ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Григорий Карасин, Заместитель Министра иностранных дел РФ представил в Совете Федерации доклад о внешнеполитических итогах 2014 года

09:11 27.01.2015 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото – пресс-службы Совета Федерации

 

В Совете Федерации состоялась заседание комитета по международным делам. На заседании выступил с докладом по внешнеполитическим итогам 2014 года статс-секретарь-заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

По словам Григория Карасина, невзирая на все трудности в 2014 году, России удалось пройти через испытания, которые по плечу только зрелой державе – в частности, доказать способность защищать своих соотечественников.

Он отметил, что политика сдерживания России была придумана «не вчера и не позавчера»: «Как только наша страна заявляет о защите своих национальных интересов, общемировая политика в её отношении меняется в худшую сторону». Такое положение дел стало возможным из-за «порочной практики экспорта западной демократии, навязывании другим народам чуждых им ценностей, а также делание террористов на «хороших» и «плохих».

Статс-секретарь – заместитель министра иностранных дел подчеркнул, что властям США так и не удалось «сколотить антироссийскую коалицию» - «независимая позиция России, её приверженность принципам международного права с опорой на ООН всегда пользовалась поддержкой в мире».

Внешнеполитический 2014 год дал для России ряд позитивных результатов. Крупным вкладом в укрепление позиций страны стало подписание договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

При этом он напомнил о противодействии разноплановым вызовам и угрозам. Особо обратил внимание на подъем волны экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке, хотя Россия «давно обращала на это внимание наших международных партнеров».

«Такое положение дел во многом стало возможным из-за порочной практики экспорта демократии, навязывания другим народам чуждых им ценностей, ослабления, в том числе, государственных институтов в целом ряде стран региона, деления террористов на «хороших» и «плохих»… Провозгласив лозунг на свержение президента Сирии Асада, Запад в течение нескольких лет закрывал глаза на укрепление позиций экстремистов в этой стране, что способствовало стремительному разрастанию угрозы «Исламского государства». Борьба с экстремизмом и терроризмом — сегодня одна из первоочередных задач в мире. Терроризм выплескивается за пределы региона, что наглядно продемонстрировал недавний теракт во Франции», - отметил Григорий Карасин.

Он также добавил, что энергичная работа России в рамках «шестерки», конкретные идеи и предложения нашей страны способствовали урегулированию ситуации и в рамках иранской ядерной программы.

В прошлом году ситуация в мире сильно деградировала, констатировал Григорий Карасин. Речь идет о стремлении США и «исторического Запада» любой ценой сохранить силовое наставничество. «Это множит хаос».

Однако, «невзирая на трудности, в 2014 году, и это подчеркивал президент Владимир Путин, нам удалось пройти через испытания, которые по плечу зрелой сплоченной нации, и на деле доказать способность защищать своих соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость… Утвержденный президентом многовекторный внешнеполитический курс на практике продемонстрировал свою эффективность».

Попытки давления на Россию не заставят ее отказаться от продуманной политики по Украине. «Несмотря на беспрецедентные усилия, Вашингтону не удалось сколотить масштабную антироссийскую коалицию. С большинством государств поддерживался, а с целым рядом наращивался равноправный взаимоуважительный диалог по широкому спектру вопросов».

При этом он указал, что введение рядом западных стран санкций «способствовало развитию внешнеэкономических контактов с другими государствами». В 2014 году с большинством государств поддерживался и даже наращивался взаимовыгодный диалог.

«Мы намерены и далее решительно противодействовать попыткам «партии войны» в Киеве и её зарубежных покровителей устраивать провокации, направленные на подрыв усилий по мирному урегулированию украинского кризиса», отметил руководитель МИД России. Недавние в этом ряду преступления – взрыв остановки общественного транспорта в Донецке 22 января, трагедия в Мариуполе 24 января, в результате которых погибли и получили ранения десятки мирных граждан. Происходящее — «наглядный пример того, что следует за внедрением радикального национализма на фоне геополитического влияния извне».

Со своей стороны Россия будет активно противодействовать попыткам сорвать мирный процесс на Украине. «Напомню, что и Минские договорённости во многом были достигнуты благодаря президенту РФ Владимиру Путину. А сегодня мы продолжаем призывы наладить устойчивые прямые контакты между Киевом, Донецком и Луганском. Мы будем продолжать содействие созданию благоприятного климата для решения стоящих на Украине проблем».

Попытки давления на Россию путем односторонних нелегитимных санкций не заставят нас отказаться от нашей продуманной, принципиальной линии по Украине, сказал Григорий Карасин. «Какие-либо критерии снятия рестрикций обсуждать мы не собираемся и не будем, – первый шаг по их отмене должны сделать те, кто их вводил».

Обанкротившаяся политическая элита в Киеве не в состоянии сплотить страну на консолидирующей основе и всё больше делает выбор в пользу кровопролития в ущерб возможности реального диалога и поэтому склоняется к силовому решению конфликта на юго-востоке, отметил он.

«Независимая позиция России, наша приверженность к коллективным действиям с опорой на принципы международного права и центральную роль ООН пользовались широкой поддержкой в мире. Последовательно выступали и выступаем за всеобъемлющее мирное урегулирование украинского кризиса на основе минских договорённостей, которые достигнуты во многом благодаря усилиям президента России Владимира Путина», — заявил Г. Карасин.

Россия заинтересована в мирном урегулировании конфликта на Донбассе, поэтому настаивает на продолжении работы контактной группы по Украине. По его словам, «это – главное условие продвижения вперед».

Статс-секретарь – заместитель министра также заявил, что Москва готова «участвовать в любых форматах, которые будут продвигать дело урегулирования». По его словам, «видимо, надо сочетать работу контактной группы с возможными международными форматами, в которых мы готовы участвовать».

Сегодня насущной необходимостью по-прежнему является запуск инклюзивного внутриукраинского диалога с целью выхода на договоренности о конституционном устройстве, по большому счету – о будущем этой страны. «В этой связи настойчиво призываем наладить устойчивые прямые контакты между Киевом, Донецком и Луганском, продолжить работу в Контактной группе, - отметил Карасин. - Мы ведем активный диалог с партнерами, в том числе в рамках консультаций министров иностранных дел «нормандского формата», последний раунд которых состоялся 21 января в Берлине. По его итогам наметились определенные подвижки, которые, к сожалению, как показали последние дни, не были реализованы».

По завершению заседания Григорий Карасин и Константин Косачев ответили на вопросы обозревателя журнала "Международная жизнь".

Разговор со статс-секретарем, заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным:

- Как Вы полагаете, не являются ли нарастающие конфликты в разных частях мира проявлениями рождения той самой «многополярности», о которой так много говорят в последние годы? Бывший гегемон – США – не хочет просто так отдавать свое первенство.

- Наша политика настроена на то, чтобы все значимые политические центры мира – их много, мы живем в мире, где трудно даже перечислить эти центры, но то, что их не два и не три это вполне очевидно, – так вот, чтобы мнения, интересы, настроения характерные в этих центрах учитывались в международных делах. И вот вокруг этого идет борьба, причем борьба, которая принимает порой трагические, драматические формы. Именно это сейчас происходит на Украине. Потому что украинский кризис это – порождение борьбы за право проводить самостоятельную политику. Не выбирать с кем ты – с Западом или с Востоком, а проводить зрелую сбалансированную политику. К сожалению большому, у нынешней киевской власти это получается чрезвычайно слабо.

Взять сегодняшнюю ситуацию. Государственному перевороту в Киеве уже скоро будет год – что после этого произошло? Мы с вами свидетели событий, например, нескольких последних дней, о чем шла речь на заседании.

Предложения, которые были специально сформулированы нашим президентом и направлены в адрес Петра Алексеевича Порошенко, фактически остались без ответа. Вместо этого, ничтоже сумняшеся, президент Порошенко объявил о начале нового этапа силовой операции: начались обстрелы, провокации, сразу начали десятками гибнуть люди, сотни раненых. Рассчитывать на то, что ополченцы в Донецке и Луганске будут спокойно взирать на все это и оставлять без значимого ответа, тоже было наивно. Иными словами, киевская власть всех нас – все международное сообщество, которое заинтересовано в мирном урегулировании украинского кризиса, толкает обратно, пытается отбросить ситуацию назад, опять начать силовой приступ – это обречено на провал, о чем хорошо знают в Киеве. Это прекрасно понимают во всех остальных столицах мира.

Наша задача заключается в том, чтобы максимально быстро способствовать тому, чтобы состоялась встреча представителей Киева и Донецка, и Луганска, то есть, чтобы состоялся тот самый разговор, о котором все начали говорить еще с апрельского женевского заявления, когда собирался Женевский формат (Россия, США, ЕС, Украина – С.Ф.). Там же было четко написано: «Начать немедленно всеукраинский диалог». Это – главное условие.

Уже после этого Киеву вместе с донецкими и луганскими представителями надо начинать масштабный разговор о конституционной реформе – как будет выглядеть будущее строение украинского государства, каковы будут полномочия у местных властей, какие будут финансовые и прочие взаимоотношения с центром.

Никто ничего публично, по крайней мере, по этому поводу в Киеве не говорил. Говорят только об укреплении вооруженных сил, о направлении на юго-восток дополнительных формирований и национальной гвардии, и регулярных вооруженных сил, говорят о необходимости перевооружения, о модернизации той машины, которая убивает. А не о модернизации той машины, которая договаривается и которая стремится к тому, чтобы на Украине, наконец, наступил мир и какое-то нормальное, цивилизованное взаимодействие между людьми. В этом основная проблема.

- Как можно прокомментировать слова Порошенко в Женеве, что необходимо привлекать американцев к «нормандскому формату» переговоров по Украине – Россия, Германия, Франция, Украина?

- Трудно комментировать многочисленные заявления президента Порошенко потому, что американцы уже давно дают свои советы и Порошенко, и Яценюку. Вице-президент США Байден чуть ли не ежедневно ведет разговоры с киевскими руководителями. Как правило, после них наступает ожесточение, новое кровопролитие.

Думаю, что Петру Алексеевичу надо сейчас задуматься о собственной ответственности за то, что происходит у него в стране, если он считает Донецкую и Луганскую республики, по-прежнему, частью Украины.

Он не стесняется высокопарных фраз об Украине, о её будущем. Но именно сейчас надо принять решения, от которых будет зависеть продвижение мирного процесса, урегулирование ситуации на юго-востоке страны.

Разговор с председателем Комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым:

- Что может сделать, с Вашей точки зрения, депутатский корпус европейских стран для понижения накала страстей в европейско-российских отношениях? Как Вы отнесетесь к идее созыва конференции из числа тех европейских парламентариев – они же все разные, которые позитивно смотрят на развитие отношений с Россией. Ясно, что и пресса будет, да и Европа услышит другую точку зрения – не ту, что сегодня производят в ПАСЕ и тиражируют.

-  Я являюсь убежденным сторонником активизации межпарламентского диалога. Если нам не дают это делать на одних ассамблеях, то нужно активизировать свою работу в других. И, разумеется, нужно активизировать двухсторонние контакты с национальными парламентами. Страны, принимающие участие в санкционной политике против России, это – совершенно точно – не большинство, а меньшинство государств мира, во-первых.

Во-вторых, санкции на межпарламентское сотрудничество никогда никто не распространял. Поэтому мы обсуждали сегодня на заседании комитета идею: возобновить предложения в адрес профильных комитетов по международным делам ведущих парламентов мира, как восточных, так и западных стран, – без всякого исключения, о том, чтобы наше сотрудничество, межпарламентский диалог сделать системным, регулярным по линии этих профильных комитетов. И я имею полномочия от комитета направить в ближайшее время соответствующие письма в адрес своих vis-a-vis в основных странах мира, которые представляют интерес для России.

По итогам, когда мы получим реакцию и посмотрим, кто и как к этому относится, определим круг наших первоочередных международных контактов. И в их рамках будем стараться найти собеседников, которые открыты к диалогу, даже если не «думают, как мы», которые в состоянии воспринимать альтернативные аргументы, которые будут нашими перспективными партнерами.

Не исключаю, что на каком-то этапе станет актуальной идея их объединения в рамках какого-то международного межпарламентского форума.

- Вы видите в новом составе Конгресса Соединенных Штатов Америки тех, с кем можно вести диалог?

- У меня есть контакты с членами Конгресса США ещё со времени моей работы в Государственной Думе, и ряд из этих людей по-прежнему работают и в Палате представителей, и в Сенате. Я имею в виду эти контакты сейчас восстанавливать, и совершенно точно убежден, что критика в адрес России там не является единственной точкой зрения. Просто есть люди, которые на этом делают свои политические карьеры. Для этого нам необходимо восстановить контакты по линии профильных комитетов и – либо пригласить коллег в Москву, либо поехать с собственным визитом в Вашингтон. Я не исключаю ни того, ни другого варианта.

Но сейчас ещё раз повторю: мы никому не собираемся навязываться, мы ни перед кем не собираемся одалживаться. Для того чтобы такой диалог восстанавливать нужна взаимная воля, должен быть взаимный интерес. И только в случае такого интереса, такой взаимности мы будем готовы идти по этому пути.

 

 

Фото – пресс-службы Совета Федерации

 

 

На заседании Комитета по международным делам были рассмотрены и обсуждены проекты Заявлений Совета Федерации «В связи с 70-летием освобождения узников концлагеря Освенцим и Международным днем памяти жертв Холокоста» и «В связи с обострением ситуации на Юго-Востоке Украины».

Почему, представлены одновременно два проекта заявлений? Их невозможно отделить друг от друга, потому что сейчас идет массированная, хорошо спланированная кампания по фальсификации истории, по принижению роли Советского Союза, сказал Константин Косачев.

По его словам, именно события, произошедшие в последнее время на Украине, а также прозвучавшие со стороны некоторых западных политиков высказывания, побудили членов Комитета предложить к рассмотрению буквально на ближайшем заседании Совета Федерации соответствующие заявления, посвященные «разным темам, тем не менее, в условиях массированной кампании по фальсификации истории и искажению итогов Второй мировой войны, тесно увязанным друг с другом».

В проекте Заявления, посвященного 70-летию освобождения узников концлагеря Освенцим и Международным днем памяти жертв Холокоста, хотим еще раз напомнить о роли, которую сыграли советские воины – без того, чтобы кто-то делил их по национальностям – в победе над фашизмом, заявил Константин Косачев.

«Обращаемся к государственным и общественным деятелям, которые разделяют эти ценности с призывом не допускать оскорбления памяти жертв, решительно осуждать планы и действия по реабилитации нацистских преступников, противодействовать попыткам поддержки и прославления нацизма и коллаборационизма».

Комментируя проект Заявления «В связи с обострением ситуации на Юго-Востоке Украины», председатель комитета отметил: «Мы наблюдаем, как раз за разом наши оппоненты пытаются огульно возложить всю полноту ответственности за продолжающееся кровопролитие на Украине на РФ… В проекте делается акцент на том, что ответственность за преступления лежит на украинской «партии войны» и на тех, кто эту партию поддерживает из-за рубежа».

«Мы обращаемся и к Верховной раде Украины, и к избранным органам власти ДНР и ЛНР, и к соответствующим европейским парламентским структурам с призывом выступить в поддержку мира, налаживания диалога между конфликтующими сторонами. Считаем, что приемлемое для всех решение может быть найдено только на основе общепризнанных норм международного права», отметил он.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати