ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Японии Ф.Кисидой, Москва, 21 сентября 2015 года

12:57 22.09.2015 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы только что завершили насыщенные переговоры с моим коллегой Министром иностранных дел Японии Ф.Кисидой.

Подтвердили понимание, которое было достигнуто на уровне Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Японии С.Абэ о том, что развитие сотрудничество между нашими странами отвечает долгосрочным интересам наших народов. Мы в России исходим из того, что двустороннее взаимодействие должно носить самоценный характер и не зависеть от колебаний международной политической конъюнктуры.

Мы выразили взаимную заинтересованность в продолжении политического диалога, прежде всего, на высшем уровне. Для этого в текущем году представится не одна возможность: лидеры наших стран будут участвовать в целом ряде международных мероприятий, включая саммиты «двадцатки» и АТЭС.

С обеих сторон дана высокая оценка механизму консультаций по линии советов безопасности двух стран, в ходе которых обсуждаются практические аспекты совместного противодействия с вовлечением различных ведомств многочисленным вызовам и угрозам современности.

Высказались за продолжение и расширение межпарламентских обменов. В мае этого года состоялсявизит в Японию Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е.Нарышкина, который подтвердил своему коллеге приглашение посетить Россию. Аналогичное приглашение имеется у председателя Верхней палаты парламента Японии.

Вопросы торгово-экономического взаимодействия будут предметно обсуждены в ходе завтрашнего заседания двусторонней Межправкомиссии под сопредседательством Первого заместителя Председателя Правительства России И.И.Шувалова и г-на Ф.Кисиды. Мы заинтересованы в активизации усилий по выправлению негативных тенденций в торгово-экономической сфере. Помимо заседания Межправкомиссии, которое состоится завтра, этому призвано способствовать проведение в ближайшее время ряда других двусторонних мероприятий: в начале октября в Токио планируется очередное заседание российско-японского Консультативного совета по модернизации экономики (сопредседателем Совета с российской стороны является заместитель Председателя Правительства России А.В.Дворкович), а в ноябре Японию должна посетить российская торгово-экономическая миссия во главе с Министром промышленности и торговли Д.В.Мантуровым.

Разумеется, мы затронули проблему заключения мирного договора. Договорились, что очередной раунд консультаций, которые проводятся нашими заместителями в соответствии с поручением Президента России и Премьер-министра Японии, пройдет 8 октября в Москве. Работа предстоит непростая. По-прежнему велики расхождения в позициях сторон. В соответствии с поручениями наших лидеров подтвердили настрой России и Японии искать развязки, которые будут приемлемы и поддержаны народами наших стран.

Мы с Японией регулярно проводим консультации по актуальным глобальным и региональным проблемам. Особое внимание уделяем ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе на Корейском полуострове, положению дел на Ближнем Востоке и Севере Африки в контексте противодействия действующим там террористическим и экстремистским группировкам и усилий международного сообщества по урегулированию различных кризисов в этом важном регионе.

Договорились в ближайшие месяцы провести серию консультаций между министерствами иностранных дел по проблематике разоружения и нераспространения, Ближнего Востока и Севера Африки, а также по вопросам деятельности ООН, в рамках которой между делегациями наших стран установились хорошие и полезные связи.

Москва и Токио совместно с Управлением ООН по борьбе с наркотиками и преступностью реализуют проект по подготовке афганских наркополицейских на базе комплекса МВД России «Домодедово». Договорились эту практику продолжать и расширять.

 Рассмотрели ряд конкретных вопросов двустороннего взаимодействия. Договорились продолжать консультации. По целому ряду из этих вопросов наметилось движение вперед, а по остальным рассчитываем достичь аналогичного результата в будущем.

С учетом известной позиции Японии в связи с украинским кризисом мы дали подробные разъяснения наших действий, опирающихся на прочную основу Минских соглашений от 12 февраля с.г., которым нет альтернативы, и выполнение которых зависит, прежде всего, в решающей степени от способности Киева наладить прямой диалог с Донецком и Луганском.

В целом в нашей повестке дня у нас есть над чем работать. Но мой главный вывод – подтверждается обоюдный настрой на продвижение всего комплекса двусторонних отношений в соответствии с Совместным заявлением о развитии партнерства между Россией и Японией от 29 апреля 2013 г. и в русле других договоренностей, достигнутых на высшем уровне.

Вопрос (обоим министрам): К чему Вы пришли в согласовании позиций обеих стран при обсуждении северных территорий? Можно ли увязывать этот вопрос с визитом Президента России В.В.Путина в Японию?

С.В.Лавров (отвечает после Ф.Кисиды): Российская делегация не обсуждала северные территории. Северные территории Японии и Российской Федерации не являются предметом нашего диалога. На повестке дня стоит тема, которую согласовали оба лидера, – заключение мирного договора. Российские подходы опираются на все достигнутые на сегодняшний день договорённости и остаются неизменными. В частности, мы напомнили о том, что продвижение в данном вопросе возможно лишь после того, как мы получим ясность в отношении признания Японией послевоенных исторических реалий, включая Устав ООН во всей его полноте. Именно исторический аспект этой унаследованной нами со Второй мировой войны проблемы является наиболее серьёзным препятствием на пути к её урегулированию. Диалог нужно продолжать, потому что без внесения ясности в историческую реальность, которую мы имеем сегодня по итогам Второй мировой войны, мы не сможем продвинуться вперёд. Сегодня мы подтвердили абсолютную приверженность российского руководства нахождению развязки, которая будет устраивать обе страны и будет принята народами Японии и Российской Федерации.

Мы полностью привержены достигнутым в прошлом договорённостям, в том числе на высшем уровне, включая договорённость полноформатно развивать российско-японские отношения по всем направлениям и добиваться создания такой атмосферы, которая будет наиболее благоприятной и для решения проблемы мирного договора. Сегодняшняя атмосфера, как вам известно, в связи с известными решениями Правительства Японии не самая лучшая. Принципиально важно, что сегодня мы говорили об этом абсолютно откровенно, не уходя от острых вопросов, не обходя острые углы, как добрые соседи, партнёры, в духе сложившихся между Президентом России В.В.Путиным и Премьер-министром Японии С.Абэ отношений.

Самое широкое развитие сотрудничества между нашими странами в торговле, экономике, инвестиционной сфере, гуманитарном отношении и в области контактов между людьми абсолютно востребовано нашими народами. Признавая наличие целого ряда проблем в наших отношениях, продвигаясь по пути к их решению, мы не должны допустить, чтобы интересы наших народов стали заложниками любой из этих проблем. Как мы с господином Министром иностранных дел Японии Ф.Кисидой уже объявили, мы договорились возобновить диалог по мирному договору на уровне заместителей министров. Второй раунд этого диалога состоится 8 октября, первый раунд прошел в январе 2014 г. Не Россией была обусловлена такая большая пауза – у наших японских коллег появились сложности с соблюдением ранее согласованного графика контактов на различных уровнях.

Надеемся, что теперь динамика контактов возобновится, и сбоев больше не будет.

Вопрос (адресован обоим министрам): Какие подробности предстоящего визита Президента России В.В.Путина в Японию были предметом сегодняшних переговоров? О чем конкретно вы договорились?

С.В.Лавров (добавляет после Ф.Кисиды): Премьер-министр Японии С.Абэ пригласил Президента России В.В.Путина осуществить визит в Японию. Это приглашение было принято. Исходим из того, что конкретные сроки визита остаются за хозяевами. Мы будем готовы рассмотреть соответствующие предложения. Конечно, очень важно будет обеспечить солидное, содержательное наполнение очередного саммита.

У нас в работе много совместных инициатив. Рассчитываем, что они будут реализовываться и обогащать российско-японские отношения в любом случае. При этом исходим из того, что выдвижение предварительных условий для организации контактов на высшем уровне в принципе едва ли является продуктивным.

Помимо предстоящего визита Президента России В.В.Путина в Японию наши лидеры общаются регулярно: В прошлом году Президент России В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ встречались «на полях» саммитов «большой двадцатки», АТЭС, несколько раз говорили по телефону. Рассчитываем, что эта динамика сохранится.

Повторю, в любом случае, Президент России В.В.Путин принял приглашение Премьер-министра Японии С.Абэ. Думаю, что обе стороны согласуют соответствующие сроки, когда наши японские коллеги их предложат.

Вопрос (адресован Ф.Кисиде): Недавно в Японии были приняты поправки, позволяющие силам самообороны участвовать в боевых действиях за рубежом. Это решение вызвало серьезную озабоченность у соседних стран, в частности у Китая и Южной Кореи. Какое влияние, по Вашему мнению, данное решение Кабинета министров Японии может оказать на существующий международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны?

С.В.Лавров (добавляет после слов Ф.Кисиды): Данная тема очень важна. Мы, безусловно, следим за эволюцией подходов Японии к обеспечению своей безопасности, соответствующим положениям Конституции страны. Отмечаем озабоченности этими тенденциями, включая решение Кабинета министров об ослаблении ограничений на коллективную самооборону, которые высказывают соседние страны. Эти события происходят параллельно с активизацией и мощным наращиванием военного присутствия и активности США в регионе Северо-Восточной Азии. Это, прежде всего, касается планов наращивания и создания противоракетного потенциала Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который является неотъемлемой частью глобального проекта ПРО США. Сегодня мы с Ф.Кисидой говорили о дестабилизирующем характере планов сооружения глобальной ПРО США для международной безопасности. Мы наблюдаем за этим проектом, в том числе и с точки зрения линии США на вовлечение в Азиатско-Тихоокеанскую ПРО Японии и ряда других стран, в частности, Республики Корея. Параллельно видим процесс обновления руководящих принципов сотрудничества Японии и США в области обороны, где начинает просматриваться то, что я бы назвал «ядерным профилем».

Мы убеждены, что блоковые подходы к обеспечению безопасности себя изжили. Закрытые военные альянсы будь то в Европе или АТР не способствуют снижению напряженности. Россия выступает за всеобъемлющую, открытую, транспарентную архитектуру безопасности в АТР на основе принципов международного права, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой. В рамках механизма Восточноазиатских саммитов, в котором участвует Япония и Россия, по нашей инициативе начался процесс многостороннего диалога по теме формирования в АТР открытой архитектуры безопасности. Уже состоялось четыре раунда такого диалога, очередной предстоит в следующем году в Китае. Мы рассчитываем на активное участие Японии и ее весомый вклад в достижение общеприемлемого результата. Надеюсь, этот процесс принесет такие результаты.

Россия открыта и к двусторонним консультациям с нашими японскими соседями по всему спектру вопросов безопасности – в АТР и конкретном регионе Северо-Восточной Азии. У нас в свое время был создан механизм «2+2», когда министры иностранных дел и обороны встречались и в рамках своей компетенции проводили коллективные обсуждения. Мы готовы возобновить работу этого механизма. Я почувствовал, что эта идея не отвергается нашими японскими коллегами.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати