ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции с Министром иностранных дел Гватемалы К.Моралесом по итогам встречи Россия-ЦАИС, Гватемала, 26 марта 2015 года

10:26 29.03.2015 •

Мы провели полезное и важное мероприятие, которое имеет хорошие перспективы.

Россия достаточно давно - с конца 1990-х годов прошлого века - развивает отношения с Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС). Сегодня мы вышли на качественно новый уровень взаимодействия. Российская Федерация обратилась с официальной просьбой к Генеральному секретарю ЦАИС В.М.Веласкес начать рассмотрение вопроса о получении нашей страной статуса внерегионального наблюдателя при Организации. Это обращение всеми приветствовалось, и, как сказал председатель сегодняшнего заседания, Министр иностранных дел Гватемалы К.Моралес, оно будет рассмотрено оперативно. Надеюсь, что так оно и произойдет.

Мы одобрили совместное заявление, в котором содержатся основные направления приложения наших усилий на перспективу. Мы условились начать работу над еще одним документом – меморандумом - который конкретизирует и сведет воедино все эти направления. Эти сферы охватывают торговлю, инвестиции, экономику в целом, образование, предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение готовности к стихийным бедствиям, организацию культурных, гуманитарных и образовательных обменов, туризм и др. Не менее важным является наше взаимодействие, связанное с работой по укреплению правоохранительных структур стран Центральной Америки, в том числе для борьбы с наркоугрозой и организованной преступностью.

С большинством стран центральноамериканского региона хорошо развиваются двусторонние связи, в том числе с Гватемалой. В целом ряде случаев двусторонние связи могут быть дополнены эффективными и многосторонними форматами взаимодействия между Россией и странами ЦАИС. Сегодня в ходе нашей дискуссии мы обсуждали несколько таких примеров. В частности, в Никарагуа на базе уже действующих курсов по подготовке наркополицейских создается региональный Учебный центр, услугами которого могут и будут пользоваться другие страны Центральной Америки. Ещё один крайне важный проект – создание в Манагуа совместного с Россией производства вакцин. Он уже получил одобрение Панамериканской организации здравоохранения и будет сертифицирован. Это позволит существенно сократить дефицит вакцин, который наблюдается в регионе в целом.

Экономика и торговля: учитывая в целом схожую структуру экспорта стран ЦАИС, вероятно, им было бы выгодно объединять усилия при выходе на российский рынок. Российским же поставщикам различной продукции в регион, может быть, тоже было бы целесообразно делать это сразу для нескольких стран. В обоих случаях это снижало бы логистические и другие издержки.

Еще один интересный пример – туризм. Безусловный лидер в этой области с большим отрывом от своих соседей – Доминиканская Республика. В прошлом году эту страну посетило около 180 тыс. россиян. Страны ЦАИС вполне могли бы организовать совместную работу с тем, чтобы, покупая тур в Доминиканскую Республику, россияне имели возможность посетить еще и другие страны Центральной Америки. Эта идея вызвала живой интерес.

Облегчение визового режима, конечно, будет способствовать экономическим, научным, образовательным, туристическим и другим обменам. У нас с Гватемалой, Никарагуа и Панамой уже действует безвизовый режим. Мы подписали соответствующее соглашение с Гондурасом, и сейчас оно проходит стадию ратификации в этой стране. Сегодня будет подписано соглашение о безвизовых поездках для граждан России и Сальвадора.

Со многими странами ЦАИС у нас налажено сотрудничество по линии дипломатических академий при министерствах иностранных дел. Сегодня также говорили о том, что и в этом вопросе могут быть применены многосторонние коллективные формы взаимодействия.

Россия и страны Центральной Америки занимают близкие и во многих случаях совпадающие позиции по ключевым международным проблемам. Мы выступаем за уважение международного права, укрепление центральной роли ООН, мирное урегулирование споров. Это также отражено в принятом нами сегодня Совместном заявлении.

Мы признательны нашим партнерам в Центральной Америке за поддержку многих российских инициатив в ООН, включая резолюции по таким вопросам, как недопустимость героизации нацизма, укрепление мер доверия в космическом пространстве, развитие сотрудничества в сфере международной информационной безопасности и по другим направлениям. Мы ценим взвешенную позицию стран региона в связи с событиями на Украине и их отказ присоединиться к антироссийским санкциям.

Уверен, результаты сегодняшней встречи открывают новый этап нашего взаимодействия со странами региона, который принесет дополнительные взаимовыгодные результаты.

В заключении еще раз хотел бы выразить признательность своему коллеге, Министру иностранных дел Гватемалы К.Моралесу за прекрасный прием и великолепную организацию нашей работы.

Вопрос: Как Россия сотрудничает со странами ЦАИС в области предотвращения наркотрафика?

С.В.Лавров: У России со многими странами региона действуют двусторонние соглашения, которые предусматривают взаимодействие в сфере борьбы с наркотрафиком. Это предполагает подготовку кадров на территории Российской Федерации. В Манагуа также функционируют курсы по подготовке полицейских для борьбы с наркоугрозой (сейчас их преобразовывают в региональный Учебный центр), на которых занимаются граждане многих стран Центральной Америки, в том числе из Гватемалы.

Помимо этого регионального центра есть еще такая форма работы, как разовые командировки российских специалистов для чтения цикла лекций в странах региона. Такая форма не так давно применялась, в частности, для подготовки наркополицейских в Гватемале. Мы убеждены, что главным направлением усиления способности противодействия наркоугрозе должно стать содействие в подготовке национальных кадров соответствующих государств.

В дополнение к этой форме работы мы также взаимодействуем на международной арене по вопросам, касающимся укрепления и развития международно-правовой базы по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Основу этой деятельности составляют три универсальные конвенции по борьбе с различными аспектами наркоугрозы. Координирующим органом является Комиссия ООН по наркотическим средствам, в рамках которой сейчас идет подготовка к специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 2016 году, посвященной повышению эффективности усилий по борьбе с наркотрафиком. Сегодня в ходе нашей двусторонней встречи с господином К.Моралесом мы договорились согласовывать шаги по подготовке к этому важному мероприятию.

Вопрос: В конце своего выступления Вы упомянули ситуацию на Юго-Востоке Украины. Как Вы прокомментируете появившиеся в СМИ слова украинского военного на одном из КПП о том, что любой русский по национальности сотрудник миссии ОБСЕ будет убит?

С.В.Лавров: В ОБСЕ действуют давно утвержденные правила формирования международных миссий, которые исключают какую-либо дискриминацию по национальному признаку или по гражданству. Когда украинское руководство обратилось в ОБСЕ с просьбой развернуть в их стране специальную мониторинговую миссию, киевские власти дали согласие на применение именно этих правил и принципов.

Сейчас в этой миссии работает более 20 российских граждан, нами представлено еще примерно 15 кандидатур с учетом недавно принятого Постоянным советом ОБСЕ решения о расширении численности миссии до тысячи человек.

Если украинские военные позволяют себе выступать с угрозами в отношении россиян, работающих в составе миссии ОБСЕ, то их надо немедленно увольнять с работы и, возможно, даже подвергать уголовному преследованию. Я не уверен, кто говорил эти слова и высказывал такие угрозы: военнослужащий вооруженных сил Украины или боец добровольческих батальонов. В любом случае, это лишний раз показывает, что на Украине давно надо наводить порядок с людьми, которые ходят с оружием и непонятно кому подчиняются.

Руководство страны, вроде бы, принимает соответствующие приказы, но на деле они наталкиваются на жестокую реальность. Например, руководство «Правого сектора» категорически отказалось подчиняться кому бы то ни было.

Подобные угрозы в адрес россиян- сотрудников миссии ОБСЕ лишний раз говорят о том, что на Украине ультранационалистические настроения проникают даже в состав вооруженных сил. На это стоит обратить самое серьезное внимание миссии ОБСЕ, европейским государствам и всем западным странам, которые покровительствуют руководству Украины. Мы уже давно обратили внимание на эту угрозу. Требуем принятия мер по недопущению превращения Украины в националистическое государство, что абсолютно противоречит всем европейским нормам. Надеюсь, что дело не будет запущено до такой степени, что уже не сможет поддаваться лечению.

В любом случае вся ответственность за безопасность сотрудников миссии ОБСЕ на Украине - независимо от их национальности и гражданства - целиком и полностью лежит на украинской стороне.

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать подробнее об обращении Гватемалы относительно тренировки в России гватемальского космонавта?

С.В.Лавров: Я уже говорил об этом. После переговоров с Президентом Гватемалы О.Пересом мы получили такое обращение. Его рассматривает не Министерство иностранных дел, а Роскосмос вместе с другими соответствующими структурами стран, которые участвуют в проекте МКС. МИД России не занимается существом этих вопросов, мне лишь известно, что есть определенная очередь. Но наши коллеги в Роскосмосе, конечно же, рассмотрят это обращение, и мы передадим реакцию нашим друзьям в Гватемале.

Вопрос: Существуют ли с российской стороны какие-либо рекомендации в отношении Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью в Гватемале?

С.В.Лавров: Если эта Комиссия создана в Гватемале и устраивает её, что тут можно обсуждать.

Вопрос: Как бы Вы оценили ситуацию в Йемене и позицию США по кризису в этой стране? В частности, после побега Президента В.Ф.Януковича США поддержали переворот на Украине, а после побега Президента Йемена американцы поддерживают законное руководство этой страны.

С.В.Лавров: В этом вопросе приходится использовать уже достаточно избитое клише: налицо явные двойные стандарты. Хотя, конечно же, мы не хотели ни того, что произошло на Украине, ни того, что происходит в Йемене. В обоих случаях необходимо было и еще предстоит двигаться в сторону национального примирения.

Я убежден, если бы 22 февраля прошлого года, когда оппозиция растоптала подписанное накануне соглашение об урегулировании кризиса на Украине, отказалась создавать правительство национального единства, стала захватывать здания Администрации Президента и Правительства, сжигать офисы политических партий, в этот момент Европа (особенно страны, которые были свидетелями при подписании упомянутого соглашения - Германия, Франция и Польша), и США, накануне активно призывавшие нас не допустить, чтобы В.Ф.Янукович вывел армию на улицу - если бы они после развала того соглашения, после того, как оно было растоптано оппозицией, употребили свое влияние и авторитет и потребовали бы немедленно восстановить договоренности, уверен, ничего того, что мы сейчас наблюдаем на Украине, не произошло бы, и не было бы нынешней трагедии.

Сейчас необходимо бросить все усилия на то, чтобы все-таки восстановить политический процесс на основе договоренностей, заключенных в Минске 12 февраля с.г. Здесь тоже наблюдается торможение со стороны официального Киева. Официальные представители киевских структур, грубо нарушая Минские договоренности, заявляют, что не рассматривают лидеров провозглашенных ДНР и ЛНР в качестве партнеров по переговорам. Мы же настаиваем на том, чтобы в полном объеме была задействована Контактная группа, в рамках которой представители Киева, Луганска и Донецка вместе с Россией и ОБСЕ должны работать над решением всех вопросов, включая закрепление прекращения огня, контроль за отводом тяжелых вооружений, гуманитарной помощью, экономическим восстановлением и конституционным процессом. С этой целью мы давно первыми предложили создать рабочие подгруппы в рамках Контактной группы по каждому из этих направлений, чтобы сделать работу максимально предметной и результативной. Киев, вроде, на словах соглашался, но на практике старался дело затянуть, и лишь на днях на встрече заместителей министров иностранных дел в «нормандском формате» соответствующее решение было принято. Необходимо как можно скорее его воплотить в жизнь. Будем этого добиваться.

Что касается Йемена, Вы абсолютно правы: там США повели себя диаметрально противоположным образом. Надо называть вещи своими именами – это игры на противостоянии между суннитами и шиитами, что очень опасно. В Йемене тоже нет другого пути кроме возобновления переговорного процесса, который готовился при посредничестве специального представителя Генерального секретаря ООН. Мы будем на этом настаивать. Надеюсь, что все остальные страны, так или иначе вовлеченные в йеменскую ситуацию, будут действовать таким же образом.

В целом, если говорить о поднятой Вами проблеме в её универсальном преломлении, мы еще в сентябре прошлого года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложили принять развернутую декларацию, которая подтверждала бы один из принципов Устава ООН, а именно - обязательства государств не допускать вмешательства во внутренние дела друг друга и особо высвечивала бы недопустимость смены легитимных режимов путем государственных переворотов.

Кстати, в Латинской Америке действует принцип непризнания тех, кто пришел к власти антиконституционным путем, через госпереворот. Аналогичный принцип действует в Африканском союзе. Я думаю, что и другие регионы мира могли бы поддержать такой подход и закрепить его в рамках ООН. Мы внесли такую инициативу, но со стороны наших западных партнеров энтузиазма в этом отношении мало. Но будем продолжать работать.


mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати