ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Портреты балканских политиков. Борис Тадич - 3-й Президент Сербии (11 июля 2004 - 5 апреля 2012). Часть 1. «Из диссидентов в президенты»

09:10 02.12.2013 • Константин Качалин, журналист-международник

Сербия, Белград, июль 2004

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Сегодня Борис Тадич занимает скромную должность "почетного председателя" "Демократической партии". Недавно он заявил, что думает о возвращении в "большую политику" и постарается сделать все возможное, чтобы ДП вернула прежнюю популярность и доверие своих избирателей. Тадич предлагает начать серьезную работу по преодолению "глубокого кризиса" главной проевропейской партии Сербии. Сейчас экс-президент Тадич твердо уверен, что стабильность в Сербии может строиться только на строгой симметрии власти и оппозиции.

Я знаком с Борисом Тадичем с конца 90-х годов, когда он вместе со своим другом и учителем Зораном Джинджичем пытался бороться с Милошевичем.

Летом 2004 года в Сербии проходили президентские выборы. Это была четвертая попытка избрать главу республики - три прошлые в 2002 - 2003 из-за неявки избирателей провалились. Многолетний президентский марафон должен был закончиться конкретным результатом. Во-первых, парламент отменил пресловутый 50-процентный барьер явки избирателей на выборы - весьма важное послабление. И, во-вторых, сербская диаспора, а это, по разным оценкам, больше четырех миллионов человек по всему миру, тоже получила избирательное право. А голоса “заграничных сербов”, как утверждали белградские аналитики, могли стать определяющими.

В азартной игре под названием “Выборы президента по новым облегченными правилам” было много необычных участников: миллионер Боголюб Карич, сербская принцесса Елизавета Карагеоргиевич, бывший министр юстиции Владан Батич, и экс-спикер парламента Драган Маршичанин. Но явных фаворита было только два Томислав Николич и Борис Тадич.

По социологическим опросам, проведенным накануне первого тура голосования, который прошел 13 июня, Томислава Николича поддерживало больше трети избирателей. После падения режима Милошевича в октябре 2000 года люди надеялись, что демократы изменят страну, сделают жизнь “блокадной Югославии” немного лучше. Но этого не произошло. Запад так и не дал обещанной помощи в несколько миллиардов евро.

После приватизации по западным стандартам большая часть предприятий так и не заработала. Средняя зарплата была 200 евро, а прожиточный минимум - 400 евро. Спасало только то, что у каждого серба были родственники в деревне. А сельское хозяйство в Сербии не только частное, но и очень развитое. Многие избиратели, разочаровавшись в демократах, переходили в ряды сторонников партии Николича.

Бориса Тадича в Белграде всегда называли прозападным политиком. Друг Зорана Джинджича, убитого 12 марта 2003, Тадич недолгое время был министром обороны Сербии и Черногории. Потом его избрали председателем "Демократической партии". В 2004 году ему было 47 лет. Тадич родился в Сараево в 1957 году.

Борис Тадич окончил философский факультет Белградского университета. Психолог. Работал в больнице, преподавал в гимназии, был радиожурналистом. В Белградском университете вел основы политической рекламы. В начале 90-х активно занялся политикой и стал заместителем Джинджича в Демпартии. С ноября 2000 до июня года 2001 года министр Югославии по телекоммуникациям. После создания нового государства Сербия и Черногория год был союзным министром обороны. Тадич не стремился опровергать свою прозападную ориентацию и считал НАТО стратегическим партнером. Но многие сербы, пережившие не только 79 дней и ночей натовских бомбежек весной 1999, но и долгие годы экономической блокады, никак не хотели, чтобы Брюссель взял страну под свой неусыпный контроль. Перед вторым туром Тадича активно поддерживал Евросоюз. Хавьер Солана летал в Белград чуть ли не каждую неделю. Денег в угасающее демократические движение Сербии перевели немало. Естественно, что после этого разрозненные сербские демократы выступили единым фронтом в поддержку Бориса Тадича. Плюс к этому ЕС пообещал кредиты только под Тадича. Сыграли свою роль и европейские политтехнологи, крайне осторожно убеждавшие избирателя, что в случае поражения Тадича Сербия может оказаться в изоляции. Ни о каком вступлении в НАТО и Евросоюз тогда можно и мечтать. Оставаться один на один с нерешенными социальными и региональными противоречиями сербы не захотели. Вот при таком раскладе Тадичу удалось выиграть схватку у радикала Томислава Николича .

(Продолжение следует)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати