ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление заместителя Министра обороны России А.Антонова на открытии Дней науки в МГИМО

13:29 16.04.2014 •

На прошлой неделе в МГИМО (У) МИД России открылись традиционные «Дни науки 2014». В этом году все мероприятия в рамках Дней науки объединены общей такой темой, как “Современные аспекты международной безопасности”. Инициативу МГИМО обсудить различные аспекты этой темы поддержали представители таких авторитетных структур как Министерство обороны, Совет безопасности, Организация Договора о коллективной безопасности, другие. На открытии «Дней науки 2014» выступили ректор МГИМО академик А.Торкунов, заместитель секретаря Совета безопасности России Е.Лукьянов, заместитель генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) В.Семериков и заместитель министра обороны России А.Антонов, с  тезисами доклада которого, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться:

В мировой политике происходят серьезные изменения. Налицо новая расстановка сил, изменение характера угроз и вызовов безопасности. Разумеется, меняются формы и методы противодействия им.

Несмотря на многочисленные усилия, после «холодной войны» вопросы доверия, открытости, предсказуемости, снижения военной и политической напряженности остаются в центре внимания политиков и военных. Беспокоит усиление нестабильности и конфликтного потенциала в мировых делах.

Обостряется борьба за доступ к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим ресурсам и рынкам сбыта. Лидерство в информационной сфере становится необходимым условием политического и военного превосходства.

Новый феномен международной жизни – «цветные революции», которые ведут к негативным военным, политическим и экономическим последствиям в различных регионах мира. «Цветные революции» рассматриваются на Западе как способ «распространения демократии», а по существу представляют собой метод ненасильственного свержения неугодного правительства. 

Как сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем обращении по Крыму 18 марта с.г., странам, где проводились «цветные революции», «навязывались стандарты, которые никак не соответствовали ни образу их жизни, ни традициям, ни культуре этих народов. В результате вместо демократии и свободы – хаос, вспышки насилия, череда переворотов. «Арабская весна» сменилась «арабской зимой».

Разумеется, нас волнуют в первую очередь попытки реализации проектов «цветных революций» на пространстве вблизи российских границ, на территории наших соседей. Понятно, что такие действия направлены и против России.

Тема «цветных революций поднималась несколько дней назад на встрече министров обороны стран-членов ШОС в Таджикистане.  Мне кажется, что нам вместе надо внимательнее отнестись к этому феномену, который не несет ничего хорошего для народов соседних стран и России. Мы будем говорить о «цветных революциях» на Московской конференции по международной безопасности, которая пройдет 23-24 мая в Москве. С удовольствием примем участие в обсуждении данной проблематики по линии неправительственных и академических институтов.

Крайний пример реализации самого жесткого варианта «цветных революций» – Украина.

Все необходимые характеристики событий  в этой стране дал Президент Российской Федерации В.В.Путин. Несколько дней назад в Таджикистане Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К.Шойгу предостерег нынешнее руководство Украины относительно опасности заигрывания с неонацистами и поощрения русофобских настроений, что может обернуться трагедией не только для Украины, но и для всей Европы.

В этих условиях крымчане поставили вопрос просто и понятно. Открыто и честно люди выразили свою волю быть с Россией. Теперь мы вместе более чем с двумя миллионами крымчан.

Несколько слов о действиях Минобороны России в этих условиях. Когда возникла угроза жизни гражданского населения Крыма и опасность захвата российской военной инфраструктуры экстремистскими организациями, подразделения Черноморского флота усилили охрану российских военных объектов.

Как подчеркнул Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К.Шойгу на коллегии Минобороны России 4 апреля, «в ходе данного мероприятия Российская Федерация не нарушила ни одного двустороннего договора с украинской стороной, а также своих международных обязательств.

Количественные показатели сил Черноморского флота по личному составу и боевой технике не вышли за рамки допустимых».

А теперь, на мой взгляд, самое главное, что сказал Министр: «благодаря высоким морально-волевым качествам, хорошей подготовке и выдержке российских военнослужащих, удалось не допустить кровопролития».

В связи с ситуацией на Украине мы столкнулись с внешним противодействием. В отношении нас введены санкции, нам грозят наказаниями. Свернуто военное сотрудничество с НАТО и отдельными государствами альянса. Нашим дипломатам даже ограничили вход в штаб-квартиру блока. Просто смешно.

Итоги  встречи мининдел стран НАТО 1-2 апреля в Брюсселе показали, что в альянсе победили сторонники жесткого курса по сдерживанию России, по приданию нашей стране облика врага, долговременного противника.

Некоторые натовцы не скрывают, что, не возражая против сотрудничества с Россией, они преследовали лишь одну цель – заставить нашу страну вести себя на международной арене так, как это нужно государствам Североатлантического блока. Из Брюсселя слышны призывы пересмотреть «пакет» прежних договоренностей по российско-натовскому взаимодействию.

Более откровенными стали высказывания в отношении ПРО, которую некоторые страны уже открыто рассматривают, забыв все прежние слащавые увещевания, в качестве военного противовеса растущей «экспансионистской» политике России. Все это лишь подтверждает наши прежние оценки о том, что ПРО в Европе в рамках ее нынешних планов направлена на подрыв сил ядерного сдерживания России.

Мы обратили внимание на планы некоторых натовских стран разместить на своей территории вблизи российских границ крупный военный потенциал Североатлантического блока, что полностью противоречит договоренностям с НАТО. Появляются новые самолеты, участились учения альянса. В общем, речь идет о той самой возне у наших границ, о которой говорил В.В.Путин.

На фоне украинских событий отчетливо прослеживается растущее внимание НАТО к ситуации на постсоветском пространстве. Участились контакты натовцев с представителями не только Украины, но и Молдовы, Грузии.  Подстегиваются те силы в этих странах, которые выступают за дальнейшее сближение с НАТО.

Схемы не новы. Мы видим, что натовцы делают на Украине, чтобы не допустить нормализации отношений с нами. Тиражируются страшилки в отношении российских Вооруженных Сил. Идет жесткая бескомпромиссная информационная война.

В последние дни ужесточились сообщения западных СМИ относительно «тысяч» российских военнослужащих на российско-украинской границе. То говорится о 220 тыс. человек личного состава, то о 80 или 60 тыс. 7 апреля на экстренном заседании Постоянного совета ОБСЕ и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности постпред США вновь обрушился на нас с голословными обвинениями.

Понимаю, что в пропагандистском угаре вряд ли кто-то поверит нам на слово.

Однако у нас с западными странами существует объективный критерий оценки военной деятельности государств. Это режим транспарентности и доверия в области  обычных вооружений – Договор по открытому небу и Венский документ о мерах по укреплению доверия и безопасности 2011 года.

Мы строго выполняем обязательства по этим соглашениям. Так, только за последнее время территорию России посетили восемь инспекционных групп. Причем дважды наши объекты и районы дислокации войск вдоль российско-украинской границы проверяли украинские военные. Кроме того, мы приняли на нашей территории инспекторов из США, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Польши, Латвии, Эстонии, Финляндии. Видимо, «случайно» большинство из инспекционных групп (семь миссий) интересовали регионы, прилегающие к украинским границам.

Иностранным миссиям была предоставлена возможность побеседовать с командованием российских частей и подразделений, сфотографировать места дислокации личного состава и военной техники, проконтролировать их на маршрутах передвижения.

Выводы, которые зарубежные партнеры сделали в ходе итоговых брифингов (а это обязательная процедура инспекционной деятельности) сводятся к одному – никакой незаявленной военной деятельности, которая могла бы угрожать безопасности соседних государств, Вооруженные Силы России не ведут.

Что же касается «замораживания» военного сотрудничества стран НАТО с нами, хочу сказать, что мы спокойно относимся к этому шагу. Мы в той же степени заинтересованы во  взаимодействии с альянсом, что и коллеги.

На этом этапе мы адекватно прореагировали на недружественную политику альянса к нам, отозвав своего военного представителя для консультаций. Проводим анализ военной составляющей сотрудничества с НАТО.  Будем внимательно следить за изменениями в ядерной и противоракетной политике альянса.

Мы не допустим превращения военных вызовов со стороны НАТО в угрозу военной безопасности для нашей страны. Будем действовать аккуратно, точечно, без эмоций, которыми так полны нынешние действия НАТО в отношении России.

За рамками моего выступления остались проблемы наших взаимоотношений  с Китаем, Индией, странами АТР, Ближнего Востока и Севера Африки, Латинской Америки. Однако отведенное мне время не дает возможности детально рассказать вам о ситуации на этих направлениях.

Мне хотелось затронуть те проблемы, которые сегодня, как мне представляется, являются самими актуальными и затрагивают каждого сидящего в этом зале. Разумеется, готов ответить на любые вопросы в отношении международной безопасности.


Тезисы доклада для публикации были предоставлены редакции журнала «Международная жизнь» Центром военно-политических исследований  МГИМО (У) МИД России.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати