ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Аждар Куртов: Возможный контракт между Москвой и Тегераном - суверенное право России никто не может подвергать сомнению

11:29 19.01.2014 • Наталья Дегтярева, журналист

Недавно агентство Reuters опубликовало информацию о том, что Москва и Тегеран готовятся к подписанию контракта, в рамках которого Иран будет поставлять в Россию 500 тысяч баррелей нефти в обмен на продовольствие и другие товары. Информация о возможном заключении между Москвой и Тегераном договора по обмену иранской нефти на российские товары обеспокоила американские власти. США готовы ввести санкции против участников сделки. Своим экспертным мнением по этой проблеме поделился с журналом «Международная жизнь» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

Вопрос: Дайте, пожалуйста, оценку намерениям США добиваться санкций в отношении участников возможного договора?

- В международном праве существует незыблемая норма о том, что законодательство распространяется только на тех участников международных отношений, которые признают нормы международного права, признают те или иные конвенции, признают те или иные договора.

Если государство не является участником какой-то конвенции или какого-то договора, то нормы, которые содержатся в этом документе, для нее не обязательны для исполнения.

 В данном случае удивляет позиция Соединенных Штатов Америки. Они пытаются навязать свою волю всем участникам международных отношений.

Это явно противоречит общеправовому подходу и тому порядку, который уже действует длительный период времени. Санкции, введенные против Ирана, касались строго определенного числа участников, которые к этим санкциям присоединились. Если бы речь шла о санкциях Совета Безопасности ООН, тогда вопрос стоял бы немного по-другому.

Но в данном случае речь идет о желании Соединенных Штатов Америки во что бы то ни стало утвердить свое первенство в международно-правовой сфере. Российская Федерация, равно как и любая другая страна, является независимым государством во внешней политике.

И поэтому, как независимое государство, оно вправе участвовать в каких-то договорах, участвовать в каких-то соглашениях, участвовать в каких-то объединениях и союзах, в том числе, кстати говоря, и в Организации Объединенных Наций, или не участвовать. И это суверенное право России никто не может подвергать сомнению.

И тем более странно от американцев слышать попытки принудить Россию выполнять волю, за которой не стоит воля международного сообщества.

И еще я хочу сказать, на днях в Москве состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Сирии и Ирана.

Министр иностранных дел Ирана заявил, что переговоры по поставкам нефти во время встречи в Москве не рассматривались.

Возможно, что они все-таки ведутся, но ведутся, скажем, по другой линии. Или ведутся с его участием, но в других местах.

 Но то, что они не рассматривались на встрече в Москве, это довольно странно. Собственно, не является ли заявление агентства Reuters такой специальной дезинформацией, чтобы бросить тень на Россию в преддверии сложного вопроса – будет Иран участвовать в Монтре в переговорах или не будет.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати