ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина пытается опереться на Польшу

13:36 16.09.2015 • Владислав Гулевич, журналист-международник

9-10 сентября премьер-министр Украины Арсений Яценюк посетил Польшу, но этот визит не получил достаточного освещения в прессе. Причиной могут быть не только более веская для Евросоюза проблема ближневосточных беженцев, но и скромные результаты, достигнутые украинским премьером в ходе этого вояжа.

Переговоры А. Яценюка с премьером страны Эвой Копач и президентом Анджеем Дудой обусловлены приближающимися парламентскими выборами в Польше, которые состоятся через месяц. Польская внутриполитическая сцена может измениться, и Киев хотел прощупать почву на предмет будущих польско-украинских отношений.

Второй причиной поездки А. Яценюка стали 100 млн. евро, обещанные предыдущим президентом Польши Брониславом Коморовским. Б. Коморовский – представитель ныне оппозиционной партии «Гражданская платформа». Анджей Дуда – выходец из правящей партии «Право и справедливость». Но межпартийные разногласия не помешали польскому политикуму принять решение о соблюдении обязательств относительно выделения Киеву 100 млн. евро.

Также, при содействии министра образования Польши Йоанны Кузик-Ростковской, намечено создание Польско-украинского совета по молодёжному обмену. Это позволит увеличить количество молодых граждан Украины, обучающихся в польских вузах и т.п. Всего планируется оказать стипендиальную поддержку 500 украинским студентам в польских вузах в 2015 г.

Проблема украинских мигрантов для Польши сейчас не менее актуальна, чем вопрос возможного размещения в Польше мигрантов из Африки и Ближнего Востока. За последние шесть месяцев украинцы получили около 400 тыс. польских виз. Численность украинцев на польском рынке труда значительно возросла.

Это наслаивается на проблему ближневосточных беженцев. Страны Шенгенской зоны всерьёз озабочены наплывом нежелательных гостей. Охрану границ усилили в Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, но это не спасает ситуацию. Вполне ожидаемо полное закрытие границ некоторыми странами Шенгенской зоны.

На штурм закрытых границ мигранты могут пойти через территорию Польши, в т.ч., что не добавит стране стабильности, поскольку она граничит с Германией, ратующей за привлечение иностранной рабочей силы в Европу в массовых количествах, и Украиной, стоящей на краю социально-гуманитарного кризиса. Тогда Варшаве придётся решать уже комплексную проблему мигрантов с Ближнего Востока, и мигрантов с Украины (2).

В ходе визита А. Яценюк услышал традиционные слова польских политиков о поддержке евроинтегарционного курса Украины, хотя польская пресса прогнозирует, что вскоре единственным стабильным государством от Атлантики до Тихого океана будет Россия (3). Губительность евроинтеграционного курса для украинского государства очевидна. Ни польские официальные лица, ни украинский премьер  этого «не замечают».

А. Яценюк заявил о желании более активного участия Польши в украинских делах. Геополитический подтекст данного заявления очевиден. Киев остро нуждается в адвокате на международной арене. Ни Вашингтон, ни Брюссель не будут уделять Украине столько внимания, сколько могла бы уделить Польша, позиционирующая себя, как посредника между Киевом и коллективным Западом.

Только вряд ли это адвокатство будет воспринято на Западе всерьёз. Польские политики – довольно своеобразные эксперты по украинскому вопросу. Их своеобразие заключается в восприятии этой тематики сквозь призму т.н. политики «исторической памяти» польско-российских отношений. Варшава готова поддержать любую деструктивную силу на Украине при условии, что сможет использовать её в антироссийских инициативах.

Политические интеллектуалы на Западе прекрасно об этом осведомлены. Поэтому польское экспертное сообщество, несмотря на географическое соседство с Украиной и Россией, не пользуется на Западе особым авторитетом в области «россиеведения». Политологические труды польских авторов на данную тему издаются на Западе только в ситуативно-пропагандистских, но не научных целях.

Но официальная Варшава остаётся верна избранному раз и навсегда тренду, и не старается взглянуть на российско-польские отношения более широким взглядам. Усилия поляков, направленные на нормализацию польско-российских отношений, чаще всего, являются частной инициативой. Например, открытие в Калининграде выставки о совместной борьбе польского и российского народов против фашизма или восстановление монумента безымянным красноармейцам в посёлке Доброво (4,5).

По итогам польского визита премьера Украины можно констатировать, что Варшава не намерена менять взгляда на проблему Донбасса. Этот взгляд заключается в публичной миротворческой риторике, помноженной на закулисное обеспечение киевского режима необходимой помощью. Объём этой помощи невелик, учитывая сегодняшние экономические реалии самой Европы, и, Польши, в частности. Выделение Польшей 100 млн. евро не спасут Украину от социальной и экономической анархии, поскольку украинское государство нуждается в многократно больших суммах. Предоставить такие суммы Киеву Польша не в состоянии.

Не менее важный вопрос для Киева – энергетический. После утраты кооперационных связей с Донбассом Украина ищет поставщиков угля. И таким поставщиком может стать Польша. Обсудить этот вопрос планируется на готовящейся встрече представителей угольной промышленности Польши и министром энергетики и угольной промышленности Украины Владимиром Демчишиным. Дата встречи ещё не определена.

 

1)       http://www.tvpparlament.pl/aktualnosci/premier-jaceniuk-z-wizyta-w-polsce-spotka-sie-z-prezydentem-i-premier/21536200

2)       http://pl.sputniknews.com/opinie/20150910/984572.html

3)       https://obserwatorpolityczny.pl/?p=34901

4)       http://newsbalt.ru/news/2015/08/26/polskie-istoriki-otkryvayut-v-rossii/

5)       http://newsbalt.ru/news/2015/09/01/v-polshe-vosstanovlen-pamyatnik-bezym/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати