Бактерии общаются между собой так же, как нейроны головного мозга

00:35 23.10.2015 •

Ученые выяснили, что бактерии обмениваются информацией между собой так же, как и нейроны головного мозга человека — при помощи ионных каналов.

В своих экспериментах ученые использовали биопленку, состоящую из сотен тысяч бактерий Bacillus subtilis — сенной палочки, которая используется для получения некоторых полипептидных антибиотиков.

В ходе работы выяснилось, что бактерии, которые находились по краям сообщества и имели неограниченный доступ к питательным веществам, время от времени переставали расти, отказываясь от пищи и «передавая» ее бактериям в центре колонии. Такое поведение требует координации действий, которая, как выяснили ученые, обеспечивалась при помощи «общения» через ионные каналы.

Ионные каналы — это транспортные белки особого типа, которые обеспечивают перемещение ионов сквозь клеточную мембрану.

«Совсем как нейроны нашего головного мозга, бактерии используют ионные каналы, чтобы общаться друг с другом при помощи электрических сигналов. В этом смысле функционирование сообщества бактерий похоже на работу своеобразного «микробного мозга», — комментирует один из авторов исследования.

Ученые полагают, что их открытие поможет пролить свет на происхождение некоторых неврологических заболеваний, которые могут иметь древние, восходящие еще к бактериям корни, а также способствовать разработке новых способов тестирования лекарств от мигрени или эпилепсии.

По материалам: (http://www.gazeta.ru/science)