ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Экологический шантаж: кому он выгоден?

20:46 09.04.2015 • Владислав Жуков, член Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования

Фото ruposters.ru

 

На днях – 25 марта активисты «Greenpeace» атаковали российский танкер «Михаил Ульянов» в порту Гамбурга (на фото), который перевозит нефть с российской арктической платформы «Приразломная» в Европу. И это не в первый раз.

Известная международная экологическая организация с завидной регулярностью проводит подобные акции. В мае 2014 года 80 активистов и гринписовское судно «Rainbow Warrior» предприняли попытку остановить наше судно в порту Роттердама, куда оно везло первую партию арктической нефти.

Также мы помним, как активисты «Greenpeace» 18 сентября 2013 года попытались подняться на платформу «Приразломная» для проведения акции против российской нефтедобычи в Арктике. На следующий день российские пограничники высадились на борт их судна «Arctic Sunrise» и отбуксировали его в Кольский залив:

 

 

Фото 1tv.ru

 

Все 30 экологов и членов команды, находившихся на борту, были арестованы. Было возбуждено уголовное дело о «пиратстве», однако потом статья была изменена на «хулиганство». (Подробности в материале «Международной жизни» «”Greenpeace” обвиняют в «пиратстве». И это – как клеймо…»)

В декабре 2013 года всех отпустили по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции Российской Федерации.

В общем, в очередной раз мы имеем дело с эколого-информационной агрессией по отношению к России. Подобные акции оказывают негативное влияние не только на имидж нашей страны в мировом общественном мнении, но и существенно влияет на экономику. Подобные акции нуждаются в оперативных и аргументированных комментариях и оценках со стороны профессионального экологического сообщества. Мы обязаны, создать информационную среду для противодействия таким вызовам.

«Экологическая спекуляция давно и успешно применяется, являясь эффективным инструментом для достижения коммерческих целей, - комментирует происходящее член ЦС Российской экологической партии «Зелёные» Елена Гришина. – По мнению российских специалистов, такие провокации в море, как попытка блокировки танкера «Михаил Ульянов», — это реальный риск и для команды, и для самих экологов. Дело в том, что при заходе в порт судну сложно маневрировать. Тем более такому гиганту, как «Михаил Ульянов», длина которого составляет 257 метров, ширина – 34 метра. При этом на его борту находятся десятки тысяч тонн нефти. Подобные акции, проводимые радикальной экологической организацией «Greenpeace», могут привести к совершенно противоположным результатам. Случись что-нибудь — и гарантирована реальная экологическая катастрофа для всей Северной Европы. Несомненно, подобные «экологические акции» являются новой формой иностранной агрессии против Российской Федерации».

…Охрана окружающей среды в бытовом понимании – это защита животных и среды обитания Планеты, проведение различных акций за право дышать свежим воздухом и пить чистую воду, сортировка и правильная утилизация отходов и так далее. То есть занятие мирное и позитивное.

Однако есть у экологии и другая сторона медали, далеко не такая радужная. И в современном мире её умело используют, как инструмент, для достижения политических своих целей. Не последнюю роль в этом играют международные экологические организации, которые все чаще выступают с таких позиций, что есть все основания говорить о политической ангажированности их руководства.

В настоящие время благородные экологические идеи становятся частью большой мировой политики. При достижении определенных политических целей экологические проблемы можно рассматривать как с гуманитарных позиций, так и сгущать краски по каким-либо конкретным направлениям, раскалывать общество, добиваться экономических выгод на территории того или иного государства. Не секрет, что все страны формируют свои национальные экологические стратегии. И это становится сферой серьезных государственных интересов.

Экологический шантаж давно и успешно применяется на Западе. Его целью обычно являются коммерческие интересы: какая-либо компания нанимает «экологов» для того, чтобы вытеснить с рынка конкурента. Одним из классических примеров такой конкурентной борьбы является нашумевший миф об «озоновой дыре», якобы вызванной вредным воздействием фреонов, использующихся в холодильниках и кондиционерах. Миф был создан американской химической корпорацией «E.I. du Pont de Nemours and Company» для продвижения на рынке нового вида хладагентов для бытовых холодильников. Активную поддержку «Du Pont» оказал «Greenpeace».

Другой целью экологического шантажа, как уже было сказано выше, являются политические интересы. Здесь в качестве иллюстрации можно привести борьбу за Арктику — ледяные просторы интересуют сразу несколько держав, среди которых США, Канада и Россия. Вопрос, как в наличии полезных ископаемых, так и в военно-стратегических преимуществах региона.

Можно также вспомнить попытку разработки экологической политики России со стороны организации WWF – «Фонда дикой природы». Когда был проанализирован предложенный ими проект стратегии, где было предложено развивать, прежде всего, рекреационные зоны (особо охраняемые природные территории, где хоздеятельность запрещена минимум на 50 лет наперед), то выяснилось, что он очень сильно совпадал с картой перспективных геологических месторождений природных ископаемых на территории нашей страны. А это уже – элемент национальной безопасности. Разумеется, проект WWF не прошел.

Постепенно западные методы борьбы за деньги и власть начинают применяться и в России. Как показал рейтинг издательства «Polit-on-line», проводником этих методов довольно часто выступает уже упомянутый «Greenpeace». Впрочем, и своих экологических шантажистов у нас хватает...

Особенное возмущение вызывают провокации организации «Greenpeace», в последнее время озаботившейся проблемой освоения Россией Арктики. В Интернете развернута интенсивная пропагандистская кампания против компаний «Shell», BP, «Exxon», «Газпрома» и «Роснефти», которые, по утверждению «Greenpeace», «подвергают регион смертельному риску».

Выше мы уже упоминали, как 1 мая 2014 года российский танкер «Михаил Ульянов» подвергся атаке у берегов Нидерландов. Он направлялся в Роттердам из района Печорского моря с 67 тысячами тонн нефти, добытой на платформе «Приразломная». Штурмовики «Greenpeace» на надувных моторных лодках преградили путь судну и не давали ему зайти в порт Роттердама. Экологи использовали знакомый набор средств: поиграть на нервах у капитана, написать лозунги на корпусе судна или прикрепить плакат.

Активистка «Greenpeace» Фаиза Аулахсен озвучила тогда позицию её организации: «Мы требуем от голландского правительства остановить этот танкер, он не должен ни в коем случае войти в голландский порт».

По мнению российских специалистов, такие провокации в море — реальный риск и для команды танкера, и для самих экологов. По словам капитана танкера Станислава Чичина, большой опасности подвергалось не только судно, но и люди, и окружающая среда. Он уверен, что действия экологов – это хорошо проплаченная акция.

В конфликт пришлось вмешаться местным силовикам – береговая охрана высадилась на судно «Greenpeace» и освободила путь российскому танкеру.

Осенью того же года, тот же «Михаил Ульянов» с грузом 45 тысяч тонн сырой нефти вновь стал объектом атаки активистов «Greenpeace» в порту Роттердам. Это произошло, несмотря на меры безопасности, предпринимаемые береговой охраной и морской полицией порта.

Тот факт, что акция прямо нарушала официальный запрет голландского законодательства организовывать протестные действия в отношении одного и того же судна дважды, даёт основания говорить о снижении стандартов качества выполнения отгрузочных операций в порту Роттердам, что может повлечь за собой дальнейшие решения фрахтователей и судовладельцев об использовании услуг порта.

Мы помним, как подвергалась атакам «зеленых» и сама платформа «Приразломная» компании «Газпром нефть шельф» в Печорском море. Тогда активисты «Greenpeace» на ледоколе «Arctic Sunrise» под флагом Нидерландов приблизились к платформе, затем спустили с борта судна несколько катеров и на них подошли вплотную к «Приразломной», чтобы забраться на нефтедобывающее сооружение, и на 15 часов заняли платформу.

 

 

Фото img15.nnm.me

 

Исполнительный директор «Greenpeace» Куми Найду обращался к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой объявить Арктику «всемирным заповедником» и прекратить нефтяное бурение в Северном Ледовитом океане. При этом он подчеркивал, что акции «Greenpeace» «не были направлены против интересов России»: «Эти протесты являются частью глобальной кампании, которую мы проводим уже в течение нескольких лет. Они направлены против бурения нефтяных скважин во всем Северном Ледовитом океане от Гренландии до Аляски».

Но если «не против России», то почему вне критики осталась норвежская нефтегазовая компания «Statoil», которая активно осваивает арктический регион поблизости от «Приразломной»?

Из 94-х скважин, пробуренных в норвежской зоне Баренцева моря, «Statoil» принимал участие в разведке и бурении 89-ти. Помимо роста объемов бурения, «Statoil» создал «дорожную карту технических процессов» - то есть, план действий, чтобы подготовиться к работе на более сложных участках. Бюджет на исследование арктического региона в компании увеличили в три раза: с 80 миллионов крон в 2012-м – до 250 миллионов крон в 2013 году. Сейчас работают над созданием устройства, способного бурить на разных глубинах в Арктике, в том числе в районах, покрытых льдом.

Но, несмотря на это, объектом атаки активистов «Greenpeace» была выбрана не «Statoil» с почти сотней скважин, а одна российская «Приразломная». Если кто-то увидит в этом логику действий «Greenpeace», то он будет прав – «Greenpeace» работает против интересов России.

Здесь же можно указать на блестящее отсутствие активистов «Greenpeace» во время гигантской аварии, когда 20 апреля 2010 года взорвалась нефтедобывающая платформа «Deepwater Horizon» в 80 километрах от побережья штата Луизиана (США) в Мексиканском заливе.

 

 

Фото wikimedia.org

 

Специалисты полагают, что последовавший в результате этой катастрофы разлив нефти стал крупнейшим в истории США, и вызвал одну из серьезнейших техногенных катастроф, которая чрезвычайно негативно повлияла на экологическую обстановку: в Мексиканский залив вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, а само нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров!

И где был в те дни «Greenpeace»? Близ берегов США с акциями протеста появляться ему, что ли, «не с руки»?

Часто игнорируя действительно серьезные экологические проблемы: большие мусорные свалки, замазученные нефтешлаками грунты или крупные катастрофы – типа взрыва в Мексиканском заливе, активисты «Greenpeace» работают на точках, которые представляют именно политический или коммерческий интерес.

К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на свою «гуманистическую направленность», собственно экология используется, в качестве инструмента эффективного воздействия на общественное сознание, формируя у населения антагонизм к любым (в том числе, и полезным) государственным проектам и программам.

Целью экологических активистов-экстремистов, представленных в России, в ряде случаев – зарубежными общественными экологическими организациями (де-факто – иностранными агентами), является дестабилизация политической обстановки в нашей стране, усиление недоверия граждан к органам государственной власти, противодействие развитию ресурсо-добывающего сектора экономики. Предпринимаются попытки подрыва национальной безопасности России с этого направления.

Можно уверенно утверждать, что на пути достижения этих целей антироссийские организации не будут брезговать никакими методами, в том числе, напрямую связанными с экологическим терроризмом и экологическими провокациями.

Уже сейчас наблюдается активность международного «экологического сообщества» в плане воздействия на некоторые коренные народы России с целью формирования негативного отношения к экономической политике государства в местах их исторического проживания.

В этой обстановке органам государственной безопасности Российской Федерации в ближайшее время придется столкнуться с новой формой иностранной агрессии направленной на подрыв национальных интересов и безопасности РФ. Представляется, что необходимо в кратчайшее время разработать эффективную программу по противодействию проявлениям зарубежного вмешательства в суверенные дела России. Используя, в том числе, отечественные общественные экологические организации, чья деятельность направлена на реализацию социально значимых проектов по совершенствованию гражданского общества, а не на провоцирование политизированных конфликтов на почве якобы «защиты окружающей среды».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати