ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Uti possidetis для Сирии: плохо, но лучше войны

13:19 16.02.2016 • Андрей Исаев, журналист-международник

К концу недели должны прекратиться боевые действия на территории Сирийской арабской республики. Во всяком случае, об этом договорились участники Международной группы поддержки Сирии. «Россия поддержала гуманитарные усилия США и приветствовала призывы к взаимодействию в этой области»,- сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он отметил, что решение не распространяется на общепризнанные террористические группировки, подтвердив уже высказанную ранее позицию: «Российские авиаудары не будут прекращены, пока мы реально не победим террористические организации: ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусру» и подобные им. Не вижу оснований для прекращения этих ударов». (http://www.newsru.com)

А уже на следующий день Джон Керри повторил мантру о невозможности внутрисирийского урегулирования до тех пор, пока Башар Асад остается у власти, и пригрозил вводом в Сирию сухопутных сил «ангиигиловской коалиции», если действующий президент Сирии «откажется от выполнения своих обязательств по прекращению огня». «Соединенные Штаты Америки и большая часть союзников и друзей считают, что при Асаде мира в Сирии не будет. Мы считаем, что Асад должен помочь передаче власти», — подчеркнул госсекретарь США. (http://news.rambler.ru) О чьих конкретно войсках – американских или союзных (о возможности наземной операции говорят и монархии Персидского залива, и Турция) – осталось неизвестным.

В унисон словам «главного по коалиции» прозвучало заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу: «Если понадобится, вместе с Саудовской Аравией мы можем участвовать и в наземной операции в Сирии». (http://t24.com.tr) Вечером того же дня пришло сообщение о том, что саудовские военные самолеты прибыли на турецкую базу Инджирлик, где уже базируются ВВС США. Ранее глава кабинета страны Ахмет Давутоглу говорил о готовности, «защитить Алеппо» от сирийских правительственных войск, назвав это «возвращением исторического долга». Тем самым подтвердив заявление представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова о том, что у российских военных есть серьезные основания подозревать Турцию в подготовке военного вторжения в Сирию. Напомним, что в последние дни сирийской армии при поддержке российской авиации и иранских подразделений удалось почти окружить Алеппо, перерезав ведущую к турецкой границе стратегическую дорогу и перекрыв основной канал снабжения радикалов из «Джабхат ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шама» оружием, боеприпасами и т.д.

Турецкий премьер постоянно твердит о «свободе выбора» действий, аргументируя возможное вторжение то «гуманитарной катастрофой», то «курдской угрозой» в приграничных районах: «Мы примем нужные меры в нужное время. Турецко-сирийская граница – это турецко-сирийская, не турецко-американская и не турецко-российская граница», - заявил он уже на следующий день после мюнхенских договоренностей. (http://www.milliyet.com.tr) Примечательно, что в последние дни обстрелы с турецкой территории позиций, занимаемых бойцами курдского «Демократического союза», усилились.

Тем не менее, по словам Сергея Лаврова, в Москве не верят, что «старшие союзники» позволят Турции самостоятельно провести широкомасштабное наступление в соседней стране даже ради «возвращения исторического долга»: «Я не думаю, что коалиция, которую возглавляют американцы и в которую входит Турция, позволит подобным безрассудным планам материализоваться»,- сказал российский министр. (http://www.tvc.ru) Кстати, и Эр-Рияд заверяет, что примет участие в наземной операции только в рамках «антиигиловской» коалиции. А турецкий информационный портал t24 приводит слова «одного из высших командиров ВС Турции»: «Турецкая армия не вступит на землю Сирии, пока не будет соответствующего решения Совбеза ООН». От поспешных решений предостерегает Анкару и бывший глава МИД Турции Яшар Якыш: «Столкновение (с российскими войсками – А.И.), конечно, возможно… Если турецкая армия войдет в Сирию, через некоторое время она будет вынуждена вернуться. Мир не признает вмешательства. И не позволит установить границу в одностороннем порядке. Более того, в случае поражения турецких войск Сирия может вновь поднять вопрос о своих правах на Хатай (бывший Александреттский санджак, присоединенный к Турции в 1939 году – А.И.)… НАТО может проигнорировать пятый пункт Устава. Альянс может не защитить Турцию, так как вмешательство будет исходить с нашей стороны. США могут оставить Турцию в одиночестве, как это уже было на Кипре».

Опытному дипломату нельзя отказать в правоте – напряженность в отношениях между Вашингтоном и Анкарой ни для кого не секрет. В последние дни она проявилась вновь, на этот раз в форме обмена колкостями по вопросу об отношении к сирийским курдам. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно предложил США «сделать выбор» между ним и курдскими силами из партии «Демократический союз». Последовал ответ, которого в Анкаре явно не ожидали: «Возрастающая враждебность Турции к курдским бойцам в Сирии — наиболее эффективным союзникам США в борьбе с ИГИЛ — подрывает усилия, направленные на то, чтобы более интенсивно вести боевые действия против этой экстремистской группировки». (Цит. по: http://regnum.ru) Обескураженная Анкара устами главы своего дипломатического ведомства прокомментировала: «Америка очень склоняется к российской линии», не пояснив, что имеется в виду. (http://t24.com.tr) В понимании нынешнего турецкого руководства это наиболее резкая оценка действий Вашингтона – ведь несколько дней назад в Москве было открыто представительство Сирийского Курдистана. А ранее российский МИД настаивал на приглашении представителей «Демократического союза» на конференцию в Женеву, справедливо полагая, что настоящее урегулирование сирийского кризиса без участия курдов недостижимо. И вот Госдеп теперь говорит, примерно, то же самое. Более того, его официальный представитель Джон Кирби, а позднее вице-президент Джо Байден призвали Анкару прекратить обстрелы позиций курдского ополчения в Сирии.

Россия на протяжении уже многих лет не устает повторять, что сирийский кризис не имеет военного решения. США, похоже, тоже осознали эту простую истину. По словам Сергея Лаврова: «Мы и США были готовы и активно предлагали в ходе венских встреч Международной группы поддержки Сирии записать в документах, а потом и в резолюцию СБ ООН, очень простую фразу - сирийский кризис не имеет военного решения. США, Россия и европейцы выступали за эту фразу. Однако некоторые американские союзники из региона категорически заблокировали эту идею». (http://www.interfax.ruСоюзников можно не называть – и так понятно, о ком речь.

Значение, которое Россия и США придают сирийским курдам, не может не вызывать гнев Анкары, для которой любая курдская государственность – это страшный сон наяву (нынешний режим в Иракском Курдистане вполне дружественен Анкаре, но смена лидера или правящего клана у любой из сторон может в одночасье кардинально изменить эту политическую парадигму). При таком развитии событий Турция оказывается отрезанной от арабских стран курдским буфером, и главное, политическая самостоятельность - это пример для подражания курдским сепаратистам в самой Турции, с которыми вторая по численности армия НАТО не может справиться уже более 30 лет.

Пойти на конфронтацию с курдами, которых поддерживают и Москва, и Вашингтон, Анкара не рискнет. Если же амбиции нынешнего турецкого руководства все же возобладают над здравым смыслом, скорее всего, вторжение приведет к окончательному краху турецкой внешней политики, наступлению давно ожидаемого кризиса национальной экономики и к концу политической карьеры нынешнего президента. Поляризация в турецком обществе «на пике», в правящей «президентской» партии растет фракционность, и при этом свои планы возвращения в политику не скрывают два очень популярных и «обиженных» Эрдоганом государственных деятеля – Бюлент Арынч и Абдуллах Гюль. Последнему Эрдоган, если верить информации турецких СМИ, несколько дней назад даже предлагал занять кресло вице-президента, но получил отказ. (http://www.zaman.com.tr, http://www.rotahaber.com.tr, http://t24.com.tr) Вдобавок, трения между главой государства и главой кабинета, Ахметом Давутоглу, давно стали достоянием общественности. Все трое относятся к лагерю «умеренных исламистов», но Арынч и Гюль при этом имеют репутацию толерантных и договороспособных, политиков, выступающих за сближение Турции с Западом. А тот давно соскучился именно по таким турецким vis-a-vis.

Но вернемся к Сирии. Предположим, прекращение огня состоится, предположим, возобновятся переговоры между Дамаском и оппозицией и, в конце концов, в стране пройдут выборы переходного правительства. Понятно, что значительная часть населения по разным причинам не сможет принять участия в голосовании. После пяти лет гражданской войны, отягощенной религиозной враждой и процветающим обычаем кровной мести, кто сможет поручиться, что Свободная сирийская армия признает победу Асада, Дамаск – той или иной оппозиции, алавиты – суннитов, а курды – кого бы то ни было вообще? И тогда все начнется сначала?!

К сожалению, так сложились обстоятельства, на сегодня более реалистичным сценарием представляется временное замораживание конфликта на условиях uti possidetis, другими словами – условный раздел страны на три – четыре зоны влияния, примерно повторяющие границы территориального деления подмандатной Сирии в период между двумя мировыми войнами. Это тяготеющие к Дамаску поликонфессиональный запад и юго-запад; курдские кантоны на севере; условно суннитский центр и восток, подконтрольный суннитским группировкам, с которыми еще предстоит «разбираться». На северо-западе страны, в качестве «утешительного приза» для Турции, можно создать туркменскую автономию, но только в обмен на отказ Анкары от дальнейшего вмешательства в сирийские дела. При этом суннитские исламисты, отрезанные от Турции курдскими территориями, теряют каналы снабжения, с одной стороны, и основные пути сбыта нефти, с другой, что крайне важно для дальнейших действий.

«Сирийской проблемы» все это не решит, но поможет «заморозить» конфликт. Хотя бы на какое-то время. Постоянные военные действия с разных сторон никогда не создадут нужного фона для переговоров. А если удастся добиться хотя бы и хрупкого мира на основе такого компромисса, тогда можно будет открыть второй этап сирийского урегулирования на основе предложений всех заинтересованных сторон, направленный на объединение страны или что-то иное. Дорогу осилит идущий……

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати