ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Детские хосписы в России: межконфессиональная гармония и социальное служение

17:39 02.02.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В Москве состоялась мультимедийная пресс-конференция, приуроченная к Всемирной неделе гармоничных межконфессиональных отношений, которая с 2010 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН проходит в первую неделю февраля.

О роли конфессий в российском обществе, сотрудничестве людей различных верований, об ответах на вызовы современности, , а также о реальных совместных проектах, адресованных нуждающимся в поддержке, шла речь в рамках мероприятия, в котором приняли участие представители традиционных конфессий России и ведущих российских СМИ.

В рамках конференции состоялась презентация пособия для специалистов паллиативной медицинской помощи детям, сотрудников хосписов, священнослужителей и волонтеров, работающих в условиях многоконфессионального общества[i].

«Первый детский хоспис в стране был создан в 2003 году по инициативе Русской Православной Церкви, - сказал основатель и директор Санкт-Петербургского детского хосписа, член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Ткаченко. - Первые лечебные заведения со схожим статусом действовали много веков назад для оказания помощи паломникам, направлявшимся в Святую Землю. В современных условиях пациентами таких заведений становятся неизлечимо больные люди, которые по разным причинам были изолированы от необходимой социальной и психологической помощи на заключительной стадии заболевания». Отец Александр подчеркнул, что любой хоспис – это внеконфессиональное учреждение, и в его стенах находят пристанище люди, относящиеся к различным культурам и вероисповеданиям. Врач обязан уважать и ценить принципы каждой из традиционных для России религий. В то же время больные должны иметь право пригласить священнослужителя своей религии и в случае необходимости задавать им самые острые вопросы о смысле жизни и причинах страданий.

Современный врач обязан уважать и ценить принципы каждой из традиционных для России религий.

«Диалог христиан и мусульман в России продолжается более тысячи лет, - заявил первый заместитель председателя Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов. - Важнейшим этапом в отношениях отношений государства и верующих стало восстановление в 1990-е годы свободы совести, утраченной в первой четверти ХХ века. Труд, составленный по инициативе руководства Санкт-Петербургского детского хосписа, носит образовательный и методологический характер, призывает к осторожному и тактичному общению с пациентами лечебных заведений, и, что самое важное, представляет собой основательную работу, а не пиар-проект. Он составлен в первую очередь для специалистов-медиков, но будет полезен и для священнослужителей разных религий». 

«В нашей работе наиболее важным является то, что она помогает взглянуть на мир с четырех разных позиций, характерных для традиционных религий России – христианства, ислама, иудаизма и буддизма, - сказала составительница брошюры, писательница Валентина Крауш. – На страницах труда рассмотрены наиболее сложные для обсуждения мировоззренческие проблемы: смысл болезни и страданий, образ жизни родителей болеющего ребенка, правила поведения священнослужителей в светском учреждении, этика общения с атеистами. При этом четыре разных взгляда на мир сходятся в нашей работе в одной и той же точке, позволяя найти основу для общего методологического подхода».

Как сообщила директор по развитию Санкт-Петербургского детского хосписа Анна Кудря, все сотрудники больницы – и волонтеры, и врачи, и священнослужители - одинаково сталкиваются с одной и той же проблемой – деятельностью деструктивных сект. Разумеется, составители не могли обойти на страницах нашей работы этот актуальный вопрос. В этих условиях к представителям религий, также как и к представителям иных структур, предъявляются повышенные профессиональные требования, связанные с пониманием религиозных и культурных особенностей семьи, принятых в ней особенностей мышления и философии. А.Кудря убеждена, что качественная социальная, психологическая и медицинская помощь означает и оказание необходимой духовной поддержки. Каждый сотрудник хосписа несет личную ответственность за это.

По словам отца Александра Ткаченко, в своей повседневной деятельности сотрудник хосписа обязан исходить из практических потребности детей. «У детей не возникают столь сложные мировоззренческие вопросы и сомнения, которые характерны для взрослых, - заметил священник.- Им нужен не проповедник (проповедовать в стенах хосписа неэтично), а собеседник для обсуждения важных духовных вопросов и утверждения в вере, которая дает силы человеку для несения испытаний».

В Детском хосписе осуществляется проект под названием «Мечты сбываются». Думая о будущем, дети надеются, что тяжелое заболевание не станет для них препятствием для исполнения самых заветных мечтаний. Подарки могут быть разными – от куклы и домашнего любимца до необходимой медицинской техники или курса реабилитации в специализированном центре. Как бы ни был неизлечимо болен ребенок, он всегда стремится жить полноценной жизнью. Жалость в хосписе недопустима: по словам отца Александра, она лишь наносит дополнительные травмы ребенку. По данным 2014 года, в рамках проекта Детского хосписа «Мечты сбываются» усилиями сотрудников, волонтеров и благотворителей было исполнено более 300 заветных желаний пациентов восьми медицинских заведений из пяти городов России. 

Как бы ни был неизлечимо болен ребенок, он всегда стремится жить полноценной жизнью.

В 2010 году Санкт-Петербургский детский хоспис стал первым государственным учреждением паллиативной помощи России. С 2003 года в Казани действует его аналог, созданный по инициативе бывшего водителя Владимира Вавилова, потерявшего дочь. Помощь в организации лечебного заведения и Фонда помощи онкобольным детям имени Анжелы Вавиловой оказал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

По словам Александра Ткаченко, в настоящее время для статистических данных о детях России, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, характерна неточность. В различных источниках приводятся цифры от 42 до 300 тыс. человек. Тем не менее сама практика организации детских хосписов в стране постепенно находит свое признание. Часто для детей с онкологическими заболеваниями отводятся специальные отделения многопрофильных больниц, но идет и оборудование отдельных учреждений. Отец Александр сообщил, что накануне конференции состоялись переговоры на эту тему с министром здравоохранения Московской области Ниной Суслоновой. «В настоящее время решен вопрос о переоборудовании под хоспис бывшей усадьбы Пржевальского в городе Домодедово», - сообщил он.

Главная задача социального служения – обеспечить людям равные возможности для достойной жизни.

Вопрос оказания паллиативной помощи, социального и межконфессионального сотрудничества в этом направлении остается актуальным не только для нашей страны, но и для всего современного общества в целом. В настоящее время ни государство, ни церковь, ни предпринимательские круги, ни общественность не могут в одиночку преодолеть социальные проблемы и обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Их возможно разрешить только усилиями всех социальных секторов, привлекая по необходимости к решению актуальных задач проблем механизмы народной дипломатии.



[i] Вопросы, на которые мы не знаем ответов. –М.-СПб., 2015.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати