ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Польши Р.Сикорским и Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером, Санкт-Петербург, 10 июня 2014 года

22:44 10.06.2014 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели очередную, четвертую по счету, трехстороннюю встречу. Кроме того, мы периодически встречаемся «на полях» различных международных мероприятий, но самостоятельных встреч было четыре, включая сегодняшнюю. Традиционно обсуждаем вопросы по-деловому, доверительно, что создает необходимую атмосферу для нашего взаимодействия. Мы все считаем, что этот формат востребован и является хорошей возможностью для открытого, без экивоков, в партнерском ключе обмена мнениями и идеями. Это касается и дискуссий о том, как выстраивать отношения в Европе между Россией и Евросоюзом, Россией и НАТО, и в целом вопросов безопасности на континенте, а также реализации практических проектов трехстороннего сотрудничества с участием Германии, Польши и России.

Сегодня, по понятным причинам, мы уделили много внимания внутриукраинскому кризису и перспективам его урегулирования. Убеждены – и, как я понимаю, наши партнеры разделяют такой подход, – что независимо от различных интерпретаций произошедших в ходе украинского кризиса событий сегодня необходимо сконцентрироваться на безусловном и немедленном прекращении кровопролития, применения силы и начале диалога с участием всех регионов Украины, чтобы условиться о будущем государственном устройстве этой страны. Поддерживаем договоренности, закрепленные в Женевском заявлении от 17 апреля с.г. и «дорожную карту», которую Председатель ОБСЕ, Президент Швейцарии Д.Буркхальтер обнародовал на основе данного заявления.

Рассчитываем, что избранный Президент Украины П.А.Порошенко, провозгласивший задачу остановить конфликт и найти общеприемлемое решение кризиса, будет действовать именно в таком направлении. Россия готова поддерживать, чтобы украинцы сели за стол переговоров и договорились между собой. Причина кризиса внутри Украины – самим украинцам и находить выход из сложившейся ситуации. Мы все готовы активно этому помогать.

Подтвердили сегодня значимость контактов между представителями России, ФРГ и Польши на различных уровнях. Договорились интенсифицировать наши дискуссии по линии министерств иностранных дел с возможным подключением ведомств из экономического блока для более подробного обсуждения ситуации в сфере экономического сотрудничества и безопасности на европейском континенте. Продолжат работу по согласованию подходов или обмена мнениями наши представители при НАТО, ЕС, ОБСЕ, Совете Европы и ряде других организаций. Это очень полезная форма взаимодействия по вопросам, представляющим обоюдный интерес.

Договорились развивать практическое сотрудничество между тремя странами по конкретным направлениям. Практические дела зримо приносят пользу нашим людям. Хороший пример – российско-польское Соглашение о местном приграничном передвижении между жителями Калининградской области России и сопредельными воеводствами Польши.

У нас закрепляется хорошая практика в сфере подготовки дипломатических кадров – в 2013 г. состоялись два семинара для молодых дипломатов в Москве и Варшаве. Рассчитываем, что очередное подобное мероприятие пройдет в Берлине.

Условились продолжать трехсторонние конференции историков, в том числе по проблематике Второй мировой войны. У нас налажен триалог между высшими учебными заведениями с участием Балтийского федерального университета им.И.Канта, университета Н.Коперника (г.Торунь, Польша) и Европейского университета «Виадрина» (г.Франкфурт-на-Одере, Германия). Поддерживаем и другие формы молодежных и студенческих обменов.

Рассматриваем также конкретные направления нашего сотрудничества, которые в форме совместных проектов нацелены на содействие социально-экономическому развитию Калининградской области.

Благодарю коллег за участие в весьма полезном разговоре.

Вопрос: Почему вы не обратитесь напрямую к сепаратистам в восточной Украине и не скажете им, что больше их не поддерживаете? Это было бы важным шагом на пути к прекращению огня.

С.В.Лавров: Прежде всего, скажу, что если у кого-то создается впечатление, что мы в сегодняшнем формате друг другу лекции читаем, то это не так. Когда нет представителей прессы и публики, мы очень по-деловому разговариваем и слышим друг друга гораздо лучше. Но, как мы отметили в ходе наших дискуссий, между публичными заявлениями и реальной политикой существует достаточно серьезная дистанция. Беда лишь в том, что публичные заявления заводят общественное мнение, а потом политики вынуждены на это реагировать. Получается замкнутый и не очень хороший круг.

Повторю, трехсторонний формат я считаю очень полезным, в том числе и потому, что некоторые вопросы мы рассматриваем по-разному. Россия хотела бы, чтобы принципы, которыми руководствуется международное сообщество и наши партнеры в Европе, применялись на основе единых стандартов. Как Вы помните, когда в феврале нынешнего года начинался украинский кризис, члены НАТО, Совет министров обороны стран альянса и его Генеральный секретарь приняли не одно заявление, призывая Президента Украины В.Ф.Януковича не отдавать приказ об использовании армии против протестующих. Хотя протестующие, как известно, вели себя весьма агрессивно. Такого приказа отдано не было. Россия во многом способствовала тому, чтобы так и произошло, и армию не задействовали против собственного народа, собственных граждан.

Сейчас, когда изменившаяся необычным – силовым антиконституционным – путем власть отдает приказ использовать армию, наши европейские партнеры говорят о том, что применять ее на своей территории – это естественное, легитимное право каждого государства. Я не даю этому оценку, а просто констатирую отношение к данному принципу до антиконституционного переворота и после того, как он свершился.

Поэтому ключом к разрядке ситуации, по-нашему убеждению, является прекращение войсковой операции против протестующих. Именно тогда люди, которых Вы называете сепаратистами, убежден, ответят взаимностью Никто не заинтересован в том, чтобы продолжалась война. Но когда боевая авиация атакует центр города, как это было в Луганске, используются артиллерия для обстрела жилых кварталов, бронетранспортеры, танки, невозможно обвинять людей в том, что они хотят защищать города, поселки, в которых живут они и их дети. Оттуда бегут беженцы. Идут они в основном в Российскую Федерацию. В Ростовской области, по некоторым сведениям, около 30 тыс. вынужденных переселенцев. Мы очень хотим, чтобы Генеральный секретарь ОБСЕ, который собирается в эти дни посетить Донецк, Луганск и заехал бы и в Россию, в частности, в Ростовскую область и поговорил с женщинами и детьми, которые спасаются от ужасов, творящихся в Донецкой и Луганской областях.

Мы слышали, что Президент П.А.Порошенко объявил о создании гуманитарных коридоров для жителей Донецкой и Луганской областей, стремящихся укрыться в других областях Украины. Мы это приветствуем, потому, что до сих пор беженцев из тех районов не выпускали, и они были вынуждены оставаться в зонах боевых действий. Так что это шаги в правильном направлении, равно как и то, что Президент П.А.Порошенко продекларировал в качестве своих намерений прекращение огня и начало подлинного диалога.

Министр иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер только что сказал, что хорошо, что эскалация уступает место более спокойному процессу. К сожалению, пока это не так. Параллельно с контактами, нацеленными на поиск выхода из сложившейся ситуации, боевые действия продолжаются, а в ряде случаев даже интенсифицируются. Мы очень внимательно будем следить за сводками с места событий. Для запуска процесса успокоения, по нашему убеждению, необходимо взять за основу и в качестве руководства к действию «дорожную карту» Председателя ОБСЕ, Президента Швейцарии Д.Буркхальтера – прежде всего, это касается прекращения насилия и начала переговоров.

Мы приветствуем роль ОБСЕ и участвуем в контактах, которые проводятся в Киеве с единственной целью – способствовать началу выполнения украинскими властями «дорожной карты» ОБСЕ в соответствии с прозвучавшими из уст Президента П.А.Порошенко заверениями. Будем этому содействовать. Сторонами в конфликте являются украинцы. Не создавать же условий, для неучастия в диалоге представителей Юга и Востока означает только одно – затягивать кризис до бесконечности и продолжать делать ставку на военную силу в расчете на то, что будет обеспечена достаточно кровавая победа, после которой можно будет диктовать условия Юго-Востоку. Надеюсь, всем понятно – это путь к углублению кризиса, путь к катастрофе, а не преодолению нынешней ситуации, не к переговорному решению.

Вопрос: Вернемся к предложению Президента П.А.Порошенко о гуманитарных коридорах из юго-восточных регионов Украины. В какую сторону они пойдут? Вы оцениваете данный шаг как действия, нацеленные на полное прекращение карательной операции, или как возможность развязать руки украинским силовикам, чтобы потом они могли действовать по принципу «кто не выжил - я не виноват»?

С.В.Лавров: Очень надеюсь, что второй вариант исключен. По крайней мере, публичные заверения Президента Украины П.А.Порошенко мы принимаем на веру и хотим, чтобы они подкрепились реальными делами. Думаю, когда речь идет о гуманитарных нуждах людей, все остальное должно уходить на второй план. Люди, которые хотят спастись на российской территории от ужаса, в который погружен Юго-Восток Украины, получают у нас пристанище. Мы им оказываем максимально возможное содействие, помощь и заботу. Другие хотят укрыться от войны на территории Украины. Конечно, такая возможность должна быть предоставлена.

Исхожу из того, что это не является хитрым военным ходом, смысл которого в том, чтобы развязать руки силовикам. Надеемся, что за этим последует полное реальное прекращение огня, не только громогласно объявленное, но и подкрепленное конкретными делами.

Как говорил Президент России В.В.Путин на мероприятии в Нормандии и в своих интервью, мы будем готовы использовать свое влияние, чтобы способствовать согласованию параметров устойчивого и долгосрочного прекращения огня.

Вопрос: Как Россия будет реагировать на возможное подписание Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом, о чем недавно заявил Президент П.А.Порошенко? Каким образом Россия собирается в условиях оккупации Крыма искать компромисс с мировым сообществом и на какие международные формулировки ссылаться?

С.В.Лавров: Такая формулировка имеется в Уставе ООН - есть такой документ, в котором закреплено право народов на самоопределение. Там же закреплен принцип территориальной целостности государств. Есть и специальный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, в котором разъясняется соотношение между этими двумя принципами. В частности, в нем говорится, что государство, территориальную целостность которого необходимо уважать, само обязано уважать право народов, живущих на данной территории, на самоопределение и не использовать силу для лишения их этого права. Я не цитирую юридические формулировки. Документы такие существуют - я их назвал - можете с ними ознакомиться. Это весьма поучительно.

Что касается отношений Украины с ЕС, то у нас на этот счет нет никаких противопоказаний. Мы не можем никому запретить развивать контакты с какими-либо международными структурами, тем более в сфере экономического сотрудничества. Единственное, что я хотел бы уточнить: украинцы должны сделать свой выбор самостоятельно. Они сами должны решить подписывать им соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом или нет. Если они такое решение примут, то возникнут последствия для тех обязательств, которые Украина уже давно взяла на себя в рамках Соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Противоречия между одними обязательствами и теми, которые Украина только собирается на себя взять в случае подписания документа с ЕС, подробно описаны в ряде выступлений, включая интервью Президента России В.В.Путина иностранным корреспондентам. Все хорошо известно.

Право Украины никто не оспаривает. Но если украинцы выберут ассоциацию с ЕС, которая противоречит целому ряду обязательств Украины по зоне свободной торговли СНГ, то льготы, получаемые в рамках зоны СНГ, прекратят свое действие, и в торговых отношениях с Украиной Россия вернется к режиму наибольшего благоприятствования. Это нормальный торговый режим, это не санкции. У нас нет одержимости санкционным зудом, как у некоторых наших партнеров. Мы не будем вводить санкции против Украины, а вернемся к нормальному торговому режиму наибольшего благоприятствования. Не станет льгот, потому что они будут противоречить сути Соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Вот и все. Выбирать украинскому народу. Причем, когда мы говорим, что Украина должна выбирать, мы уважаем любой выбор. Одновременно со стороны некоторых членов Евросоюза звучат требования уважать выбор Украины в пользу евроинтеграции. Выбор еще не сделан, его предстоит сделать руководству страны. Желательно, чтобы он делался, когда на Украине все органы власти будут полностью легитимны и начнут пользоваться народной поддержкой, а не так, как сейчас попытаются сделать все впопыхах, явно демонстрируя какую-то нервозность, что могут не успеть. Надо больше доверять украинскому народу. Мы только за это.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати