ГЛАВНАЯ > Обзоры

Исламофобия: глупые предрассудки или суровая действительность?

14:19 03.03.2015 • Ксения Симак, журналист

Точки зрения: предубеждения против мусульман в Европе

Здесь собраны мнения мусульман со всей Европы о том, что они думают по поводу антимусульманских настроений, которые в настоящее время считаются приемлемыми в странах их проживания.

Великобритания

Баронесса Уорси, сопредседатель крупнейшей партии правящей в Великобритании коалиции, сообщила, что исламофобия и предубеждения против мусульман в стране становятся нормой.

Швеция

Профессор Анна-София Роальд, профессор религиоведения в Университете Мальмё и новообращенная мусульманка

Я хочу сказать, что Швеция более терпима в этом плане, чем, скажем, Дания. Даже вот когда произошла вся эта история со смертником, устроившим теракт в Стокгольме (прим. террористический акт в центре Стокгольма произошел вечером 11 декабря 2010 года), в СМИ шло много споров о том, должны ли мы обвинять мусульман и террористов. Многие были убеждены, что смертник - просто человек, который был сыт по горло этой жизнью и решил покончить с собой.

В Швеции бытует нехорошее мнение о том, что мы не можем интегрировать иммигрантов надлежащим образом, что я считаю не совсем правильным. Ведь эта мысль, как катящийся снежный ком, развивается, превращаясь в настоящую проблему, которая заставляет мусульман думать, что в интеграции нет ничего хорошего.

Я привыкла носить платок на голове, но поняла, что все мои действия не воспринимались всерьез или не брались в расчет вообще. Я поставила себя в такую ситуацию, где изолировала саму себя, в то время как, сняв платок, я вдруг стала частью общества в полном смысле этого слова – я позволила себе быть принятой.

Мусульмане чувствуют себя обвиненными и заклейменными – вот почему они не вылезают из своего маленького мирка. Они не любят нас за то, что мы их дискриминируем. Но тут дело не только в дискриминации меньшинства большинством, тут имеет место быть добровольная изоляция меньшинства. И это не совпадение, что [антиисламская партия] Шведские демократы появились только сейчас – они играют на антимусульманских настроениях.

Бельгия

Сами Земни, профессор политологии в Гентском университете

Тут нет ничего нового. Подобные антиисламские настроения существуют здесь на протяжении многих лет благодаря [анти-иммиграционной партии] Фламандскому блоку.

Они вдруг поняли, что идти на поводу у антиисламских предрассудков легче, чем разглагольствовать о расизме. «Мы критикуем религию, - говорят они. – Не людей». Использованный ими аргумент очень удобный, оттого быстро попал в лексикон других политических партий.

Год назад во Фландрии проводили опрос на тему антиисламских взглядов – более половины фламандцев сказали, что у них нет с этим никаких проблем. «Это ошибка самих мусульман, которые не видят изъяны своей религии и не способны воспринимать никакую критику», - говорят они.

«Мусульмане анти-«люди, которые думают по-другому», - говорят опрошенные. – Все дело в исламе, который не адаптирован к современности».

Германия

Кубра Юджел Гумусай, независимый журналист и публицист

С момента выхода книги Тило Саррацина [в которой говорится о том, что мусульмане-иммигранты истощают немецкое общество] люди стали думать, что такие религиозные группы, как мусульмане, генетически не способны быть успешными и интегрироваться. Он попытался научно доказать, что иметь предубеждения против мусульман – это нормально. До этого люди не могли открыто излагать подобные мысли, но теперь, когда, кажется, есть тому научные объяснения, почему бы и нет.

У моих друзей есть истории о том, как люди кричали и плевали на них, отказывали в обслуживании в ресторанах. Еще год назад народ не назвал бы такое поведение адекватным и не стал бы с этим мириться, но сегодня в подобных ситуациях им остается только терпеть. Для меня это прямое доказательство того, что быть антиисламистом нормально для современного общества даже в академических кругах.

И совсем не имеет значения, практикующий вы мусульманин или нет, вам только надо выглядеть, как житель мусульманского государства.

Мы говорим, что расизм сегодня стал «salonfahig» (нем. «приличный», «светский»), то есть приемлемым в приличном обществе.

Лично я не расстроен, потому что это моя работа, хотя мне и угрожали пару дней назад. Но другие мусульмане чувствуют себя пострадавшими. Многие мои друзья хотят переселиться в Великобританию или Канаду, где дела в этом плане обстоят лучше.

Италия

Марио Шалойа, итальянский дипломат ООН в отставке, принявший ислам, в данный момент сотрудничающий с Исламским Культурным Центром в Риме

За исключением Северной Италии здесь практически отсутствуют антиисламские настроения, и не было никаких актов исламофобии. Тут это социально неприемлемое поведение. Лично у меня не было подобного опыта, но со мной могут поспорить иммигранты из Северной Африки.

Отсутствие антиисламских настроений может быть обосновано тем, что до сих пор в Италии не было массовой иммиграции, волна которой наблюдалась в других крупных странах Европы, таких как Франция. Тут этот процесс начался намного позже, возможно, это объясняет ситуацию.

Однако в Северной Италии, где большое влияние имеет правая Лига Севера, иммигрантов не любят, и там имеют место быть антиисламские настроения. Были там также отдельные случаи, когда, например, мечеть в Тревизо забрасывали камнями или когда кто-то оставил свинью перед мечетью в Пизе.

Нидерланды

Лайла Аль-Звайни, голландско-иракский юрист, специализирующийся в области исламского права

Большинство проблем в нашем обществе, имеющих отношение к мусульманам и исламу, - это часто проблемы иммиграционного характера, а не религиозного.

На политическом уровне, из-за партии «Свобода» данный вопрос приобрел негативную и конфронтационную окраску. «Свобода» говорит первой, и каждый обязан на это реагировать. Они ищут подопытных кроликов, а не решения. Мусульмане не рассматриваются как личности – они рассматриваются как группа.

СМИ не обращаются к мусульманам-ученым, изучающим эти вопросы. Хотя в Голландии, как и Англии, не так много высокообразованных мусульман, готовых обсуждать эти темы.

Голландская история пилларизации (прим. политико-конфессиональная сегрегация) общества – где, если ты католик, голосуешь за одну партию, если протестант, то за другую, - это то, как они сегодня относятся к исламу.

Голландское общество изменилось, как мне кажется, - его не волновало прежде, мусульманин ли я, католик или еврей, но теперь это имеет значение. Раньше я был голландцем с экзотическими корнями, теперь же моя личность изменилась, хотя я остался прежним. Теперь ислам – моя определяющая черта. Это не проблема, но отныне все совсем по-другому.

Политический язык, несомненно, изменился в худшую сторону, где партия «Свобода» правит балом. Но большая часть людей все еще не воспринимает этот язык.

Это меньшинство, которое считается плохим, но это также меньшинство, которое привлекает внимание.

Дания

Насер Хадер, член парламента в Датской Консервативной партии и основатель Демократической Исламской организации

Я не согласен с тем, что в Дании есть антиисламские настроения. Да, это проблема существует в числе многих, но она не является основной и значительной.

Быть против ислама – совсем не то же самое, что быть против мусульман. Наша задача состоит в том, чтобы подчеркнуть, что как мусульманин вы должны принять тот факт, что ваша религия подвергается сомнению, как и любая другая. Любая религия, не приемлющая критики, на мой взгляд, является слабой. И если вы ее критикуете, она становится только сильнее.

Один из самых позитивных результатов Карикатурного скандала (прим. межкультурный конфликт между мусульманами арабского мира и современной западной культурной традиции, базирующийся на свободе слова, 2005-2006) состоит в том, что мы уже не может сказать «мусульмане». Датчане открыли для себя разные типы мусульман, большая часть которых поддержала Данию.

Известный владелец датской компании сказал мне, что до Карикатурного скандала он не хотел нанимать мусульман – это было все равно что принять на работу неприятность, говорил он. Но кризис открыл ему глаза. Он показал ему, что мусульмане – датчане и демократы. Это сделало его более терпимым – прежде мы были просто группой людей, желающей проблем.

Я и мои друзья создали Демократическую Мусульманскую организацию для тех мусульман в Дании, кто успешен, образован и лоялен по отношению к стране, в которой живет. До Карикатурного скандала у них отсутствовала необходимая платформа, не было хорошо организованной системы. Зато были исламистские группировки, поэтому, когда СМИ решили побеседовать с мусульманами, они общались только с исламистами, которые являются представителями меньшинства.

Я думаю, вам нужен Карикатурный скандал в Великобритании!

Источник: “Viewpoints: Anti-Muslim prejudice in Europe” BBC News Europe (http://www.bbc.com/news/world-europe-12240433)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати