ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Валентина Матвиенко: эра холодных отношений с парламентами Запада на исходе

18:54 26.10.2015 •

Глава Совета Федераций – о том, как принималось решение разрешить использование российских войск за рубежом и почему Европа устает от «безысходности» позиции Киева.

Председатель Совета Федераций Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко в интервью АиФ.ru рассказала о том, почему Киевом торпедируются попытки наладить диалог на уровне парламентов стран и как мировое сообщество меняет свое отношение к действиям Росии в Сирии.

Анфиса Ларина, «АиФ»: Речь Президента России В.В. Путина на юбилейной сессии Организации Объединённых Наций называют знаковой. В чём, на ваш взгляд, её знаковость? Что именно она может изменить для России? 

Валентина Матвиенко: Значение речи Президента России вижу в том, что мир убедился: Россия была и остаётся государством, твёрдо отстаивающим как свои национальные интересы, так и мироустройство, в основе которого лежат Устав ООН, нормы международного права. Это первое. И второе: Россия — страна, без участия которой невозможно решить ни одной значимой проблемы современности.

Казалось бы, ничего принципиально нового в этом нет. Но давайте вспомним, в какой политической ситуации это было сказано. Усилиями США и их союзников градус напряжённости в межгосударственных отношениях достиг наивысшей точки за последнюю четверть века. Цель этих усилий — ослабление России как государства, которое выступает главным противником навязывания человечеству однополярного мироустройства. В ход пущено всё: наращивание военной мощи, экономические санкции, информационная война, попытки изолировать нашу страну от международного сообщества. Причём это массированное давление оказывается со стороны государств, претендующих на роль блюстителей принципов демократии, уважения суверенитета, законных интересов всех субъектов международных отношений. Подобное поведение — не просто приверженность «двойным стандартам». Если называть вещи своими именами, это полное попрание принципов морали, самый настоящий политический цинизм. 

В своей речи президент чётко расставил все точки над «i». Глава Российского государства однозначно заявил о неприемлемости любых попытокустановления гегемонии со стороны какой-либо страны или коалиции государств, получения права вершить судьбы мира в обход Организации Объединённых Наций, Совета Безопасности, международного права. И вместе с тем его речь, конструктивная по духу, ориентирована на возобновление диалога, сотрудничество во имя мира и безопасности на планете, решение назревших проблем, коих немало. 

Ещё один важнейший момент. Россия твёрдо высказалась за обновление ООН, но не за разрушение её основ. В вопросах обеспечения глобальной безопасности, подчеркнул президент, альтернативы Объединенным Нациям нет. 

Особенно резонансно прозвучала инициатива российского президента о создании широкой международной коалиции для борьбы с ИГИЛ, с международным терроризмом в целом, который стал сегодня главной угрозой всему человечеству. Поставить террору прочный заслон, как сказал Владимир Владимирович, можно только совместными действиями всего международного сообщества.

Эта позиция практически сразу же была претворена в конкретные дела. На основании просьбы легитимного главы сирийского государства — президента Асада — об оказании военной помощи в борьбе с террористами Москвой было принято соответствующее решение. Воздушно-космические силы России участвуют в боевых действиях против боевиков так называемого Исламского государства. Воюют успешно, нанося ощутимый урон объектам военной инфраструктуры ИГИЛ.

В военных акциях против террористов в Сирии и до нас участвовали вооружённые силы других государств, но только Россия, по оценке экспертов, действует действительно эффективно. Важно и то, что наша страна наносит удары по террористам в полном соответствии с международным правом. Действия других стран нельзя назвать правомерными, так как они не располагают ни официальным запросом со стороны законных сирийских властей, ни решением Совета Безопасности ООН.

Самым простым решением этой проблемы были бы совместные усилия всех заинтересованных государств в рамках единой международной коалиции. Россия настроена на такое взаимодействие. К сожалению, пока с нашими партнёрами договориться об этом не удаётся. Но, как отметил глава Российского государства, мы не теряем надежды. 

Судя по всему, наметились определённые подвижки по линии координации действий между военными ведомствами. Происходит поворот в сторону большего понимания и поддержки позиции России и в международном сообществе. Я имела возможность убедиться в этом во время недавних визитов в Иорданию, Кению и на Ассамблею Межпарламентского союза в Женеву. Растёт осознание того, что политическое решение очень широкого круга проблем, прежде всего в Сирии и вокруг нее, невозможно без ликвидации ИГИЛ.

- Может ли участие России в военных акциях на территории Сирии отразиться на западной политике санкций?

- Древнеримский полководец Марк Порций Катон Старший каждое своё выступление в сенате неизменно заканчивал фразой «Карфаген должен быть разрушен». На Западе сейчас немало своеобразных «последователей» римского полководца. Что бы Россия ни сделала, реакция с их стороны одна: санкции против неё следует усилить, продлить и т.п. Такова реальность, и мы в ней живём.

Наша принципиальная позиция по этому вопросу чёткая. Введение санкций — мера целиком и полностью нелегитимная, неприемлемая, да и бесполезная. Маленькая Куба жила под санкциями США несколько десятилетий и не поступилась принципами. Конец этой истории нам всем известен.

Это же в высшей степени иллюзорно и за гранью здравого смысла, что с Россией можно разговаривать языком силы или принуждения. Мы и впредь будем действовать, исходя из наших национальных интересов, способствуя упрочению стабильности и безопасности в мире, полностью соблюдая принципы и нормы международного права. Россия не должна и не будет добиваться «благосклонности» Вашингтона и Брюсселя. Напротив, западные государства должны будут рано или поздно отказаться от санкций как нелегитимного инструмента, бьющего, помимо прочего, по их собственным интересам.

- Каким был главный аргумент при одобрении Советом Федерации решения Президента о начале антитеррористической операции в Сирии?

- Мы полностью поддержали мысль президента России о том, что именно от ИГИЛ исходит главная угроза для безопасности России, граждан нашей страны. Эта террористическая группировка захватила обширные территории на Ближнем Востоке, осуществляет массовое насилие, совершает зверства и акты вандализма, которые, как нам казалось, навсегда исчезли из жизни человечества. В этом основная причина массового исхода жителей Сирии, Ирака, других государств региона в страны Европы. В планах ИГИЛ экспансия, в том числе и на территории постсоветских стран, включая государства Центральной Азии, а также Северный Кавказ и юг России. В рядах боевиков ИГИЛ есть граждане нашей страны, государств СНГ, которые по истечению какого-то времени могут вернуться сюда уже в качестве террористов. Согласились мы с Президентом и в том, что наше участие в операции против боевиков ИГИЛ отвечает также интересам безопасности региона и всего мира.

Такова реальная ситуация. Удовлетворение просьбы Башара Асада к России оказать помощь в борьбе с террористическими группировками мы рассматриваем как конкретный вклад России в искоренение этого зла, которое становится всё более масштабным и опасным. Повторю, терроризм стал прямой угрозой и России, и всему миру. Поэтому мы дали согласие главе Российского государства на применение Вооружённых Сил Российской Федерации за рубежом. 

- Были ли опасения и сомнения? С чем они были связаны? 

- Мы достаточно подробно обсудили этот вопрос на заседаниях трёх комитетов, Совета палаты и на пленарном заседании. У сенаторов было много вопросов, уточнений к официальным представителям президента.

Это, разумеется, не означает, что мы не должны учитывать собственные уроки боевых действий в Афганистане и не всегда удачный опыт других стран, «увязнувших» в разного рода конфликтах.

В обращении президента было чётко оговорено, что в наземных операциях российские вооружённые силы не участвуют, речь только о поддержке сирийской армии с воздуха.

В итоге постановление сенаторы приняли единогласно.

- МИД Ирака уже заявлял, что был бы не против, если бы Россия помогла и им. Если Ирак обратится с просьбой, аналогичной той, которую направил Башар Асад, Совет Федерации предоставит президенту России мандат на применение Вооружённых Сил России на территории Ирака?

- Официальное обращение руководства Ирака к России с просьбой об оказании военной помощи не поступило. Если поступит, будем рассматривать в порядке, установленном Конституцией. Так решался вопрос в отношении Сирии. Критерий здесь у нас один — насколько такое обращение отвечает национальным интересам нашей страны, её жителей. И в первую очередь — интересам в сфере безопасности.

- Пойдёт ли Петр Порошенко на настоящие изменения в Конституции Украины? До сих пор Европа будто не замечала, что Минский процесс намеренно срывается Киевом. Можно ли надеяться, что после недавнего саммита в формате «нормандской четвёрки» Меркель и Олланд возьмут реализацию Киевом своих обязательств в рамках Минских договорённостей под строгий контроль? 

- Я не берусь ответить на вопрос, на что пойдёт или не пойдёт президент Украины, равно как и нынешние киевские власти в целом. Политики они, как все мы видим, мало предсказуемые. Кроме того, у России — и не только у России — давно нет иллюзий по поводу полноты независимости Украины от «опекающих» ее западных государств.

В самом деле, как представляется, свобода в принятии Киевом самостоятельных решений, его действий внутри страны и на международной арене весьма ограничена. По целому ряду причин. Одна из важнейших — тяжелейшее экономическое и финансовое положение страны. Украина в долгах как в шелках. А, как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. И главные спонсоры Киева — США, Евросоюз, МВФ. Если говорить без обиняков, Украина — государство, которое, к сожалению, находится под внешним управлением.

Вместе с тем — судя по тому, что мы видим — всё больше признаков, что мир и в первую очередь Европа, Европейский Союз, начинают уставать от какой-то безысходности, присущей позиции Киева. От того, что на протяжении почти двух лет ситуация в экономике, социальной сфере только ухудшается. От междоусобицы во власти. От неспособности или нежелания Киева призвать к порядку политические силы, исповедующие крайне радикальные идеи, не приемлющие никаких иных путей урегулирования конфликта, кроме силового. 

Это недовольство Киевом, как известно, прозвучало на встрече в Париже. И возымело определённое действие. Мы видим хоть какие-то позитивные подвижки в отношении соблюдения перемирия и отвода вооружений. К сожалению, в сфере политического урегулирования пока осязаемых сдвигов нет. И это при том, что ДНР и ЛНР согласились отложить проведение выборов на более поздний срок. Однако Киев по-прежнему блокирует выполнение политической части Минских соглашений, отказываясь от прямого диалога с руководством Донецка и Луганска, тормозя совместную работу над законами об особом статусе регионов и амнистии для всех участников военного конфликта. 

Таким образом, ситуация на Украине и вокруг неё остаётся непростой. Тем не менее, альтернативы Минским договорённостям нет. Мы будем всемерно содействовать их реализации, в полной мере отдавая себе отчёт в том, что это потребует от нас и терпения, и немалых политических и дипломатических усилий.

- Как быть с поколением украинцев, которые оказались отравлены русофобией и антироссийской пропагандой? Возможно ли донести до них информацию о том, что Россия — не враг и никогда им не являлась?

Я не разделяю столь категоричных утверждений о поколении украинцев, отравленных русофобией. У России и Украины многовековая общая история, жизнь в составе единого государства. Общность исторической, религиозной и культурной судеб лежит в самой природе отношений русских и украинцев. Это близкие, доверительные, уважительные отношения. И они никуда не исчезли и никогда не исчезнут. Более миллиона украинцев укрылись от тягот и лишений войны, развязанной Киевом против собственного народа, на территории России. Примерно половина из них хочет получить российское гражданство или другой статус, дающий право на постоянное проживание в нашей стране. В целом же на территории России сейчас находится свыше двух с половиной миллионов украинских граждан.

Вместе с тем, безусловно, было бы ошибкой не видеть, что русофобия и антироссийская пропаганда оказывают влияние на умы немалой части жителей Украины. Особенно молодёжи. Это фактор, который русофобы в политике, во власти Украины всячески пестуют, играют на нём. Они попустительствуют разгулу антироссийских настроений, блокируют информационные, культурные, гуманитарные связи между Украиной и Россией.

Это недальновидная и опасная политика. В нашей стране ничего подобного и близко нет. Мы категорические противники «симметричного ответа» в этих областях. Как показывает жизнь, можно, хотя и нелегко, и не сразу, восстановить экономические, технологические, финансовые, транспортные связи между странами. Но очень трудно и долго восстанавливаются добрососедство, дружба стран и народов. Жаль, что в Киеве этого не понимают. В исторической перспективе Россия и Украина «обречены» на самое тесное сотрудничество. Это важнейший фактор устойчивого развития наших стран. Те, кто сегодня на Украине разжигают рознь между нашими народами, по сути, выступают против достойного будущего собственной страны. 

- Сохраняются ли сейчас межпарламентские связи с Украиной и странами Европы, которые ввели антироссийские санкции? Какие перспективы взаимодействия парламентариев?

- Начну с Украины. Мы не раз обращались к украинским коллегам с предложением о восстановлении связей, возобновлении сотрудничества в том или ином формате. Верховная Рада не удосужилась ответить хотя бы формально. Полное молчание. Абсолютное отсутствие желания с их стороны контактировать даже на международных площадках.

Разумеется, мы сожалеем о том, что контакты российского и украинского парламентов прерваны. Ведь в нынешней ситуации наш диалог особенно необходим и важен. Но это не наш выбор. Мы свой шаг навстречу сделали. Надеемся, что рано или поздно украинские парламентарии, если они действительно радеют о своей стране, поймут, что без диалога с российскими парламентариями не обойтись.

Был период некоторого охлаждения и в отношениях с парламентами стран Запада. Похоже, он заканчивается. Мы встречаемся, обмениваемся мнениями с коллегами из европейских парламентов, в том числе на международных форумах. Интерес с их стороны к возобновлению полноценного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе не вызывает сомнений.

Что касается нас, то мы всегда считали, что чем сложнее обстановка в мире, тем желательнее и важнее совместные усилия парламентариев по оздоровлению международной атмосферы. И, конечно же, мы открыты для двустороннего сотрудничества. И наше законодательство, и наша политическая практика полностью свободны от каких-либо видов, инструментов дискриминации парламентариев.

- Какую роль может сыграть парламент в урегулировании международных отношений?

- Мне уже не раз приходилось отвечать на подобные вопросы. Поэтому скажу коротко: в современном мире роль парламентариев как законно избранных представителей граждан своих государств объективно возрастает. Миссия парламента на международной арене — строить мосты дружбы и взаимопонимания, поддерживать диалог государств, народов, граждан. Диалог прямой, открытый, честный и постоянный.

Даже во времена «холодной войны» этот диалог никогда не прекращался. К сожалению, в мире есть политические силы, есть государства, которые ставят преграды полноценному межпарламентскому взаимодействию. Не останавливаясь при этом перед грубым нарушением норм международного права, принципов демократии и свободы слова.

Я высказала протест против подобной практики в своём видеообращении к участникам конференции Межпарламентского союза, состоявшейся в Нью-Йорке. Эта тема была затронута и на ассамблее Межпарламентского союза в Женеве. Нашу позицию поддерживает абсолютное большинство стран. И это зафиксировано в заявлении о неприемлемости визовых ограничений в отношении парламентариев, которое принял Руководящий совет МПС.

Но не ограничусь этим. Мы живём в беспокойном, тревожном мире. Во многом от нас, парламентариев, от нашего взаимодействия, зависит улучшение международной атмосферы. Почему? Потому что мы избраны гражданами, выражаем их волю. Потому что мы более свободны, самостоятельны в своих действиях, чем исполнительная власть. Потому, наконец, что именно мы принимаем законы, решения, определяющие действия исполнительной власти.

aif.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати