ГЛАВНАЯ > В досье дипломата. Опыт нелинейной энциклопедии

Мнение: Обман и коррупция Пентагона вышли из-под контроля

13:08 16.12.2013 • Энгдаль Уильям Фредерик, немецкий историк и экономист, независимый журналист американского происхождения

«Самая крупная и опасная в мире военная машина вышла из-под контроля, и ищет поводы для новых войн или конфликтов для сохранения своего статуса.

Несмотря на то, что в последнее время Пентагон регулярно обвиняют в коррупции и растрате миллиардов долларов американских налогоплательщиков, никаких кардинальных мер для борьбы за чистоту своей репутации разведывательное ведомство США не предпринимает.

Периодически своих постов лишаются руководители того или иного уровня. Так, накануне в отставку подал заместитель главы Пентагона Клиффорд Стенли, которого поймали на растрате $400 тыс. Между тем подобные разовые «воспитательные» меры никак не отражаются на коррупционной машине Пентагона. Они являются лишь прикрытием полнейшей бесконтрольности этого самого богатого ведомства страны, да и, пожалуй, всего мира.

Эйзенхауэр был прав

В своем прощальном обращении к нации в качестве президента бывший генерал США Дуайт Эйзенхауэр сделал пророческое предостережение американскому народу, которое стоит того, чтобы процитировать его сегодня, в условиях разоблачений обмана и коррупции в Пентагоне, вышедших из-под контроля:

«Этот конгломерат огромного военного истеблишмента и крупной индустрии вооружений является чем-то новым в американской жизни. Экономическое, политическое, даже духовное влияние такого союза ощущается в каждом городе, в каждом здании администрации штата, в каждом ведомстве федерального правительства… Мы должны быть начеку, предотвращая необоснованное влияние, намеренное или ненамеренное, военно-промышленного комплекса. Потенциал опасного роста его неоправданной власти существует, и будет существовать.

Мы не должны никогда позволить этому союзу подвергнуть опасности наши свободы или демократические процессы. Нам не следует принимать что-либо на веру. Лишь бдительное и информированное гражданское общество может настоять на разумном сочетании огромной индустриальной и военной машины с нашими мирными методами и целями, с тем чтобы безопасность и свобода могли совместно процветать».

Рождение государства национальной безопасности

Сокращение расходов на оборону произошло в истории США всего лишь однажды - после союзнической победы в 1945 году. Война была выиграна, и мир требовал «перековать мечи на орала». Экономика США сразу же погрузилась в глубокую рецессию, так как миллионы рабочих мест были ликвидированы, а новых так и не появилось. Такая ситуация не могла устроить руководство Соединенных Штатов Америки. К 1948 году Вашингтон создал Организацию Североатлантического договора и разработал план Маршалла по восстановлению Западной Европы. Влиятельные круги нью-йоркского Совета по международным отношениям, в которых мелькали такие имена, как Нельсон Рокфеллер, Джон Фостер Даллем и прочие, заговорили о том, что милитаристская внешняя политика США может обеспечить такие экономические преимущества, которые перевесят расходы на нее. Эта идея получила название холодной войны. Ее основополагающей задачей стало решение проблем с дефицитом рабочих мест и контрактов оборонной промышленности.

Так были посеяны семена того, что Эйзенхауэр уже в 1961 году видел как опасное сочетание военной промышленности и бесконтрольных действий Пентагона.

Военные расходы растут при отсутствии врагов

Окончание холодной войны поставило перед военно-промышленным комплексом и его советниками-лоббистами, которых иногда называют неоконсерваторами, новую дилемму. Если «врага» нет, то, как они смогут претендовать на большую часть денег американских налогоплательщиков? Проблема «наступления мира», существовавшая с начала 1990-х годов, была в конце концов решена атаками 11 сентября 2001 года. После этого дня расходы на вооружение и разведку администрации Буша - Чейни, а позже и Обамы стали бесконтрольными.

В меморандуме после событий 11 сентября 2001 года министр обороны США Дональд Рамсфельд убеждал своих работников «продолжать нагнетать чувство угрозы» и требовал «лозунговых заявлений» для подогревания общественного энтузиазма по отношению к ­«глобальной войне против террора». Главной целью, писал он, было «заставить американский народ осознать, что в мире их окружают воинствующие экстремисты».

Сегодня в отличие от 1950 года в ЦРУ входит около 17 различных агентств. В настоящее время бюджет Пентагона составляет почти $700 млрд. в год. Получается, что «национальная безопасность» потребляет почти половину всех дискреционных средств федерального бюджета. Еще более удивительно, что ежегодные военные расходы США сегодня превышают годовые оборонные бюджеты 10 других ведущих стран, вместе взятых, включая Россию и Китай.

Вознаграждаемый обман

Недавно информационное агентство Рейтер провело расследование пробелов в отчетности министерства обороны США. Леон Панетта, будучи министром обороны, предпринял попытку обязать ведомство провести аудит к следующему, 2014 году, однако этого так и не произошло.

Одной из причин, как бы удивительно это ни звучало, стало то, что самая современная в мире машина убийства пользуется устаревшими системами записи, поиска и сбора данных в управлении. Скорее всего, она делает это намеренно, для того чтобы скрыть огромный обман.

Агентство Рейтер выяснило, что Пентагон использует пять тысяч различных устаревших, по большей части несовместимых друг с другом бухгалтерских и управленческих систем, многие из которых были созданы в 1970-е годы, а также вышедшие из употребления языки программирования, типа COBOL на старых ЭВМ. Они пользуются вышедшими из употребления файловыми системами, затрудняющими или делающими невозможным поиск информации.

Еще одним следствием тотального отсутствия контроля над фактическими запасами министерства обороны США является то, что Пентагон продолжает заказывать то, что уже имеется у него на складах в избытке. Простой пример: по состоянию на ноябрь 2008 года управление по тыловому обеспечению министерства обороны США имело на складах 15 000 запчастей для «Хаммеров», что равнозначно 14-летнему запасу. Однако согласно документам с 2010 по 2012 год управление закупило еще 7437 таких запчастей. Но и этого оказалось недостаточно. Управление разместило новые заказы, несмотря на то что спрос сократился вдвое, по мере того как подошли к концу войны в Ираке и Афганистане. Хранение всех этих бесполезных пуль, взрывчатки, ракет, винтовок, ракетных пусковых установок и другого военного снаряжения обходится в десятки миллионов долларов в год.

Апофеозом этого хаоса стал тот факт, что в 2010 году в рамках мероприятий по модернизации министерства обороны объединенное командование военного снабжения утилизировало компьютерную систему, отслеживавшую запасы и автоматически создававшую необходимые отгрузочные документы. Она была заменена системой, которая не делает ни того ни другого.

Действительно тревожной правдой здесь является не рассказ о правительственной расточительности или некомпетентности, а тот факт, что самая крупная и опасная в мире военная машина вышла из-под контроля и ищет поводы для новых войн или конфликтов с целью сохранения своего статус-кво. Неудивительно, что в последние десятилетия мы являемся свидетелями непрекращающихся войн и конфликтов, в которых военные США участвуют непосредственно, как в Ираке и Афганистане, или опосредованно, поставляя оружие оппозиционным силам в Ливии или Сирии».

(По материалам: «Инициатива Постглобализация»)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати