ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Родерик Хури: «Православные христиане Леванта надеются на помощь России»

19:18 06.12.2015 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Председатель Православной партии Ближнего Востока (Леванта) Родерик Хури. Фото: newsru.com

В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция председателя Православной партии Ближнего Востока (Леванта) Родерика Хури. Она была посвящена текущей ситуации на Ближнем Востоке, перспективах урегулирования сирийского кризиса, положении христиан Сирии и Ливана, борьбе с террористами ДАИШ («Исламского государства») и роли в ней России.  Мероприятие состоялось в ходе официального визита г-на Хури в Москву.

Пресс-конференция началась с минуты молчания в память обо всех погибших от рук террористов на Ближнем Востоке. «В последние годы мы, христиане региона, ощущаем себя в «Долине смерти» и живем как люди среди волков, - образно определил современное положение православных Леванта г-н Хури.- У нас нет оружия в прямом смысле этого слова, мы надеемся прежде всего на силу духа. Альтернативы у нас нет: мы хотим, чтобы христиане продолжали жить на Востоке, стремимся защитить нашу религию и веру, именно с этой целью мы создали свою организацию». По словам председателя, партия стремится к сохранению исторических особенностей региона, немыслимых без христианства, и к защите политических прав верующих.

«Существуют две основные опасности, на преодоление которых направлены наши основные усилия, - подчеркнул политик. – Это  такфиритский терроризм, убивающий  тело и атеистический материализм, идущий с Запада и убивающий наш дух. Если тело и душа будут убиты,  что останется от нашей сущности? Поэтому необходимо было создать партию, руководство и активисты которой понимают опасность происходящего. Наша партия верит в возможность многополярного мира. Мы хотели бы, чтобы на Ближнем Востоке сохранилась поликультурная структура, а не господство какого-то одного уклада. У нас нет проблем ни с кем, кто живет в одном с нами регионе, кроме тех, кто стремится нас уничтожить. Эта главная опасность – терроризм. Пока мы не покончим с терроризмом, мы не сможем вести диалог по другим вопросам и решать их». 

Как подчеркнул Р.Хури, сегодня на Ближнем Востоке и во всем мире опасность терроризма напоминает экспансию  нацизма и фашизма во Второй мировой войне. В этих условиях капиталистический Запад и коммунистический Восток сумели объединиться перед общей угрозой. И сегодня весь мир, при всем разнообразии его идеологических основ и политических устремлений, тоже должен объединиться для того, чтобы  пресечь новую опасность в корне. Запад, и в частности США, должны осознать  эту опасность. Война против терроризма – это война в защиту тех же самых Соединенных Штатов, их народа, который не понимает, куда ведет его собственное правительство».

Р.Хури заявил, что утверждения стран ЕС и США о причастности сирийского политического режима к возникновению террористической угрозы на Ближнем Востоке, не что иное как ложь. Одной из первых стран, столкнувшихся с угрозой политического экстремизма, стал Ливан. Многие представители органов правопорядка и армии этой страны погибли от рук экстремистов. По мнению главы Православной партии, нынешнее противостояние в Сирии стало итогом реализации давнего плана по дестабилизации стран Ближнего Востока, который начал осуществляться еще в начале 2000-х годов. В 2007 году масштабные столкновения с террористическими группировками произошли у реки Барада в Ливане, за несколько лет до начала сирийского кризиса.

«Ливан стал одной из первых стран, которые столкнулись с опасностью международного терроризма» (Родерик Хури)

В регионе участились случаи похищения людей. Среди них оказались и два высокопоставленных священнослужителя – митрополиты  Алеппский  Павел  (Язиджи) и сиро-яковитский Иоанн Ибрагим. Это произошло в 2013 году. С тех пор поиски похищенных церковных иерархов не давали ощутимых результатов.

Однако теперь ситуация изменилась. В Турции был задержан уроженец Дагестана Магомед Абдурахманов, боевик движения «Аль-Каида» по кличке «Абу Банат». Допрос показал, что он был причастен к казни митрополитов. Однако на заключительном заседании суда он отказался от своих прежних показаний и заявил, что постоянно находился в контакте с турецкими спецслужбами. По словам Р.Хури, Россия могла бы по своим каналам  способствовать публикации данных об этом боевике. «К сожалению, этот человек вряд ли понесет заслуженное наказание, - заметил политик. – Турция играет слишком важную роль в террористической активности и деятельности «Исламского государства». Например, в ходе боев на северо-западе Сирии за город Кесаб в провинции Латакия, в расположении отрядов боевиков были обнаружены турецкие машины скорой помощи».  По словам Р.Хури, только Турция и ее президент Р.Эрдоган может повлиять на активность террористов в регионе. Косвенным доказательством этому может служить и дело о похищении в 2013 году монахинь монастыря св. Феклы из города Маалюли боевиками движения «Джабхат ан-Нусра». Переговоры об их освобождении велись по каналам Службы безопасности Ливана.

«В борьбе против терроризма нас поддерживают представители всех традиционных религий региона, включая умеренных мусульман» (Родерик Хури)

«В своей борьбе против терроризма мы не одиноки, - заметил Родерик Хури. – Образно говоря, мы  находимся в одном окопе с умеренными мусульманами. Но мы убеждены, что только сильное христианство способно защитить себя. Наша страна переживает сейчас значительные трудности. В Ливане находится 2 млн. беженцев из Сирии при общем числе жителей в 4 млн. Наш президент – христианин-маронит, единственный христианин в регионе. В нашем парламенте, согласно конституции, пропорциональное представительство имеют и христиане, и мусульмане. Однако из-за войны в регионе очень многие не могут послать своих представителей в парламент».

«С целью выхода региона из кризиса должно быть достигнуто равноправие всех народов, проживающих здесь исторически» (Родерик Хури)

Одной из самых острых проблем, стоящих перед партией, стала массовая эмиграция христиан из региона. Причины для нее многочисленны. Это и терроризм,  и невозможность найти работу, и конституционное законодательство многих стран региона, предполагающее приниженное положение христиан. Новые поколения верующих не осознают своей исторической причастности к Ближнему Востоку. Для того, чтобы переломить ситуацию, Православная партия Леванта предлагает компромиссное разрешение возникших конфликтов. Начало им должно положить изменение статьи 3 Конституции Сирийской Арабской Республики. В стране должно быть обеспечено реальное многообразие культур, ведь в Сирии живут не только арабы, но и греки, и армяне, и курды. «Конечно, Башар Асад стремится сохранить христианство в стране, - заметил Р.Хури. – Но он не вечен, а нам хотел бы иметь постоянные гарантии существования и политических прав, независимые от текущей конъюнктуры». По убеждению политика, с целью обеспечения мирного сосуществования в стране должен быть создан Совет старейшин, в состав которого войдут представители всех культур и народов Сирии. Учитывая постоянную и важную роль России в поддержании мира на Ближнем Востоке, за Россией необходимо  закрепить  постоянную базу  в регионе. В совокупности все эти меры должны, по мнению Р.Хури, привести к подлинной «арабской весне», направленной на защиту  интересов народов Ближнего Востока, а не фундаменталистских движений.

«Ближнему Востоку нужна подлинная «арабская весна» в интересах всех народов региона, а не ради торжества фундаментализма» (Родерик Хури)

Председатель Православной партии Леванта убежден: его проект найдет своих сторонников и в Москве и в Дамаске. «До 1920 года на Ближнем Востоке не было независимых государств, а существовала единая Антиохийская православная церковь. Поэтому неудивительно, что многие партии Ближнего Востока имеют свои представительства сразу в нескольких странах. Наша партия – не исключение», - пояснил политик, добавив, что он не собирается навязывать свое видение проблем сирийскому или российскому руководству. Он лишь стремится рассказать о  рекомендациях экспертов партии. Политик напомнил, что у России давние традиции культурного, духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке. Здесь до 1917 года существовали русские школы. В планы входило  даже  открытие университета с правом обучения на русском языке. Партия надеется, что с восстановлением позиций России в регионе эти планы будут воплощены в жизнь.

Православные христиане Леванта заинтересованы в формировании единого ближневосточного антифундаменталистского фронта.

В настоящее время перед православными христианами Леванта стоит задача формирования единого ближневосточного христианского фронта. С этой целью уже пятый месяц подряд руководство партии ведет переговоры об объединении усилий с потенциальными союзниками в регионе. «Мы существуем с 2012 года как политическая партия, а не узкорелигиозное объединение, поэтому готовы вести переговоры со всеми, включая  халкидонян, маронитов, а также представителей умеренного ислама», - подчеркнул Р.Хури.

Политик подчеркнул, что его позиция нашла понимание у известных российских политических деятелей: заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова, координатора  межфракционной группы Государственной Думы Федерального Собрания России Сергея Гаврилова, первого председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата Русской Православной Церкви Всеволода Чаплина.

«Мы рассчитываем на поддержку и помощь России, - заявил политик. – В условиях, когда страны Запада исключительно разглагольствуют о своих благих намерениях, Россия действует. Мы уверены, что наши совместные усилия помогут восстановлению мира и спокойного развития на Ближнем Востоке».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати