ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинские религиозные организации на фоне политического кризиса на Украине

15:13 16.12.2015 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Религиозные организации на Украине невольно оказались втянуты в происходящие политические события. Единственной религиозной силой, которая изначально участвовала в государственном перевороте 2014 г., была Украинская герко-католическая церковь (УГКЦ).

Свою духовную миссию УГКЦ видит в мобилизации прозападного протестного потенциала украинского общества, и подготовке соответствующих религиозных обоснований, опираясь на которые, можно было бы объяснить происходящее на Украине не в грубо практических, а в метафизических категориях.

Глава УГКЦ Святослав с самого начала открыто поддержал «евромайдан», и назвал бесчинствующих национал-молодчиков людьми, «не безразличными к судьбе своей страны» (1). В первые месяцы «евромайдана» УГКЦ своими обращениями обеспечивала массовый приток свежих сил с Западной Украины в Киев для противостояния с правоохранителями.

Сегодня позиция УГКЦ не изменилась. Несмотря на явное ухудшение социально-экономической ситуации на Украине, как прямой результат «евромайдана», греко-католические клирики не видят в этом своей вины.

УГКЦ первой инициировала создание института военных капелланов для ВСУ. Сейчас в зоне т.н. «АТО» служат 127 униатских капелланов, притом, что всего их на передовой – 200 человек. В планах у Киева – создание факультетов по подготовке военных капелланов, и обсуждение вопроса о предоставлении им статуса участника боевых действий (2).

Из приведённых цифр видно, что большинство капелланов – униаты, и духовно-нравственная составляющая в действиях ВСУ подчинена религиозно-этическим нормам, принятым в западно-украинском греко-католицизме.

Нормы эти трактуют духовную самостоятельность восточного православия, как бунт против Ватикана. Такой подход и обусловил симпатии УГКЦ к украинским националистам, а не их жертвам в ноябре 2014 – феврале 2015 на  киевских улицах.

Со стороны украинских спецслужб прослеживаются попытки поставить религию на службу нелегитимному правящему режиму. На встрече со Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций руководитель Службы безопасности Украины Василий Грицак призвал духовенство выступить консолидирующей силой украинского общества.

Такую консолидацию руководство СБУ видит только на антироссийской идеологической платформе, поэтому слова В. Грицака, обращённые к церкви («украинские церкви и религиозные организации находятся на передовой информационной войны»), следует расценивать, как завуалированный приказ (3).

Настораживают слова В. Грицака о том, что некто пытается расколоть Украину изнутри. Во-первых, она уже расколота в результате насильственного захвата власти. Во-вторых, под лозунги о патриотизме в стране развернулись небывалые репрессии против инакомыслящих. К участию в них руководство СБУ призывает и церковь.

От деструктивных действий не удержалась даже традиционно более уравновешенная Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП). Многие её клирики выступают с поддержкой ВСУ на Донбассе, обходят молчанием факты массовых  убийств мирных жителей украинской армией, участвуют в волонтёрских проектах, помогая не мирному населению Донбасса, а тем, кто с ним воюет.

Благословение солдат перед отправкой в зону «АТО», с последующей рекламой этого действа в соцсетях, вошло в привычку у таких клириков. Этим они дают моральное оправдание преступлениям ВСУ на Донбассе, вселяют в солдат уверенность, что Киев воюет за правое дело.

Здесь есть скрытый момент. Вместе с ВСУ, и в их составе на Донбассе воюют члены неонацистских группировок. Если ВСУ сражаются за правое дело, автоматически получается, что их сослуживцы-неонацисты тоже воюют за правду. Так, своей безответственной позицией многие клирики УПЦ МП способствуют оправданию украинского национализма в его самых отвратительных версиях, а украинских националистов превращают из преступников в героев.

Не может не удивлять появление «Десяти заповедей украинца» в изготовлении председателя Синодального просветительского совета УПЦ, протоиерея Георгия Коваленко. Сопротивление Донбасса украинской бандеровщине, на которое у самого Г. Коваленко не хватило мужества, он назвал злом, и указал, что у власти есть меч для того, чтобы зло прекратить.

Некоторые из заповедей вызывают лишь горькую улыбку. «Украинцы не убивают друг друга, конфликты решают в диалоге, учитывают позиции друг друга, находят общее решение» (4).

«Господь Бог создал нас свободными и благословил независимость Украины. Украинец — это свободный человек, защищающий независимость своего государства». Где Г. Коваленко нашёл Божье благословение украинской независимости, сложно сказать. Объявлялась она в 1991 г. под расистско-националистическими лозунгами а-ля Бандера, которые вряд ли достойны Божьего благословения.

Как верно отметил православный автор Дмитрий Марченко, Божьи заповеди на Украине не нужны, их нужно «заземлить», и приблизить к массам (5). Понимают ли свою ответственность за профанацию Божьего слова прокиевские клирики УПЦ МП? Не напоминают ли им десять заповедей протоиерея Коваленко десять заповедей украинского националиста Степана Ленкавского, соратника Бандеры, но адаптированный для более широких масс? (6). Ведь в заповедях протоиерея Коваленко, по умолчанию, тоже присутствует оправдание идеологии ОУН.

 

1)      http://zn.ua/UKRAINE/glava-ugkc-svyatoslav-podderzhal-evromaydan-133577_.html

2)      http://politeka.net/126414-v-zone-ato-postoyanno-rabotayut-127-kapellanov-ukrainskoj-greko-katolicheskoj-tserkvi/

3)      http://www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/publish/article?art_id=170189&cat_id=39574

4)      http://dnr-news.com/dnr/24443-ko-dnyu-nezavisimosti-ukrainy-upc-razrabotala-10-zapovedey-ukrainca.html

5)      http://ukraina.ru/news/20150824/1014060712.html

6)      http://www.pisni.org.ua/articles/137.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати