мир, их особую роль в решении проблем, связанных с Ближним Востоком.

Чем Индия важна для России

С Индией - в отличие от США, западноевропейских государств и Китая - у нашей страны никогда не было, нет и не просматривается на будущее конфликта интересов. Повышение роли дружественной Индии в международных делах, будь то в глобальном плане или применительно к Ближнему, Среднему и Дальнему Востоку - с учетом наличия во всех этих регионах весомого экономического присутствия Индии и многочисленной индийской общины, - объективно снижало бы остроту внешнеполитических вызовов для России.

Индия традиционно с пониманием относится к действиям нашей страны на международной арене. В советское время Нью-Дели не осудил ввод советских войск в Афганистан, сейчас он не примкнул к хору осуждающих присоединение Крыма к России и поддержал российскую позицию по Сирии. В нынешней ситуации, когда против России действуют санкции, дружественный нейтралитет Нью-Дели имеет особое значение. Индия всегда категорически выступает против любых санкций и заявляет, что никогда санкции против России не поддержит. Декабрьский визит в Москву премьер-министра Н.Моди, его партнерские беседы с Президентом В.Путиным и подписанные в ходе визита новые крупные соглашения - очередное подтверждение того, что изоляция России, о которой любят говорить на Западе, провалилась.

Двустороннее российско-индийское взаимодействие по ключевым международным вопросам подкрепляется их работой в рамках «тройки» (Россия - Индия - Китай) и «пятерки» (Бразилия - Россия - Индия - Китай - Южная Африка), члены которой ведут дело к ее постепенной трансформация в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики. Москва поддержала присоединение Индии к Шанхайской организации сотрудничества и постоянно подтверждает свою линию на предоставление Индии места постоянного члена Совета Безопасности ООН, а также на ее вступление в форум АТЭС. В.Путин и Н.Моди в декабре прошлого года в Москве обсуждали и вопрос о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Индией. Обе стороны поддержали скорейшее завершение проекта доклада Совместной исследовательской группы, посвященного целесообразности данного соглашения. Индия сохраняет свое важное значение и как потенциально емкий рынок для российской промышленности.

Индийский опыт может помочь решить
российские проблемы

У нас много говорят о необходимости заимствования передового иностранного опыта. Едут за опытом в США, Западную Европу, Японию, Южную Корею. Не едут только в Индию. А ведь индийский опыт мог бы гораздо в большей степени, чем любой другой, помочь в решении целого ряда проблем, которые остро стоят сегодня перед нашей страной и нашим обществом. Вот лишь несколько перспективных направлений.

Индия, как и Россия, - федеративное государство. Предусмотренное Конституцией Индии разделение полномочий центральных и местных властей наглядно подтвердило свою эффективность на протяжении более 60 лет. К сожалению, никто из творцов нашего Основного закона, списанного в 1993 году практически под копирку с французского, Конституцию Индии наверняка даже не смотрел. А там множество интересных моментов, адаптация которых к российским условиям могла бы предотвратить не один внутрироссийский конфликт.

Взять, к примеру, такой насущный для России вопрос, как армейская реформа и создание профессиональных вооруженных сил. У распорядителей российских финансов постоянный аргумент: профессиональная армия - слишком большая роскошь для России. Но Вооруженные силы Индии, кстати, по численности и боевой мощи - третьи или четвертые в мире, сформированы из контрактников. Может быть, стоит изучить, как индийский бюджет выдерживает подобные расходы.

В начале 1990-х годов наши страны практически одновременно приступили к экономической либерализации. ВВП Индии с тех пор дважды удвоился. Реформы в Индии не носили характера «шоковой терапии». Там не было, например, обвальной приватизации предприятий госсектора. Был сохранен государственный контроль над банковской системой. В собственности государства остались энергетика и военно-промышленный комплекс. Примечательно, что из семи индийских компаний, входящих в список крупнейших компаний мира Fortune Global 500,  лишь две относятся к частному сектору, пять - компании госсектора30.

На что делает ставку Индия

Нью-Дели неизменно подчеркивает свою установку на «привилегированное стратегическое партнерство» с Россией. И этому достаточно оснований - глобального и регионального порядка.

Для Индии неприемлем однополюсный мир, ибо она сама стремится стать одним из мировых лидеров в качестве ведущей силы, пусть на первом этапе на пространстве от Суэца до Сингапура. Наиболее важные и сложные вопросы внешней политики Индии касаются отношений с Китаем и Пакистаном, с которыми страна имела в прошлом военные конфликты. Индия заинтересована в том, чтобы Ближний Восток и Центральная Азия были свободны от экстремизма и терроризма, в том числе в плане доступа к энергетическим ресурсам этих регионов. В Нью-Дели сознают, что все эти вопросы нельзя решить без участия России.

Но дело не только в этом. Несмотря на все свои нынешние проблемы, наша страна - не только ведущий мировой поставщик нефти и газа, она сохраняет мощный военно-промышленный комплекс, высокоразвитую атомную энергетику, передовые позиции в освоении космического пространства, энергетическом машиностроении и авиастроении. Во всех этих областях Индия решительно заинтересована сотрудничать с Россией.

Возьмем, например, провозглашенную Н.Моди в прошлом году программу «Делай в Индии», призванную привлечь в страну инвестиции и новейшие технологии, создать рабочие места и ускорить развитие экономики. США и Евросоюз, несмотря на все дружелюбные улыбки и рукопожатия, не торопятся передавать Индии свои ноу-хау. В этих условиях Россия, по существу, стала первой страной, которая на практике реализует политику «Делай в Индии». Хрестоматийный тому пример - производимые в Индии совместным предприятием «БраМос Аэроспейс» крылатые ракеты «БраМос», которые по многим показателям не имеют аналогов в мире. На заводах индийской госкорпорации «Хиндустан Аэронотикс лимитед» российские и индийские специалисты вместе собирают истребители Су-30МКИ, которые служат опорой национальных ВВС. На юге страны с конвейера сходят изготавливаемые также на лицензионной основе танки Т-90.

Продвигаются вперед работы по проектам совместного моделирования и производства истребителя пятого поколения, а также многофункционального транспортного самолета. Российская сторона согласилась производить в Индии в сотрудничестве с индийскими партнерами средние вертолеты Ми-17 и легкие Ка-226, а российский концерн «Алмаз-Антей» договорился с индийской компанией «Reliance Defence Limited» о сотрудничестве в сфере создания ракет ПВО. Индийская сторона рассчитывает на определенном этапе получить возможность производить у себя и атомные реакторы по российской технологии. В Совместном заявлении, принятом по итогам декабрьского визита Н.Моди в Москву, говорится о договоренности сторон активно работать в интересах локализации производства в Индии атомных энергоблоков в рамках программы «Делай в Индии». Обсуждаются и другие весьма перспективные предложения.

Энергетика

Стратегическое значение для Индии имеет сотрудничество с Россией в области энергетики. По отдельным прогнозам, потребление энергии в стране в ближайшие 10-15 лет более чем удвоится, сделав Индию к 2025 году третьим крупнейшим импортером нефти. Уже сегодня Индия - четвертый в мире крупнейший импортер газа. Прогнозируется, что к 2020 году потребности в газе будут оцениваться в 64-70 млрд. кубометров ежегодно, причем, как и сегодня, около 70% этого объема Нью-Дели вынужден будет покупать31.

Вот почему Индия по-крупному инвестирует в разработку энергетических ресурсов России. Долевое участие Индийской государственной нефтегазовой корпорации (ONGC) в проекте «Сахалин-1» (1,7 млрд. долл.) - одно из самых весомых капиталовложений Индии за рубежом. ONGC также активно разрабатывает богатое нефтегазовое месторождение в Томской области.

Сейчас Россия предлагает Индии совместную разработку углеводородов в Сибири и Арктике, а также участие в газовых проектах на месторождении «Сахалин-1», где, в частности, рассматривается возможность строительства второй очереди завода по сжижению природного газа. Имели место переговоры об участии индийских компаний в проектах по сжиженному природному газу на полуострове Ямал и на Гыданском полуострове.

Это сотрудничество отвечает и интересам России. В условиях введенных против нашей страны санкций западные компании, та же «Exxon Mobil» - стратегический партнер «Роснефти» - не имеют юридической возможности участвовать в новых  проектах. В то же время у индийской ONGC амбициозные планы по работе за рубежом, где она намерена вдвое увеличить добычу к 2018 году, почти в шесть раз к 2030 году и готова потратить до 180 млрд. долларов для достижения этих целей32. Индия - один из немногих рынков за пределами Северо-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай), где российский СПГ в принципе может быть конкурентоспособен. Поэтому приглашение индийских компаний во все новые российские СПГ-проекты от Ямала до Сахалина вполне резонно. Индия, естественно, не сможет заменить западные компании в технологическом плане, но способна принять участие в их финансировании.

Что касается атомной энергетики, то Россия сегодня - единственное государство, строящее в Индии атомные электростанции. Это важное решение в пользу страны, не входящей в Договор о нераспространении ядерного оружия, было принято Россией в силу того, что она доверяет Индии и ценит партнерство с ней. Первый блок АЭС «Куданкулам» на сегодняшний день - самый мощный в Индии и соответствует наиболее современным требованиям безопасности. Кроме того, тариф на электроэнергию, действующий на АЭС «Куданкулам», почти в два раза ниже, чем те, которые заложены в американские проекты, предлагаемые к реализации на индийской территории33. Н.Моди заявил, что темпы взаимодействия в ядерной энергетике растут, учитывая подвижки в планах строительства 12 российских реакторов на двух площадках. В Совместном заявлении по итогам визита премьер-министра Индии в Москву стороны «приветствовали прогресс в вопросе выделения второй площадки в Индии для шести дополнительных реакторов».

Военно-техническое сотрудничество

Индийцы делают важную ставку на уникальный во многом вклад сотрудничества с Россией в реализацию своей военно-политической доктрины. Сегодня доля советского/российского оружия составляет, по разным оценкам, от 60 до 80% всего вооружения индийских ВС. Только в 2014 году Россия направила в Индию вооружений и военной техники на сумму 4,7 млрд. долларов, 28% всех российских поставок34.

Индия вряд ли бы позволила этой зависимости достичь такого уровня, если бы она не оценивала свои отношения с Россией со стратегической точки зрения. Когда после распада СССР российский оборонный комплекс оказался в очень стесненных обстоятельствах, Индия облегчила ситуацию, сделав крупные оборонные заказы. В каком-то смысле Индия даже подтолкнула российский оборонный комплекс к модернизации, заказывая оборудование с очень высокими техническими требованиями.

Наиболее крупная сделка России и Индии в военно-технической сфере на данный момент - поставка в Индию в 2013 году авианосца «Викрамадитья» (бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). С 2012 года на вооружении индийских ВМС находится российская атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (Chakra), которую Индия получила по лизинговому контракту 2004 года35.

Не так давно Н.Моди объявил в стране о новой программе развития ВС Индии, масштабы которой оцениваются в 150 млрд. долларов36. Поскольку Индия давно закупает вооружение в России, то, вероятнее всего, большая часть контрактов может достаться именно российскому ВПК. Список возможных контрактов, обнародованный индийскими СМИ,  предполагает приобретение вертолетов Ка-226Т и зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф», а также аренду второй российской атомной подлодки. Общая сумма предполагаемых закупок оценивается в 7 млрд. долларов37.

Торговля

Явно слабое звено двусторонних отношений - низкий объем торгового оборота между Россией и Индией. В 2014 году он был ниже 10 млрд. долларов38, что до неприличия мало для стратегических партнеров такого калибра. Весьма ограничено и инвестиционное сотрудничество. Сосредоточенные в нефтегазовой и фармацевтической отраслях, индийские инвестиции в России на конец 2013 года составляли около 8 млрд. долларов, а российские инвестиции в Индии, направленные в основном в развитие атомной энергетики и технологий, а также в транспортную сферу, едва превышают 3,6 млрд. долларов39. Причины просты - целые отрасли индийской экономики, особенно в современных секторах частного сектора, не имеют связей с Россией, поскольку еще с советских времен крупные торговые и инвестиционные соглашения с обеих сторон, как правило, заключались между государственными компаниями.

В последние годы произошли, однако, определенные подвижки с выходом российских компаний на индийский частный сектор. Показателен пример компании - оператора мобильной связи «Система Шьям телесервисес лимитед» (Sistema Shyam Teleservices Ltd., SSTL). Эта компания, созданная в Индии в 2008 году российской АФК «Система» и индийской «Шьям груп» (Shyam Group) и работающая под брендом «МТС», имеет сегодня более 10 млн. абонентов в 450 городах Индии40. В июле 2015 года «Роснефть» и частная индийская корпорация «ЭССАР» заключили контракт на поставку в Индию 100 млн. тонн нефти в течение десяти лет. Тогда же был подписан документ о вхождении «Роснефти» в уставной капитал принадлежащего «ЭССАР» нефтеперерабатывающего завода в городе Вадинаре41, куда поступает российская нефть.  Российская компания с государственным участием АЛРОСА начала поставку российского алмазного сырья индийским компаниям - огранщикам бриллиантов. Россия - крупнейшая в мире алмазодобывающая страна, 27% мировой добычи, а Индия - лидер в области огранки бриллиантов, 65% производства. Почти половина поставок российского сырья приходится как раз на Индию42. Обнадеживающие перспективы имеет реализация меморандума о взаимопонимании между Минвостокразвития России и индийской компанией «Tata Power Company Limited» по инвестиционному сотрудничеству на Дальнем Востоке.

По обоюдному признанию и Москвы, и Нью-Дели у российско-индийского торгово-экономического и научно-технического сотрудничества есть мощный неиспользованный потенциал. Но для того, чтобы реализовать этот потенциал, нужно неустанно и повседневно работать на всех уровнях. Не только на саммитах.

q

За прошедшую четверть века давнее российско-индийское партнерство приобрело во многом новое качество. Ушел в прошлое показной «бхаи-бхаизм» с ритуальными взаимными здравицами. Две великие державы взаимодействуют в конкретных делах по обеспечению интересов - как обоюдных, так и каждого из партнеров - в весьма непростом региональном и международном окружении. Охватывая практически все сферы международной деятельности, российско-индийское партнерство убедительно доказывает свою жизнеспособность и эффективность. Доверительность, предсказуемость, конструктивность - отличительные качества российско-индийских отношений. Партнерство с Индией отвечает коренным интересам России, содействует укреплению всеобщего мира и безопасности.

 

 

1Gross domestic product based on purchasing power parity (PPP) valuation of country GDP. IMF. October 2015.

2https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_mobile_phones_in_use

3http://dazeinfo.com/2015/09/05/internet-users-in-india-number-mobile-iamai/

4https://roem.ru/23-09-2015/207711/india-sea/

5http://it-weekly.ru/market/business/69422.html

6http://www.perspektivy.info/book/indija_na_puti_k_globalnoj_derzhave_2011-10-28.htm

7http://www.thehindu.com/news/national/25-lakh-millionaires-in-india-in-2014-says-wealth-x-report/article7409032

8http://blogs.wsj.com/indiarealtime/2015/02/04/india-has-worlds-third-largest-number-of-billionaires/

9http://censusindia.gov.in/Census_And_You/literacy_and_level_of_education.aspx

10http://www.thehindu.com/news/national/in-india-unemployment-rate-still-high/article7851789

11http://www.tradingeconomics.com/india/gdp-growth-annual

12http://tass.ru/opinions/interviews/2549108

13www.rg.ru/2015/12/23/modi.html

14http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36125

15Gross domestic product based on purchasing power parity (PPP) valuation of country GDP. IMF. October 2015.

16http://www.wikiwand.com/en/List_of_countries_by_GDP_(PPP)_per_capita

17http://www.ndtv.com/india-news/india-china-trade-has-potential-worth-us-80-billion-in-2015-industry-lobby-

18http://www.ndtv.com/cheat-sheet/24-agreements-signed-between-india-and-china-during-pm-modis-visit-763246

19http://swarajyamag.com/world/chinas-grand-project-one-belt-one-road/

20http://thediplomat.com/2015/07/why-india-should-join-chinas-new-maritime-silk-road/

21http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1805

22ACS DEMOGRAPHIC AND HOUSING ESTIMATES-2009-2013. American Community Survey 5-year estimates. United States Census Bureau. Retrieved May 8, 2015.

23yaleglobal.yale.edu/.../compete-world-yes-india.) 80% индийцев в США имеют высшее образование (Sunita Sohrabji(2012-07-02)» Indian Americans most educated, Richest, Says Pew Report, Newamericamedia org. Retrieved 2014-08-11.

24grabhouse.com/.../10-outstanding-indian-ceos-r

25http://www.bbc.com/news/world-asia-34709354

26http://mir-politika.ru/3584-vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-xxi-veke.html

27http://economictimes.indiatimes.com/topic/US-investment-in-India

28https://ustr.gov/countries-regions/south-central-asia/india

29http://www.ndtv.com/india-news/100-indian-companies-invest-15-billion-in-us-create-91000-jobs-report-781582

30Fortune.com/Global 500/2015

31http://regnum.ru/news/polit/1927144.html

32http://polit.ru/article/2014/11/03/indiancooperation/

33http://www.atominfo.ru/newsk/r0296.htm

34http://politrussia.com/world/made-in-russia-886/

35http://tass.ru/info/1709716

36http://www.putin-today.ru/archives/19004

37http://politrussia.com/world/made-in-russia-886/

38http://riss.ru/analitycs/21310/

39http://tass.ru/info/1637601

40http://www.bloomberg.com/research/stocks/private/snapshot.asp?privcapid=247692

41http://tass.ru/info/1637601

42www.scoopnest.com/ru/user/ZavtraRu/6833706983965777950

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати