ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Общественная палата России обратилась к проблематике ООН

14:37 01.07.2015 • Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»

Во вторник, 30 июня 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания по теме: «Роль Организации Объединенных Наций в решении международных проблем». Данная дискуссия была приурочена к 70-летию ООН[i], празднование юбилея которой пройдет в сентябре текущего года. Но конец июня в качестве даты для проведения слушаний в Общественной палате был выбран не случайно – 26 июня 1945 на конференции в Сан-Франциско года был подписан Устав ООН. Объявленная общественной палатой тема, в условиях сложившейся непростой международной обстановки, вызвала большой интерес – участвовать в дискуссии собрались представители МИДа, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, члены Общественной палаты, члены Российского общественного совета по международным делам и публичной дипломатии (Россовет), эксперты, ученые и представители СМИ.

Слушания открыл заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол С.Орджоникижзе, он же и модерировал дискуссию.Как подчеркнул С.Орджоникидзе, Россия стояла у истоков ООН. Россия рассматривает ООН как важнейшую организацию для сотрудничества государств по поддержанию и безопасности мира. Однако некоторые страны рассматривают вопросы гуманитарные – права человека – для оправдания войн. Но понимание права человека шире, чем используется западом для таких целей. Удивительно, что государство-основатель ООН – США – своими действиями сегодня способствует разрушению ООН. В тоже время глобальные вызовы и угрозы призывают мировое сообщество к консолидации. Необходимо и далее укреплять роль ООН в мире, необходимо понимать на каких принципах идти по пути реформы ООН подчеркнул заместитель секретаря Общественной палаты.

Слово для основного доклада было предоставлено заместителю Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Гатилову. Заместитель главы российского внешнеполитического ведомства в частсности сказал:

«В осложнившейся ситуации в мировых делах, в условиях продолжающихся попыток сдерживания России крайне важно, что усилия отечественной дипломатии опираются на широкий общественный консенсус. Такая поддержка является бесценным ресурсом нашей деятельности на международной арене, придает ей необходимую устойчивость. В Министерстве иностранных дел высоко ценят плодотворное сотрудничество с Общественной палатой Российской Федерации в интересах упрочения позиций и авторитета нашей страны в мире, продвижения ее подлинного образа.

Переходный период в международных отношениях, связанный с формированием полицентричной системы мироустройства, принял довольно затяжной характер, проходит непросто. Усиливается конкуренция на всех направлениях, четко обозначилось противоречие между объективным процессом рассредоточения глобальной мощи и влияния и упрямым стремлением «исторического Запада» во главе с США любой ценой повернуть этот процесс вспять, сохранить свои доминирующие позиции, в том числе путем противоправных односторонних мер давления.

При этом общие для всех угрозы не становятся менее масштабными, что чревато усилением хаоса и нестабильности в мире. В нынешних условиях востребована такая международная архитектура, которая способствовала бы коллективному поиску ответов на многочисленные проблемы современности. Очевидно, что сегодня ни одно государство или группа стран не обладают достаточными ресурсами для их долгосрочного решения.

 

 

Перед началом слушаний

 

Уникальной площадкой для координации действий международного сообщества, поддержания мира и безопасности остается Организация Объединенных Наций, которая обладает универсальной легитимностью. По сути уже при создании Всемирной организации в ее основу был заложен принцип управления многополярной системой, который был впоследствии искажен переходом мира к биполярному противостоянию. Сейчас при наличии доброй воли ключевых игроков открываются перспективы для раскрытия ооновского потенциала в интересах формирования эффективных механизмов управления полицентричной архитектурой.

Несмотря на радикальные перемены в мире, ООН за семь десятилетий убедительно доказала свою востребованность, в том числе как платформа для продвижения в мировых делах ценностей равноправного партнерства, уверенно утвердилась в качестве действенного инструмента урегулирования региональных конфликтов, реагирования на глобальные вызовы, включая терроризм, оргпреступность, наркоугрозу.

Фундаментом функционирования всей международной системы остается Устав ООН – своего рода кодекс поведения в мировых делах. Как отметил Президент В.В.Путин (на вручении верительных грамот послами иностранных государств 28 мая с.г.), отраженные в нем базовые принципы сотрудничества – равенство суверенных государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров – были буквально выстраданы человечеством. Практика последнего времени наглядно показала, что солидарные действия, подкрепленные авторитетом ООН в форме соответствующих резолюций, способны привести к значительному прогрессу в решении самых сложных и запутанных проблем. Наоборот, шаги, предпринимаемые в обход ее Устава, лишь множат хаос и неопределенность.

Для того, чтобы колоссальные возможности ООН могли быть задействованы в полной мере, следует отказаться от попыток ее использования в качестве инструмента осуществления политики узкой группы государств. Необходимо укреплять авторитет и способность Организации и далее выполнять центральную координирующую роль в международных отношениях.

Этому не способствуют предпринимаемые США и руководимым им западным альянсом настойчивые усилия по продвижению в ключевом ооновском органе – Совете Безопасности – выгодных только им односторонних решений. Поскольку это не получается, партнеры безосновательно критикуют СБ за "бездействие", пытаются искусственно ограничить неотъемлемое право вето постоянных членов Совета, а то и действовать в обход ООН. Это – очень опасный путь. Эффективность ООН как межгосударственной структуры напрямую зависит от степени конструктивного взаимодействия ее членов и добросовестного соблюдения ими принципов международного права, от способности искать и находить общеприемлемые подходы.

В последние годы много говорится о необходимости реформирования Организации. Наиболее острой является дискуссия вокруг реформы Совета Безопасности, изначально задуманного в качестве механизма согласования позиций между ключевыми международными игроками.

Разумеется, ООН должна идти в ногу со временем, учитывать появление и укрепление новых центров силы и влияния. Вместе с тем, в этом вопросе требуется особая осторожность, поскольку Совет несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В связи с тем, что в подходах государств сохраняются существенные расхождения, следует продолжать поиск такой модели его расширения, которая опиралась бы на широкий консенсус государств-членов ООН.

Для нас ориентиром по-прежнему является задача придания Совету более представительного характера, но без ущерба для его эффективности. Реформированный Совбез должен оставаться компактным, чтобы выполнять функцию ключевого звена системы управления многополярным миром, адекватно реагировать на возникающие вызовы.

С идеями ограничения права вето "пятерки" постоянных членов мы согласиться не можем. Это означало бы отход от закрепленного в Уставе принципа единогласия постоянных членов, который является краеугольным камнем всей ооновской архитектуры, системы сдержек и противовесов. Право вето – это не привилегия, а гарантия сбалансированности принимаемых решений. Его основной смысл заключается в побуждении государств к совместной работе и поискам компромисса, взаимному учету интересов, прежде всего по наиболее острым сюжетам. Какие-либо искусственные ограничения неизбежно привели бы к росту напряженности, создавали бы лазейки для желающих преследовать односторонние своекорыстные цели. Напомню, что применение вето Россией, а также Китаем не допустило вмешательства во внутренние дела целого ряда стран с непредсказуемыми последствиями как для них самих, так и для региональной и международной стабильности в целом. Сейчас многие партнеры прямо благодарят нас за такую принципиальную позицию, доказавшую свою оправданность.

В год 70-летия ООН необходимо отдать должное работе Всемирной организации на социально-экономическом направлении. Благодаря ООН стало возможным формирование глобального партнерства, объединившего мировое сообщество вокруг Целей развития тысячелетия. В результате осуществления масштабных усилий по их достижению за последнее десятилетие улучшилось благосостояние миллионов людей по всему миру. Буквально через три месяца в Нью-Йорке состоится Саммит ООН, в ходе которого будет утверждена Глобальная повестка дня в области развития на период после 2015 года. Речь идет о документе, содержащем конкретные параметры и стратегические ориентиры межгосударственного сотрудничества на период до 2030 года в интересах обеспечения устойчивого развития на основе комплексного и интегрированного подхода к решению экономических, социальных и экологических задач.

Увеличение числа вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и техногенных катастроф диктует необходимость наращивания усилий в деле экстренного гуманитарного реагирования. Существующие в рамках системы ООН механизмы оказания чрезвычайной помощи и осуществления долгосрочных проектов восстановления на практике доказали свою эффективность. Важно, чтобы такая деятельность и впредь опиралась на принципы международного права и была неполитизированной. Именно этими подходами руководствуется Россия в работе с профильными агентствами ООН.

Организация не остается в стороне от межцивилизационного диалога. В нынешних условиях распространения конкуренции на ценностные ориентиры и модели развития одной из важнейших задач мирового сообщества становится предупреждение конфликтов на почве культурно-религиозной идентичности. Главным направлением усилий в этом контексте является межцивилизационное и межкультурное партнерство. Мы поддерживаем работу действующего под эгидой ООН Альянса цивилизаций.

ООН должна принадлежать ключевая роль и в области защиты прав человека. К сожалению, эта тематика часто политизируется, используется как предлог для обоснования вмешательства во внутренние дела, вплоть до реализации силовых сценариев. Тем самым дискредитируется сама концепция прав человека. Полагаем важным добиваться деполитизации правозащитного сектора Всемирной организации, соблюдения согласованных правил функционирования соответствующих механизмов, включая Совет ООН по правам человека и созданные в его рамках специальные процедуры, прежде всего – Универсальный периодический обзор.

Сегодня объективно повышается востребованность широкого гуманитарного сотрудничества. Трудно переоценить роль ЮНЕСКО – интеллектуального лидера в системе ООН, авторитетного форума по защите культурного достояния и окружающей среды, углубления взаимоуважительного диалога между различными культурами. Россия – один из наиболее активных членов ЮНЕСКО, принимает деятельное участие в реализации большинства ее программ и проектов.

Возрастает интерес к деятельности ООН со стороны неправительственных организаций, которые хотят подключаться не только к обсуждению прав человека и социально-экономических задач, но и к дискуссиям по политическим вопросам, проблемам обеспечения безопасности, разоружения, миростроительства.

Мы – за более активное участие отечественных НКО в многосторонних форумах гражданского общества под эгидой ООН, за проведение ими собственных мероприятий «на полях» заседаний ооновских органов. Особое значение имеет подключение к усилиям по противодействию попыткам идеологически обосновать фальсификацию истории Великой Отечественной войны, развал закрепленных в Уставе ООН принципов послевоенного мироустройства.

Подготовка к празднованию юбилея Всемирной организации вступает в финальную стадию. В Нью-Йорке в рамках 70-й сессии ГА ООН будут организованы мероприятия, в которых запланировано участие подавляющего большинства глав государств и правительств. Рассчитываем, что предстоящие встречи станут хорошей возможностью не только для того, чтобы подвести итоги и извлечь уроки истории, но и наметить путь в будущее, которое может быть только общим для всех стран и народов.

В заключение хотел бы пожелать вам новых успехов. Со своей стороны будем и далее поддерживать начинания общественной дипломатии, направленные на укрепление атмосферы доверия на международной арене»[ii].

Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам А.Пушков в своем докладе отметил особую важность того, что ООН и в будущем остается безальтернативной организацией. Есть предложения по ее модернизации, но никто не предлагает создать «другую ООН». Но развивается политика НАТО по ограничению ареала действия ООН. Создается «параллельное поле», где ООН не работает. Все администрации США выступают за ограничение роли ООН и за введение своего международного права. Подмена ООН на НАТО осуществляется для агрессивных действий, когда поддержку ООН не удается получить. Сегодня продвигаемые Западом «новые ценности» (типа однополых браков) не находят выражения и подтверждения в Уставе ООН. Надо понимать, что изменение соотношения сил сдвинулось после распада СССР не в нашу пользу. Важно, в этой связи, опираться на новые международные организации – такие как БРИКС и ШОС, которые вписаны в систему ООН.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.Косачев в своем выступлении отметил, что во время «холодной войны» ООН была очень эффективный и востребованный период деятельности ООН, так сказать пик ее деятельности. ООН много делала, чтобы «холодная война» не переросла в третью мировую войну. После «холодной войны» развитие ООН пошло по нарастающей. Ее деятельность сосредоточилась по трем важнейшим направлениям:

- самоопределение наций;

- неприменение силы;

- невмешательство во внутренние дела.

Однако, эти «три кита» ООН, подчеркнул сенатор, сегодня пытаются поставить под вопрос. Знаменитая «Парижская хартия» зафиксировала фундаментальную важность ООН и договоренностей ОБСЕ. Но уже в 1991 году появляется новая стратегическая доктрина США, где указывалось, что Соединенные Штаты не должны допустить(кроме себя) появление «нового государства-лидера». Видна тенденция, резюмировал К.Косачев, на отказ от противодействия со стороны государств навязыванию со стороны США и НАТО «новых ценностей» без их согласия».

Член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками В.Лихачев затронул вопросы влияния ООН на развитие сегодняшней международной ситуации. С одной стороны, в ООН сложился блок из России, государств БРИКС и ШОС, ЕАЭС. С другой стороны им противостоят 50-52 «квазигосударства». В.Лихачев считает, что прежде всего, ООН имеет сложившийся инструментарий по правовому развитию. Даже в годы «холодной войны» ООН была креативной в сфере создания международно-правовых норм. Но в наступившем XXI веке значение международного права ослабляется. В.Лихачев предложил в рамках празднования 70-летия ООН создать два важных документа. Подготовить Доктрину Российской Федерации по международному праву, а также сделать мониторинг российского законодательства. Необходимо также подготовить Закон РФ о международном праве. Очень хотелось бы, отметил парламентарий, чтобы международная правовая конкретика вошла в единую жизнь российского общества.

Генерал армии Ю.Балуевский (начальник Генштаба ВС РФ, член Совета Безопасности РФ в 2004-2008 гг.) в своем ярком выступлении затронул тему военной составляющей ООН, прежде всего миротворческих операций. Высокопоставленный военный и известный теоретик военного искусства подчеркнул тенденцию политики США направленную на подмену миротворческой сути операций под флагом ООН в своих военно-стратегических интересах. В их планах делать под флагом миротворческих операций то, что ранее достигалось войной. В противостоянии этой тенденции генерал армии Ю.Балуевский видит одну из важнейших задач российской внешней политики на ООНовскм направлении.

Академик Е.Велихов, почетный Секретарь Общественной палаты РФ, в своей речи подчеркнул, что не только ООН сейчас печется о мире, защите прав человека и гармоничном развитии, сейчас все больший вклад в формирование международных отношений вносят общественные организации. Социальные экономические советы и общественные палаты начинают играть все большую роль в мировой архитектуре. Они организовываются горизонтально и создают свое независимое пространство, они координируют свои действия направленные в сфере экономического и социального развития. Так например, действует и Международная ассоциация социально-экономических советов и аналогичных организаций, членом которой является российская Общественная палата. Россия в сентябре завершает свое председательство в Международной ассоциации и на всемирной Ассамблее представит основной доклад о развитии человеческих ресурсов, подчеркнул академик Е.Велихов.

 

 

Генерал Ю.Балуевский и академик Е.Велихов

 

Известный правовед, заведующий кафедрой международного права РУДН, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам А.Абашидзе отметил, что необходимо больше внимания уделять подготовке российских кадров правоведов-международников. Профессор А.Абашидзе обратил внимание на то, что в США огромным тиражом издан учебник по которому обучаются будущие специалисты по международному праву. Учебник называется: «Международное право, применяемое и понимаемое в США». А.Абашидзе задается риторическим вопросом: «А не выпустить ли в России учебник для вузов под названием “Международное право, применяемое и понимаемое в Российской Федерации”?».

Известный российский дипломат, профессор Дипломатической академии МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Е.Кутовой, отметил, что идущая в Общественной палате России дискуссия дает богатую пищу для размышлений. Дипломат считает, что Россия должна активнее использовать свои возможности в плане участия своих представителей в работе Секретариата ООН. Посол Е.Кутовой, подчеркнул. Что Россия утратила квоту на пост заместителя Генерального секретаря ООН по политическим вопросам. Надо подумать, как ее вернуть.

Директор центра политической коньюктуры Сергей Михеев заявил, что ООН создавалась на основе суверенного равенства государств. И Россия (Советский Союз) и США стремились использовать ООН в своих интересах. Теперь этим занимаются только США.США хотят и далее использовать ООН в своих целях, использовать для этого юридические обоснования. Нам необходимо удержать от этого международную архитектуру. Это можно сделать, обладая обороноспособной современной армией, экономическим могуществом и союзниками. Тогда борьба России за верховенство международного права увенчается успехом.

Член Общественной палаты РФ, известный политолог С.Марков заявил, что видение России ООН – это видение Россией не международной организации, а видение мира. Как подчеркнул известный политолог, Россия выступает за сохранение роли Совета безопасности ООН и уважение его решений. Также Россия выступает за уважение суверенитета государств. Если говорить о реформе СБ ООН, то конечно, численность СБ можно расширить, но право вето должно остаться только за пятью создателями СБ ООН. Сегодня видны угрозы ООН. США пытаются использовать ООН как механизм для проведения своей политики. Решения ООН и СБ ООН могут быть проигнорированы. И, наконец, США может быть создана другая структура универсального характера (например, «Лига демократических государств»).

По мнению члена Общественной палаты РФ, директора Института стран СНГ К.Затулина можно сравнить ту роль, которую в ООН играл СССР и ту роль, которую играет в ООН сегодня Россия. Какова нынешняя ситуация? Пока сохраняется деградация влияния на решения ООН. Она не фатальна, ее можно изменить. По мнению К.Затулина реформирование ООН приведет к ухудшению нашей позиции. Необходимо уменьшить вовлечение ООН на данном этапе в проблемы постсоветского пространства. Еще один важный вопрос - зачем тратить половину бюджета ООН на работу Гаагского Трибунала по бывшей Югославии. Это надо остановить, резюмировал ученый и общественный деятель.

 

Подводя итоги состоявшейся интересной и плодотворной дискуссии, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ С.Орджоникидзе подчеркнул, что в сегодняшних непростых условиях повышения международной напряженности, необходимо увеличивать роль ООН в международном поле, сосредоточиться на повышении ее эффективности. С.Орджоникидзе отметил важность роли институтов гражданского общества и общественной дипломатии в обеспечении безопасности, однако, как он полагает, работа ООН и общественных институтов должны идти параллельно и не замещать друг друга.



[i]Основы деятельности ООН и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати