ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Собственные задачи НАТО не отвечают глобальной безопасности

09:56 18.05.2015 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«НАТО последовательно идет по пути выполнения решений саммита в Уэльсе, касающихся наращивания военных потенциалов и разворачивания всей натовской военной машины к восточной периферии для того, чтобы парировать угрозу с Востока», - заявил на пресс-конференции в формате видео моста Брюссель-Москва Постоянный Представитель России при НАТО, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Александр Грушко. Встреча с журналистами была организована в студии МИА «Россия сегодня», и поводом к ней стали интересующие СМИ итоги встречи в Анталии (Турция) министров иностранных дел стран-членов НАТО 13-14 мая. Политика НАТО в отношении России была одной из главных тем двухдневных переговоров министерского уровня. Комментируя итоги встречи, Александр Грушко подчеркнул, что результатом её не стали какие-либо решения, поскольку переговоры проходили в неформальном ключе.

Постпред России при НАТО выделил наиболее существенные моменты: во-первых, уже упомянутое наращивание военных потенциалов альянса в духе саммита в Уэльсе. Александр Грушко отметил, что министры уделили большое внимание тому, каким образом эти решения воплотить в жизнь. Следующим моментом в выводах Постпреда России при НАТО по итогам встречи в Анталии стало усиливающееся внимание альянса к южной периферии, там, где генерируются риски для безопасности и угрозы для самого альянса. Как заметил Александр Грушко, в НАТО не принято вспоминать, что ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке стала во многом результатом действий самого альянса. «Сегодня НАТО сталкивается с феноменом, который требует огромного внимания: это полное обрушение государственных структур на гигантских пространствах Северной Африки, который особенно остро ощущается в Ливии, в меньшей степени - в Ираке. Это приводит к тому, что те программы, которые объявляются в НАТО, как призванные содействовать стабилизации этих регионов, не работают, поскольку в этих регионах нет адресатов, которые могли бы получать объявленное натовцами содействие», - подчеркнул Александр Грушко.

В-третьих, на турецкой встрече министров иностранных дел НАТО был рассмотрен и украинский сюжет, не обнаруживший ничего нового. С сожалением А.Грушко отметил: «НАТО живет в собственной реальности, игнорируя реальный прогресс, который был достигнут в последние недели в рамках «нормандского» формата». По словам Постпреда России при НАТО, члены альянса по-прежнему не принимают во внимание объективную информацию, которая приходит по каналам ОБСЕ. Главная задача заявлений по украинскому кризису: продолжать позиционировать Россию как  сторону в конфликте, тем самым, возлагая на неё основную ответственность за «пробуксовки» в продвижении минских договоренностей. Вместе с тем, Александр Грушко подчеркнул: «Мы обращаем внимание на повышение градуса воинственности в заявлениях официальных лиц Киева накануне проведения подобного рода мероприятий. Вряд ли бы украинский президент П.Порошенко делал заявления о том, что вооруженные силы Украины собираются отбить Донецк, если бы он не чувствовал косвенной поддержки со стороны Брюсселя».

Четвертый сюжет в выводах по итогам встречи в Анталии касался внимания НАТО к Афганистану. А.Грушко отметил, что войска НАТО, которые составляли костяк сил содействия безопасности, не справились в полной мере с теми задачами, которые были сформулированы в резолюции Совета Безопасности ООН. Постпред России при НАТО констатировал, что ситуация в Афганистане деградирует, усиливается проникновение ИГ в Афганистан, усиливаются вылазки экстремистов, происходит сращивание экстремистских группировок, которые распространяют сферу влияния уже на все провинции страны, в том числе на бывший еще недавно спокойным север Афганистана. Не говоря о том, что усиливается производство наркотиков с территории этой страны. Страны НАТО задумались над тем, что будет делать альянс по окончании операции «Решительная поддержка», которая ограничена временными рамками – 2016 годом.

Одной из тем, обсуждавшихся в Анталии, была «угроза гибридных операций». Причем в поисках союзников, НАТО демонстративно поднимает эту тему «на щит» против той угрозы, которую связывает с Россией. «Это выглядит несколько странно, даже лицемерно, потому что мы знаем, что именно страны НАТО, которые проводили военные операции во многих регионах мира, и это касается Европы, в том числе, на Балканах, - это были действительно гибридные операции, которые сопровождались политическим, экономическим, пропагандистским давлением, и готовили почву для применения силы в обход норм международного права», - заявил Александр Грушко.   И в этой связи пока не идет речь о возобновлении сотрудничества в формате Совета Россия – НАТО (СРН), решение о прекращении которого было принято 1 апреля прошлого года. И этот факт с сожалением отметил Постпред России при НАТО. Формат СРН выработал общую систему, которая позволяла идентифицировать самолеты, не подчинявшиеся командам с земли, о которых были предположения, что они захвачены террористами. Теперь натовская часть в этой системе не функционирует, что ослабляет безопасность и для стран альянса в том числе. Кроме того, остановлены операции по подготовке антинаркотических специалистов, которые необходимы и для Пакистана, и для стран Центральной Азии. Не реализуется «вертолетный пакет», призванный готовить специалистов для обслуживания вертолетной техники. А без надежного воздушного компонента вооруженные силы Афганистана будут не в состоянии контролировать обстановку в стране.

По словам Александра Грушко: «Очевидно, что альянс «выстрели себе в ногу», поскольку все эти проекты были призваны обеспечивать общую безопасность». И хотя по линии Россия – НАТО идет политический диалог, на сегодняшний день такая конструкция не может  быть удовлетворительной, ибо, как отметил Александр Грушко, «без практического сотрудничества будет постепенно уходить политическая мотивация к реальному взаимодействию в сферах общих интересов. НАТО концентрируется на собственных задачах, а они не отвечают общей безопасности». Это хорошо видно на примере действий НАТО в странах Прибалтики. До недавнего времени северо-восточный регион Европы был спокойным с точки зрения наличия военных угроз. Здесь существовали возможности для развития региональных механизмов взаимодействия России и НАТО, были соглашения, позволявшие укреплять безопасность на региональном уровне. Сейчас же мы наблюдаем, по словам А.Грушко, «создание нового негативного для России качества безопасности в регионе».

Так на территории прибалтийских стран происходят мероприятия, меняющие военную обстановку: идет создание плацдармов для потенциала военного усиления. Создаётся шесть командных структур (Польша, Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия), которые предназначены для того, чтобы обеспечить театр военных действий. Постпред России при НАТО отметил, что существенно возросла интенсивность военных учений на территории этих стран, туда перебрасывается тяжелая военная техника, осуществляется американская программа по обучению войск. Там на постоянной основе находятся американские подразделения, обеспечивающие совместимость натовских формирований. «Это создает новую военную реальность, которая должна учитываться Россией», - предупредил Александр Грушко. Постпред отметил такой фактор, как усиление воздушного патрулирования региона. Всё начиналось с четырех самолетов, патрулировавших воздушное пространство Прибалтики. Теперь это 30 самолетов на постоянной основе, многие из них способны выполнять двойные функции (носителей ядерного оружия). Отмечено повышенное присутствие в балтийской и черноморской акватории натовских сил.

По поводу нагнетания информации о милитаризации Арктики, Александр Грушко отметил: «Пока я не вижу, чтобы у НАТО была внятная стратегия в отношении Арктики». Не исключено, что Арктика может стать предметом конкурентной борьбы за ресурсы, за обладание правом на транспортные пути, и процесс потепления климата также должен учитываться странами альянса. «Страны Арктического совета исходят из того, что у международного сообщества достаточно инструментов, которые позволяют им решать проблемы, которые могут возникать в этом регионе, путем переговоров. Исхожу из того, что НАТО не будет вовлечена в игры вокруг арктических проблем. Вовлеченность НАТО в арктические дела приведет к самым серьезным последствиям для глобальной безопасности», - полагает Александр Грушко. Что же касается Крыма, то Постпред считает: все разговоры об усилении Российского военного присутствия на полуострове направлены на то, чтобы создать «дымовую завесу» вокруг собственных планов укрепления восточного фланга. «В эти обвинения вкладывается четкий идеологический пропагандистский смысл», - сказал высокопоставленный дипломат. «Второй момент: все, что мы делаем в Крыму, соответствует обязательствам РФ по международным договорам, нет запретов на то, что мы можем размещать там свои военные вооружения. Черноморский флот России находится в Крыму 200 лет, он состоял не только из морского компонента, но и из воздушного и наземного. Мы будем усиливать нашу группировку в Крыму, учитывая, что страны НАТО размещают военные потенциалы вблизи наших границ». Кроме того, в течение многих лет, пока Крым был украинским, необходимо было производить модернизацию морского флота – оплот мира и безопасности в этом регионе. Но этого не было сделано. Теперь эта задача на повестке дня.

Комментируя ситуацию в Македонии, Постпред отметил, что вообще ситуация на Балканах - во многом результат тех действий, которые предпринимало НАТО в обход международного права. НАТО военная организация, и политика расширения альянса приводила к негативным результатам европейской безопасности. «Политика «открытых дверей» как величайший просчет США в 20 веке, отсек реализацию возможностей, которые открывались перед европейским и евразийским сообществом после выхода из холодной войны, - сказал Александр Грушко. - НАТО генерирует идеологию прифронтовых государств. Вместо региона стабильности, мы стоим на грани перехода к схемам обеспечения безопасности времен холодной войны. В этом направлении движется альянс. Под искусственным предлогом сегодня политика «разделительных линий» только углубляется. Как говорили великие полководцы прошлого, в военном деле необходимо учитывать не только намерения, но и потенциалы. Это альфа и омега любого военно-политического процесса. Процесс расширения НАТО в любом направлении, но, прежде всего, в направлении России – это чрезвычайно сильный сдвиг, имеющий очень серьезные негативные военно-политические последствия. Те, кто пытается отмахнуться от этого, совершает большую ошибку, потому что это чревато дестабилизацией всей ситуации, чревато гонкой вооружения и переходом к конфронтации в схеме холодной войны. Это не наш выбор, - заявил Александр Грушко. - Мы готовы к построению истинной безопасности, без блоковой системы, она отвечает реальным потребностям времени, чтобы мы работали над тем, как сообща парировать общие для нас угрозы».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати